Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 48. Информатизация в музее: история, современное состояние, перспективы
Новые информационные технологии в музее – совокупность научно-технических методов, средств и ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку информации в музее и ее распространение внутри и вне музейных стен. Информационные технологии направлены на снижение трудоемкости ручной работы, повышение доступности информации и эффективности ее поиска (компьютеризация фондов, создание баз данных и музейных сайтов), усиление информационности и коммуникативности музейной экспозиции, а также на сохранение цифрового наследия. Цифровое наследие – форма культурного наследия, закрепленная в «Хартии о сохранении цифрового наследия», принятой на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (2003). Цифровое наследие представляет собой совокупность электронных ресурсов, создаваемых в цифровой форме либо переводимых в цифровой формат. Включает в себя оцифрованные тестовые документы, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, веб-страницы, базы данных. Основные этапы компьютеризации. В последние десятилетия мы наблюдаем распространение компьютерных систем во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и использовании информационных технологий в музеях. Сегодня можно выделить три этапа. Основные черты первоначального этапа компьютеризации (1960–1980-е гг.): · экспериментальный, исследовательский характер работ, выполняемых отдельными энтузиастами; · использование больших ЭВМ, принадлежащих научным или учебным организациям; · использование сложных программно-технологических комплексов; · результат – создание машинных каталогов фрагментов отдельных коллекций. В 1990-е гг. – начинается этап создания автоматизированных систем учета музейных коллекций в крупных и региональных музеях страны. Третий этап (2000-е гг.) – этап создания систем, ориентированных на научные исследования в музеях. Эксперименты по созданию машинных каталогов в 1960 – 1970-е гг. Еще в начале 1960-х гг. зарубежные музейные специалисты осознали необходимость совершенствовать технологию работы с данными о музейных коллекциях. Как свидетельствуют зарубежные источники, в 1963 г. американский ученый Дэвид Вэнс (David Vance) воспользовался услугами мощного компьютера с целью обработки данных о небольшой коллекции Музея национальной истории. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы, и распечатаны на бумаге в форме каталога;это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера. Для реализации проекта использовалась большая ЭВМ с программным обеспечением SELGAM. Несмотря на то, что в те годы проект носил эксклюзивный характер, он сыграл свою положительную роль и послужил мощным импульсом для возникновения аналогичных инициатив как в США, так и в других странах. В 1960 – 1970-е гг. наметились две тенденции в подходе к музейным компьютерным системам: создание централизованной базы данных, ориентированной на применение мощной центральной ЭВМ, соединенной по каналам связи с множеством терминалов (база данных по Национальному Наследию – Франция), и создание децентрализованной системы, ориентированной на создание отдельных локальных баз данных (США). В эти годы происходит мощная волна компьютеризации американских музеев (в первую очередь – Smithsonian Institution), аналогичная работа проводилась в Канаде под контролем Канадской Информационной сети по Национальному Наследию (Canadian Heritage Information Network CHIN), в Великобритании под руководством Ассоциации музейной документации (Museum Documentation Association MDA). В 1975 г. появляется книга Роберта Чинхолла (Robert G. Chenhall) Museum Cataloging in the Computer Age (Музейная каталогизация в ЭВМ, 1983 г.). Широкий размах приобретают контакты на межнациональном уровне. Стало очевидно, что ни один даже самый крупный музей не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания базы данных, которая отвечала бы требованиям музея. Поэтому музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации (в рамках ИКОМ был создан Комитет по музейной документации (International Documentation Committee CIDOC), который еще с 1960-х гг. стал уделять самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций на основе применения компьютеров. Работая в CIDOC, специалисты из разных стран информируют друг друга о состоянии компьютеризации в странах-участницах, обмениваются опытом, вырабатывают рекомендации по наиболее важным проблемам, организуют работу по международным научным программам. Российские музеи начали использовать компьютеры для решения своих специфических задач с опозданием примерно на 15 лет. Директор Государственного Эрмитажа Б. Б. Пиотровский предложил в 1975 г. применить компьютерную технологию для обработки некоторых коллекций музея. Работы возглавил Я. А. Шер, используя ЭВМ «МИР-2», установленную в Ленинградском вычислительном центре АН СССР. К весне 1997 г. были готовы каталоги по двум выборочным коллекциям: античной художественной бронзе и петроглифам Центральной Азии. В самом начале 1980-х гг. в Государственном Русском музее были установлены терминалы, подключенные к мощной вычислительной машине «Cyber», размещенной в ВЦ АН СССР. Это позволило группе специалистов Государственного Русского музея под руководством Ю. А. Асеева приступить к работам по созданию базы данных о коллекции русской живописи музея. Инициатива совершенствования обработки музейных данных с помощью компьютера, предложенная Я. А. Шером и Ю. А. Асеевым была активно поддержана группой молодых ученых-программистов из Ленинградского отделения вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР). Машинные каталоги (проекты) носили экспериментальный характер, содержали весьма краткие данные, для их реализации использовались большая ЭВМ, установленная в ВЦ АН СССР в Ленинграде. В 1981 г.