Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и эволюция строительства





Общие требования к зданию музея. Музейные здания могут быть приспособленными или специально построенными. Среди первых выделяются исторические памятники, памятники архитектуры и градостроительства. При выборе зданий следует учитывать градостроительную ситуацию. Расположение относительно транспортных магистралей, культурно-просветительных учреждений, основных туристических маршрутов и т. д. Музей, выполняющий социокультурную роль, требует центрального расположения, т. е. влияет на градостроительные концепции поселения. Необходимо решение проблемы выделения земельных участков в центре города (как правило, наиболее дорогостоящих), поддержка со стороны администрации населенного пункта, города, области и т. д. Финансирование строительства здания музеев требует предварительно законодательного решения в первую очередь со стороны администрации. В условиях отсутствия или недостаточного финансирования государством возникает необходимость поиска альтернативных средств. В США проводятся широкие PR-компании по привлечению благотворительных средств и собирают на эти цели десятки миллионов долларов. Можно утверждать, что широкая финансовая поддержка со стороны общества и отдельных его представителей является, со своей стороны, объективной, а не декларативной, оценкой востребованности музея в социуме, понимания важности их функций. История, к сожалению, знает и обратные примеры. В годы войны политика воинствующих государств по отношению к завоеванным народом сводилась прежде всего к уничтожению их культуры и национального достояния. Только наиболее ценные музейные собрания вывозились, а все остальное взрывалось вместе со зданиями, так как сами здания являлись символом. Подобное случалось в истории и в эпоху «идеологических» реформ и революций: храмы превращались в склады, заводы, клубы и даже конюшни. На волне активизации национального самосознания в конце 1980 – середине 1990-х гг. строятся здания для национальных музеев в странах СНГ и автономных республиках и округах России. Показательно также, что их строительство велось в самый трудный в экономическом отношении период. Из таких последних новостроек можно назвать проекты в Якутии, Мордовии, Удмуртии, Башкортостане, Ханты-мансийском автономном округе, Эстонии, Латвии, Казахстане, Белоруссии и т. д.

Музеи предназначаются для собирания и комплектования памятников материальной и духовной культуры, их хранения, изучения и экспонирования.

Музеи принадлежат к особому типу научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществляющих многообразную деятельность предметным языком экспонатов. Профиль музея, функциональная специфика деятельности и коллекций, национальное своеобразие края, градостроительные особенности размещения являются основополагающими моментами в проектировании зданий музеев.

Каждый музей должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной коллекцией и формами деятельности. Особенность всех музеев – постоянный рост количества экспонатов, пополнение и обновление композиций. В соответствии с этим для музеев не может быть предложено нормирование аналогично объектам типового проектирования. Задача архитекторов музейных зданий сегодня заключается в формировании основные принципы проектирования музеев и в первую очередь наиболее распространенных – художественных и историко-краеведческих.

При открытии новых музеев или реконструкции существующих следует исходить из необходимости создания в регионе целостной взаимосвязанной музейно-выставочной системы, включающей музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и способствующей наиболее эффективному и всестороннему показу истории, природы, общественного развития, искусства, а также современных достижений в социально-экономической и духовной жизни.

В этой связи целесообразно создание централизованных фондохранилищ с лабораториями и мастерскими и преимущественное развитие сети специализированных музеев

Расположение и конструкция музея должны исключать такие факторы, как колебания температуры, влажности, загрязненность воздуха и др. В него должны входить следующие помещения: вестибюль, экспозиционные залы, фондохранилища, хранилища для временного хранения экспонатов, помещения для посетителей для работы с музейными коллекциями, читальные залы дл знакомства с фондовыми собраниями, административные помещения, помещения для работы научных сотрудников, помещения для каталожных залов, конференц-залы и лекционные залы, помещения для научной библиотеки музея и читальный зал библиотеки, лаборатории (археологические, этнографические, естественно-научные, фотолаборатии и др.), художественные, таксидермические и реставрационные мастерские, дезокамеры, помещения для работы типографий и др.

История музейного здания как самостоятельного архитектурного типа. Становление понятия «музейное здание» прошло несколько стадий своего становления. Можно говорить о «протомузейной» форме музейного здания как культурном образовании (арсенал, великокняжеские сокровищницы, церковные ризницы, аптеки и др.), наряду с утилитарными функциями выполнявшем задачу поддержания культурной памяти (собирания и хранения культурного опыта), в разное время и в различных сферах общественной жизни. Некоторые протомузейные формы переросли в музеи. На основе сокровищниц создавались дворцовые музеи, национальные архивы, библиотеки; большинство арсеналов, возникших для хранения и изготовления вооружения и боеприпасов, со временем были реорганизованы в военно-исторические музеи и пр. К протомузейным формам можно отнести царскую библиотеку Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), Мусейон Аристотеля (IV в. до н. э.), Мусейон Птолемея (III в. до н. э.), Пинакотеку в Афинах, греческие стои, дворец Нерона (I в.), виллу Адриана (2 в.) и др. В эпоху Средневековья музейные функции исполняли храмы и королевские сокровищницы, кабинеты и галереи в эпоху Возрождения.

