Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 53. Культурное и природное наследие как объект охраны
Охрана культурного и природного наследия как прикладная научная дисциплина. Охрана культурного и природного наследия – специфическая область знания, носящая междисциплинарный характер и обладающей определенной идейной направленностью. Научная база охраны культурного наследия связана с такими дисциплинами как: история, археология, история архитектуры и искусствознание. Этой проблемой занимается довольно узкий круг ученых, по роду своей деятельности связанных с деятельностью общественных и государственных организаций по охране памятников. Охрана культурно наследия – важнейшее явление социального плана. Она не мыслима без научных изысканий, подвижнической деятельности музейных работников, государства. В изучении охраны культурного наследия отчетливо прослеживаются два направления: историческое и теоретико-методологическое. Первое включает в себя историю охраны культурного наследия, второе – теоретические разработки в области терминологии, критериев оценки памятников, а также характеристику самой сферы охраны старины как разновидности междисциплинарного знания. История культурного наследия России предоставляет исследователям богатейший материал по вопросам: изучения и фиксации памятников, реставрации и использования уникальных объектов, сохранения для будущих поколений. Опыт деятельности Министерства внутренних дел Российской империи, Императорской археологической комиссии, отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейного отдела) Наркомпроса РСФПС, научных обществ, археологических съездов – полезен для эффективного решения современных вопросов по охране памятников. Богатейший опыт изучения и сохранения памятников впервые был проанализирован виднейшим теоретиком музееведения А. М. Разгоном. В его работах на основе обширного архивного материала представлена картина охраны российских древностей с XVIII века до 1917 г. (статьи 1950-1970-х гг.) Эти работы продолжены археологами, искусствоведами, архитекторами. Теоретико-методологическое направление в области охраны культурного наследия представлено результатами научных изысканий Российского НИИ культурно и природного наследия («Наследие и современность»): понятийный аппарат, инструментарий научной дисциплины, правовые аспекты охраны национального достояния. Теоретические проблемы изучения культурного и природного наследия включают разработку принципов выделения объектов наследия, методики их оценки, сохранения и использования. Сложилась противоречивая ситуация, при которой растущая потребность теоретически осмыслить возрастающую роль культурного и природного наследия в кризисную эпоху всемирной и российской истории соседствует фактически лишь с фрагментарной, не консолидированной разработкой отдельных вопросов данного профиля. Ближайшая перспектива теоретических разработок – это в целях выявления наиболее актуальных проблем культурного и природного наследия, степени их изученности объединить усилий ученых на междисциплинарной основе, проводить работу в рамках проблемных научных групп. Современная литература свидетельствует о появлении в мире нового культурного феномена — образования в области культурного и природного наследия. Нам известны, в частности, существующие уже на протяжении ряда лет учебные программы в университетах Европы и других частей света. Эти университеты проводят крупные международные акции по развитию соответствующего образовательного направления. В их числе, например, проведенный недавно международный симпозиум «Всемирное наследие: вступая в будущее, охрана Всемирного наследия и университетское образование» (Токио, 2003 г.). В принятой на нем декларации утверждается необходимость и актуальность внедрения образования в области наследия в национальные системы обучения и воспитания. При этом подчеркивается значение такового не только для Японии или азиатского региона, но и для всех без исключения регионов мира. Известно, что именно на такой позиции в последнее время находится и ЮНЕСКО, проводящая целенаправленную политику активизации потенциала образования на всех уровнях — от дошкольного до университетского и послевузовского — в целях обеспечения эффективной политики охраны наследия и максимального вовлечения в неё широких слоёв общества. Важнейшей акцией ЮНЕСКО в этой сфере стало учреждение и поддержка деятельности Форума «Университет и наследие». В октябре 2004 г. в Буэнос-Айресе, Аргентина, на базе факультета архитектуры, проектирования и урбанистики Буэнос-Айресского университета (БАУ) состоялся очередной 9-й семинар. Форум (FUUH /ФЮУН) был учрежден в 1995 году Сектором культуры ЮНЕСКО по инициативе Ф. Майора, в то время — Генерального директора