В. Г. Луконин, В. Я. Ноль (отдел Востока Государственного Эрмитажа) выполнили экспериментальный проект создания базы данных и получения машинных каталогов по сасанидским монетам. Описание носило научный характер, содержало более 100 признаков, для многих из которых была разработана система специальных словарей. Локальные текстовые базы данных по отдельным коллекциям в крупных музеях По заданию руководства Министерства культуры СССР для демонстрации участникам сессии Международного комитета по недвижимому культурному наследию ICOMOS (Москва, 1978 г.) разработана информационно-поисковая система (ИПС), предназначенная для хранения и представления данных о недвижимых памятниках истории и культуры. В создании проекта принимали участие две организации Минкультуры СССР (Институт искусствознания и Научно-исследовательский центр по комплексным проблемам управления и развития культуры Минкультуры СССР), специалисты из Института системных исследований АН СССР и одного из оборонных предприятий страны. В основу проекта был заложен принцип «двухконтурной» (по терминологии авторов проекта) ИПС: · первый контур – компьютерная ИПС с текстовыми описаниями нескольких сотен памятников русской культовой архитектуры, установленная в Вычислительном центре АН СССР; · второй контур представлял собой электромеханическую систему, предназначенную для хранения массива микрофиш с фотографиями научных паспортов тех же памятников (текст и фотографии различных видов памятника), и монитор для представления этих фотографий. Все это было размещено в помещении Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. Между первым и вторым контурами была организована телефонная связь. В основе компьютерной ИПС была база данных, содержащая массив формализованных описаний памятников русской культовой архитектуры (для демонстрации выбрано около 500 паспортов). Наиболее важные сведения о памятнике (название памятника, адрес, краткое описание, датировка, типология, состояние сохранности и др.) заносились в специальный формуляр; для формализации описания использовалась специально разработанная система словарей-классификаторов. Данные из формуляров переносились на перфокарты и с помощью программы ввода данных записывались в базу данных. Программа поиска позволяла сформулировать в машиночитаемом виде и передать запрос к ЭВМ непосредственно с удаленного терминала. По запросу пользователя ИПС должна была определить регистрационные номера соответствующих памятников, передать их по телефонному каналу в поисковую систему второго контура, в котором актуализировались найденные микрофиши. Результат поиска мог быть представлен на экране монитора или в виде распечатки на бумаге. К планомерным работам по созданию информационных систем о памятниках истории и культуры в СССР приступили с начала 1980-х гг., когда в структурe Научно-исследовательского центра по комплексным проблемам управления и развития отраслями культуры Министерства культуры СССР была создана целевая группа квалифицированных специалистов – системотехников, программистов, музейщиков. Получив доступ к зарубежным публикациям, группа провела тщательный анализ опыта применения компьютеров для обработки и хранения данных о культурном наследии в европейских странах и США. В 1985 г. по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР «АИС-ПАМЯТНИК», содержащая предложения по использованию компьютерных технологий в сфере культурного наследия как по недвижимым памятникам, так и по музейным коллекциям. Структурно система была организована по иерархическому принципу и включала различные уровни: · АИС для отдельного музея; · АИС, организованные на базе крупных музеев и построенные по тематическому принципу (например, АИС, объединяющие коллекции различных музеев по предметно-тематической области – русская живопись, зарубежная живопись и др.); · АИС регионального уровня, объединяющая в единую сеть музеи одного региона; · АИС государственного уровня (прообраз Государственного Каталога Музейного Фонда России, к работе над которым специалисты Министерства культуры РФ приступили только во второй половине 1990-х гг.). Автоматизированные информационные системы в крупных музеях. Первоначально созданием и внедрением автоматизированных систем занимались крупные музеи, имеющие хорошую материальную и финансовую базу и обладающие серьезным интеллектуальным потенциалом. Одним из первых в стране приступил к планомерной работе по компьютеризации Центральный музей Революции CCCP, для которого специалистами института ГИПРОТЕАТР был разработан автоматизированный банк данных по коллекциям музея «АБД-Музей». С помощью АБД-Музей во второй половине 1980-х гг. были созданы базы данных по разделам знамена, агитационный фарфор, живопись, реализованные на мини-ЭВМ IN-5000, которая была установлена в помещении Министерства культуры СССР. В этот период проводится оцифровка изображений русских икон из коллекции Государственной Третьяковской галереи с использованием уникального дорогостоящего зарубежного оборудования. В это же время активизируется