Музейные комплексы в России: Кунсткамера, Оружейная палата, Новый Эрмитаж, Исторический музей, Политехнический музей.

Кунсткамера. Датой основания принято считать 1714 г., когда кабинет Петра I переводится из Москвы в Петербург и размещается в Летнем дворце. Торжественное открытие кунсткамеры состоялось в доме, конфискованном у опального боярина А. Кикина (Кикинские палаты) в 1719 г. – пять роскошно отделанных комнат с анатомическими, эмбриологическими, зоологическими, тератологическими препаратами. В 1728 г. Кунсткамеру перевезли из Кикиных палат в новое здание, специально построенное на Васильевском острове по проекту архитектора И. Маттарнови. В состав Кунсткамеры входили натуркамера с анатомическим театром, собственно кунсткамера с физическим кабинетом, мюнцкабинет с этнографическими коллекциями и императорский кабинет. В 1836 г. музеи биологического профиля переехали в другие помещения. Кунсткамера и музей антропологии и этнографии до 1887 г. существовали в одном здании. Только в 1887 г. этнографическим коллекциям было выделено помещение в новом флигеле музея в Таможенном переулке.

Оружейная палат. С 1851/1852 г. располагается в специально построенном двухэтажном здании (по планам архитектора К. А. Тона) у Боровицких ворот. Здание соединяется с Кремлевским дворцом крытым переходом на арках. Как хранилище драгоценных великокняжеских сокровищ известно с 1494 г., размещалась в Казенном дворце – каменное здание с каменными палатами Ивана III: квадратное, с пирамидальной кровлей и двумя окнами, выходившими на Соборную площадь. К Казенному двору примыкал Запасной – огромное здание, в котором хранились огромные запасы богато украшенной одежды. С 1511 г. предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные оружейниками, расширили коллекции казенного приказа. После пожара в 1737 г. спасенная часть коллекция стала располагаться в помещениях Житного и Сытного дворов Кремля. Только в начале XIX в. (1806–1810 гг.) по приказу Александра I для Оружейной палаты было построено специальное здание, но без сводов и печей (проект архитектора И. В. Егорова) – семь просторных экспозиционных залов. Во время войны с Наполеоном здание было уничтожено, и только в середине XIX в. музей переехал в новое помещение и продолжил работу.

Новый Эрмитаж. Первые коллекции разместились в Царскосельском Екатерининском дворце (1755). В 1764 г. Екатерина II приобретает коллекцию великих европейских мастеров; в 1767 г. заказала архитектуру Ж.-Б. Вален-Деламоту строительство павильона, в котором появилась и комната «Эрмитаж». В 1770-е гг. архитектор Ю. М. Фельтен построил Большой Эрмитаж – трехэтажный павильон. Впоследствии название перешло на весь дворцовый комплекс.

Исторический музей. Закладкамузея состоялась в 1874 г. в старинном здании Земского приказа, где до этого располагались аудитории Московского университета. На строительство был организован сбор пожертвований во многих губерниях России. Сооружение музейного здания велось по плану инженера А. А. Семенова, а фасад исполнялся по рисунку академика В. О. Шервуда. После перехода строительства под покровительство цесаревича Александра в его финансировании стала участвовать казна. Здание музея было возведено за пять лет, но отделка началась только через несколько лет – под покровительством нового заведующего музеем графа А. С. Уварова (фриз исполнен В. М. Васнецовым, украшение дверных и оконных проемов в соответсвии с архитектурными стилями русского государства). Он разработал внутреннее устройство музея: 11 залов. Исторический музей в Москве был открыт 8 июня 1883 г.

Политехнический музей. Инициатива строительства в Москве музея прикладных знаний принадлежит Обществу любителей естествознании, антропологии и этнографии при Московском университете (1870). Для строительства здания городская Дума безвозмездно выделила участок на Люблянской площади. Строительство по проекту И. А. Монигетти и архитектора Н. А. Шохина затянулось на три десятилетия. Первая очередь здания была открыта в 1877 г. Окончательное открытие произошло в 1907 г.