этой организации. В настоящее время он представляет собой всемирную сеть более чем 400 университетов стран всех частей света, связанных с преподаванием дисциплин о наследии и с соответствующими академическими исследованиями. Руководство его деятельностью осуществляется Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО совместно с Политехническим университетом г. Валенсии, Испания. Принципиально важно, что ФЮУН изначально создавался как междисциплинарный форум представителей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, нацеленный как на стимулирование научных исследований в сфере наследия, так и внедрение их результатов в образовательную практику. Ведущую роль в деятельности Форума играют его ежегодные тематические семинары, на рассмотрение которых выносятся наиболее актуальные вопросы политики в области наследия. Тема Буэнос-Айресского семинара была сформулирована как «Управление наследием: центр и периферия». Эта тема привлекла внимание 206 участников из 21 страны всех основных регионов мира. Основные категории: памятник, наследие, культурный ландшафт. Памятник – в правовой сфере – статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 2002). Памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли, достопримечательные места. По категориям значимости памятники делятся на: объекты федерального, регионального и местного значения. По форме собственности памятники делятся на: государственные (федеральные, субъектов Российской Федерации), муниципальные и частные. Типологически памятники подразделяются на памятники по: археологии, истории, архитектуре, монументального искусства. Все памятники включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Культурное и природное наследие – совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. Одной из культурных форм, выработанных человечеством для сохранения и трансляции памятников является музей. В современной литературе поднимаются вопросы актуализации наследия – т.е. деятельность направленная на сохранение и включение памятников в современную культуру путем активизации социокультурной роли памятников и их интерпретации. В практической сфере сложились определенные направления использования объектов: по первоначальному назначению, по назначению, отличному от первоначального, но не наносящие ущерб объекту; в целях презентации и изучения. В большинстве случает актуализация наследия рассматривается в аспекте его музеефикации. Культурный ландшафт – целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате объединения природных процессов и творческой, интеллектуальной, а также рутинной, жизнеобеспечивающей, деятельности людей. Культурный ландшафт включаеттерритории, на формирование которых воздействовал человек. Воздействие человека существенно изменяется природный ландшафт и приводит к новым явлениям. Ряд свойств природных ландшафтов и отдельных их компонентов, в том числе почв, раскрываются лишь при освоении этих ландшафтов человеком. Во многих искусственных ландшафтах созданы новые плодотворные почвы или проявились уникальные свойства этих почт, позволяющие получать значительную по массе и уникальную по качеству продукцию. Такие почвы также нуждаются в охране. Разработка теории охраны природы включает несколько аспектов. Во-первых, сохранение мирового генофонда: существующих видов растений и животных. Во-вторых, необходимо сохранение основных типов естественных биогеоценозов (экосистем) связей между всеми их компонентами. Обычно это делается путем создания заповедников и заказников. Охрана включает также охрану искусственных ландшафтов (типа «Ясная поляна», Каменная степь, Лосиный Остров, Кусково, Нескучный Сад и пр.). Понятие ландшафт обычно связывается с визуальными впечатлениями от пейзажа, картин природы, местности. Ландшафт рассматривается как природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат. Составляющие ландшафтного комплекса – массы твердой земной коры, климат, гидросфера, рельеф, почва, а также биосфера, в том числе человек как биологический вид. Ландшафт – понятие сложное, неоднозначное, имеется множество направлений исследования темы ландшафта. Роль человека в формировании современных ландшафтных комплексов и влияние деятельности человека на свойства ландшафта столь велика, что возникла необходимость в определении вида ландшафта, как результата освоения человеком природных пространств. В ландшафтоведении возникает такое направление, как ландшафтная экология. Это научное направление изучает ландшафты путем анализа экологических отношений между растительностью и средой, взаимодействие составных частей природного комплекса и воздействие общества на природную составляющую ландшафтов путем анализа балансов вещества и энергии. Изучение воздействия человека на окружающую среду и, как его результат, формирование типов среды стало особой областью ландшафтоведения. Ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека, называется антропогенным ландшафтом. Антропогенные ландшафты – это природная среда, преднамеренно, либо непреднамеренно измененная человеком. Один из видов антропогенного ландшафта – техногенный, разновидность ландшафта, где человек (промышленная деятельность) выступает центральным элементом, определяющим функционирование и структуру ландшафта. Противоположность антропогенному ландшафту – природный ландшафт, формирующийся или сформировавшийся под влиянием только природных факторов, не испытавший влияния деятельности человека. Понятие культурный ландшафт вводится в научный оборот Л.Бергом в начале 20 века. Учение о культурном ландшафте начинается в рамках физической географии, понятие культурного ландшафта тождественно понятию антропогенного ландшафта. В дальнейшем культурный ландшафт рассматривался представителями русской географической науки как частный случай антропогенного ландшафта, а именно – комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целесообразно сформированный. В свою очередь, антропогенный ландшафт – это измененный под воздействием человеческой деятельности природно-территориальный комплекс. Одно из современных исчерпывающих определений культурного ландшафта возникает в те годы (80-90 гг. XX в), когда среди специалистов возникает понимание в необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной) культуры. Культурный ландшафт – освоенный этносом, сообществом людей природный комплекс. Тип культурного ландшафта, наиболее ярко отражающий этнические, национальные аспекты взаимодействия человека и природы. Научные подходы к определению категорий: семиотический, аксиологический, географический. Семиотический Семиотика (от греческого – учение о знаках) - наука о знаках, знаковых системах и семиотической реальности. Предметом семиотики является анализ знаков и знаковых систем, полученных в различных науках или в практической деятельности, и их обобщение в рамках специфических для семиотики концептуальных схем. Семиотическая деятельность - деятельность ученых по созданию и применению знаков и знаковых систем в определенных областях знания. Семиотический подход предполагает изучение различных культурных и природных феноменов как знаковых систем. В музейном деле – один из инструментов научного анализа и описания взаимодействия разных знаковых систем, участвующих в формировании музеологического дискурса. Семиотический подход предполагает выявление смысла, теоретического осмысления исторического, технологического, мифологического и иных компонентов явлений, объектов. Аксиологический Аксиоло́гия (от греч. — ценность) – теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия. Аксиологический подход исходит из того, что всеобщих законов в истории не существует. Все в истории определяется с помощью индивидуализации, т. е. отношение к полезности, значимости к индивидууму. История должна быть историей для людей не как эволюционный процесс, а как духовное, ценностное самоопределение, становление нравственных, религиозных, эстетических ценностей, ценностей культуры. Процесс развития – это процесс становление и развития нравственных норм – может быть признан историческим процессом только в развитии активной, творческой, нравственной личности, творящей историю со своими нравственными ценностными установками. История имеет несколько форм проявления, где доминирует ценностная ориентация и ценностная установка на ориентацию повествователя истории поэзия, литература, устное творчество, нравственно-этические нормы, вещественные памятники. В Аксиологический подходе выделяют два направления: · идиографическая парадигма (примерно равное феноменологическому), сводящая изучение объекта к описанию специфических индивидуальных явлений, объектов, которые через расшифровывание психологии факта, позволяют выделить значимые, смысловые моменты социокультурного пространства. В этом случае предметом социокультурных исследований исследования становится исторический факт, историко-культурный объект; · плюралистическая парадигма, направленная на множественность культур, ее семиотичность, это так называемая «социология понимания» (М. Вебер), которая позволяет применять не только феномены константные, априорные. В этом случае предметом исследования становится не только факт, но и мышление «исторического» субъекта, процесс становления социальной системы, социокультурной сферы. Географический подход –общенаучный метод, сочетающий при анализе любой территории (малого ареала и населённого пункта, района, страны, объединения стран, континента, глобальной системы) два требования: учёт пространства и комплексность – «от геологии до идеологии». В экономических работах предполагает отказ от «точечного подхода» к экономике страны, когда всё её разнообразие описывается интегральными показателями и моделями без учёта пространственных различий, что ведёт к искажениям реальности и дезинтеграции единого экономического пространства. При географическом подходе недопустима обычная практика использования общих архитектурных и строительных проектов, нормативов и практик для всей страны. Комплексность связана с изменчивостью ведущих факторов социального развития того или иного региона, когда главную роль могут играть не только экономические, но и социальные, природные, этнические и др. факторы, а также синергетические эффекты от их сочетания на данной территории. Географический подход помогает установить реальную картину взаимодействия различных факторов, включая унаследованные традиции в хозяйстве, менталитет народа, населяющего данную тер., и сложные зависимости, связанные с географическим положением. В согласии с классическим географическим подходом, культурный ландшафт – сумма нескольких подсистем, а именно: природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, духовной культуры (в основном фольклора). Территориальные методы охраны историко-культурного наследия, реализуемые через концепцию культурного ландшафта, не имеют адекватного нормативно-правового обеспечения и практически не используются государственными органами охраны объектов культурного наследия, которые ориентируются на отдельные памятники, а не на территориальные комплексы. В то же время, согласно существующему разделению полномочий между органами исполнительной власти, задачи охраны недвижимых культурных ценностей традиционно относились к сфере компетенции государственных органов охраны объектов культурного наследия. Национальные парки как государственные учреждения должны очень тесно взаимодействовать с этими государственными органами. Однако сохранение и использование историко-культурного наследия в национальных парках требует принципиально иной организации работы, не отрицая при этом позитивного опыта существующих организационных структур. Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический. Хронологический критерий – это «возраст» объекта, определяемый длительностью временного интервала между датой создания и настоящим временем. Сакральный критерий – определяетне просто вотивную знаковость объектов, а «священность» с точки зрения знаковой роли объектов в восприятии общества: национальной самостийности, этнической уникальности, осознание себя как части общности, нерасшифрованной данности, «сакрализация» исторических личностей (князей, королей, императоров, ученых, мыслителей, писателей, поэтов и др.). Мемориальный – это выявление связи объекта с определенным лицом или историческим событием. Мемориальный критерий предполагает определение уникальности предмета с точки зрения конкретизации памятника, определения его реликварности, т.е. выявление тех особенностей, которые обладают высокой степенью эмоционального воздействия, особо почитаемой личности, явления, события. Эстетический критерий - признак, на основании которого дается оценка, определение или классификация объекта. Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения. В современной философской литературе понятия эстетики отнесены главным образом к искусству и других видов человеческой деятельности, не связанных с искусством, практически не рассматривается. Проблема эстетической оценки не проста. Подлинная эстетическая оценка требует подготовки, набора информации для сравнения, научных знаний. Выявить соответствующий алгоритм применения эстетического критерия сегодня достаточно сложно. Уникальность и общественная ценность. Общественное признание объекта – это признание объекта значимо ценным объектом, в котором проявляются творческих силы природы или человека: историческая феноменальность или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев по культурному наследию выделяются критерии общественной значимости с точки зрения уникальности: феномены исключительной красоты и эстетической ценности, инженерной, технической мысли человека. Критерий в полной мере применим к культурному ландшафту, в определении которого содержится указание на его способность “запечатлевать” исторические события, фиксировать их в своем компонентном составе или структуре. Применяется и понятие таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность. Используется и понятие ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. Уникальный памятник – сложное понятие, включающее в себя множество смыслов и имеющее множество определений. Date: 2016-05-15; view: 1064; Нарушение авторских прав |