работа и в других музеях: в Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже. Вскоре интерес к применению компьютеров для обработки данных о коллекциях стали проявлять не только крупные столичные музеи, но и небольшие региональные. Типовые проектные решения для региональных музеев. С начала 1990-х гг. начался новый этап информатизации музеев. Уже на первых порах внедрения АИС в повседневную практику стало очевидно, что при вводе в базу данных описаний музейных предметов необходимо соблюдать правила, определяющие как состав параметров описания предмета, так и единообразную терминологию. Если не выработать эти правила не соблюдать их в дальнейшем, то навести порядок в базе данных и в дальнейшем обеспечить поиск нужных сведений вряд ли будет возможным даже в одном отдельно взятом музее, не говоря уж об объединенной баз данных разных музеев. Проблема разработки стандартов на музейную документацию, и в первую очередь на стандарт описания музейного предмета, решением которой музейная общественность начала заниматься еще в 1970-е гг., приобрела особую актуальность. Работа над созданием стандарта описания музейного предмета, активно велась как на национальном, так и на международном уровне. В конце XX в. в странесоздаются профессиональные коллективы, ориентированные на разработку типовых аппаратно-программных комплексов для автоматизации учетно-фондовой работы в музее. Именно в эти годы появляются первые версии автоматизированных информационных систем для музеев: «МУЗЕЙ» была разработана в ГПИ «ГИПРОТЕАТР» Минкультуры СССР и внедрялась в музеях союзного значения; коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-МУЗЕЙ», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» - Комплексную Автоматизированную Музейную Информационную Систему «КАМИС». Первоначально все эти системы были ориентированы на создание текстовых баз данных, содержащих описания музейных предметов и на решение задач учетно-хранительского характера. Автоматизированные рабочие места для музейных сотрудников, входящие в «АИС-МУЗЕЙ» и «КАМИС» активно внедряются в музеях по всем регионам России. Программы становятся рабочим инструментом для музейного специалиста, постепенно исчезает элемент недоверия к техническим новинкам, свойственный многим гуманитариям (в России в середине 1990-х гг. компьютеризировано около 200 музеев). Интегрированные АИС, мультимедия в музеях, доступ в глобальное информационное пространство через Интернет С внедрением новых информационных технологий в музейную практику возникают новые требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать музейный специалист. Возросла роль международных контактов: российские специалисты стали активно участвовать в международных конференциях CIDOC, в конференциях национальных музейных ассоциаций по проблемам музейной информатики в США, Канаде, Великобритании и других странах. В немалой степени этому способствовало также создание Российской Ассоциации по музейной документации и новым информационным технологиям «АДИТ». Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась как совершенствованием аппаратно-программного комплекса АИС, так и расширением их функциональных возможностей. На смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Практически все музеи мира в той или иной степени применяют сегодня эту технологию в своей деятельности. Все большее внимание музеи стали уделять проблеме компьютерной коммуникации. С появлением глобальной информационной сети Интернет возможности коммуникации существенно расширились: появились электронная почта, списки рассылки, новостные разделы сайтов, электронные доски объявлений, телеконференции и мн. др. Трудно назвать область музейной деятельности, где применение Интернет было бы неактуально: он необходим музейным специалистам при комплектовании и учете коллекций, в научной, фондовой, экспозиционной и выставочной работе, в издательской деятельности, в работе со спонсорами, при решении административных задач и т. д. Именно поэтому с середины 1990-х гг. Интернет активно внедряется в повседневную жизнь музеев России. Количество сайтов, создаваемых музеями, экспоненциально растет, причем в основном за счет региональных музеев. В Интернете появились сайты, позволяющие получить доступ к базам данных музея, объем которых составляет десятки и даже сотни тысяч описаний с электронными изображениями. В России активно развиваются серверы, тематически ориентированные на работу с культурным наследием страны, среди них рассчитанный на широкую публику и на профессионалов портал «Музеи России» (http://www.museum.ru), профессиональный сайт «Музей будущего» (www.future.museum.ru), ориентированный на музейных специалистов «АДИТ» (http://www.adit.ru) и мн. др. Электронные публикации, созданные в российских музеях, получили высокую оценку в России и за рубежом, например, сайт «Государственный Эрмитаж» (www.hermitage.ru), признанный лучшим среди всех представленных в сети электронных публикаций о музеях (как российских, так и зарубежных) на престижной международной конференции «Museums and the Web» (Миннеаполис, 2000); сайт Государственного Дарвиновского музея (http://www.darwin.museum.ru), неоднократно награжденный Российской Академией Интернет; сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина (www.museum.ru/gmii) и др. Быстро растет количество мультимедиа изданий на дисках CD и DVD на базе музейных коллекций. Date: 2016-05-15; view: 831; Нарушение авторских прав |