Музейные здания в XX вв.: особенности строительства и использования. Формирование национальной идеи, развитие науки и техники способствовали развитию музейной сети и строительству новых помещений для музеев. В середине XIX в. строится новое здание для Британского музея (проект архитектора Р. Смайрка). Проект предусматривал библиотеку и читальные залы для работы ученых. Этот объект стал стилевой основой для строительства сотни музейных зданий музеев Европы и Америки (стиль греческого Возрождения). Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903 г. инженером Оскаром фон Миллером (Немецкий музей) как часть Баварского национально музея, размещаясь первоначально в помещениях военных казарм. В 1911 г. начинается финансирование строительства нового здания на острове на реке Изар, в котором участвуют городская казны, правительство Баварии, центральное правительство, немецкие промышленности и других спонсоров. Открытие музея состоялось 6 мая 1925 г. – в день 70-летия О. Миллера.

В России в начале XX в. строятся здания для Музея изящных искусств (Музей слепков им. Императора Александра III) при Московском университете на Волхонке (архитектор Р. И. Клейн 22 зала для слепков, копий и оригиналов с отделкой помещений в стилях греческом, римском и эпохи Возрождения). Главный фасад здания украшала ионическая колоннада как копия греческого храма Эрехтейона, портики – колоннада и копии фриза Парфенона. В советском государстве уже в 1918–1919 гг. предлагаются проекты создания новых музеев и реорганизация уже существующих. Продолжаются и традиции частного финансирования коллекционных собраний коллекция Румянцева, Третьяковых, Бахметьевых. В губернских городах на общественные средства переоборудуются и строятся новые здания для губернских и уездных музеев: в Оренбурге, Томске, Иркутске (первое здание музеума было построено в 1782 г., возрождение которого началось в 1851 г.), Краснодаре, Пскове, Вятке, Рязани и др. В начале 1920-х гг. происходит национализация художественных ценностей. В музеи превращают дворцы и особняки, усадьбы и монастыри, которые представляют историко-архитектурную и мемориальную ценность. Многие из музеев-ансамблей открывались в том виде, в каком застала их революция. Первые мемориальные музеи появляются в 1910-е гг.: музей-архив Д. И. Менделеева, домик М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, дом-музей А. П. Чехова в Москве, музей Л. Н. Толстова, мемориальная квартира Н. Г. Рубинштейна. Историко-бытовые музеи открываются в усадьбах Царское село, Петергоф, Гатчина, Кусково, Останкино, Архангельское и др. Национализировались и превращались в историко-мемориальные музеи-усадьбы Ясная Поляна, Михайловское, Спасское Лутовиново.

Приспособление и реконструкция зданий для музеев коснулась и церковных зданий: Новый Иерусалим под Москвой (г. Истра), Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь в Москве, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри близ Вологды, Покровский собор (храм Василия Великого), музеефикация царской резиденции под Москвой – село Коломенское. Продолжается формирование новых мемориальных музеев: И. С. Тургенева в Орле, А. Н. Скрябина в Москве, А. С. Пушкина на Мойке и др. События Великой Отечественной войны отражались не только в экспозиционной деятельности, но и в строительстве специальных зданий: музей-панорама Сталинградской битвы, музей обороны Ленинграда, музеи в городах-героях, где возводились крупные музейные и мемориальные комплексы (Минск, Центральный музей советской армии и др.).

Во второй половине XX в. начинают действовать музейные объединения, музеи-заповедники под открытым небом (первые появились в 1958 г. в Новгороде, Владимире, Костроме, Горьком и др.).

Одним из результатов творческих поисков в музейной сети стало появление новых явлений в музейной сфере – культурных центров, где музейные коллекции и экспозиции занимают не единственное и не главное место: Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Центр Бобура (1977); Город науки и техники Ла Виллет (1986).

История Челябинской области и ее областного центра деонстрируют примеры как приспособления имеющихся историко-архитектурных памятников под нужды музея, так и строительства новых зданий. Челябинский областной краеведческий музей был открыт в 1923 г. в здании бывшего торгового помещения купцов Яушевых. В 1929 г. коллекции музея, экспозиционные площади и рабочие помещения разместились в здании Троицкой церкви (постройка 1914–1915 гг.). Только в 2006 г. для музея было построено новое здание. День открытия музея губернатор П. И. Сумин назвал историческим – не только потому, что здание музея выросло на месте первоначальной крепости, с которой начинался наш город, но и потому, что за последние 20 лет в России впервые вводится в строй подобный объект — специально построенное здание исторического музея. С начала строительства музейного здания прошло три года. Все это время город наблюдал, как на берегу реки Миасс росла грандиозная пирамида из зеркального стекла, современных металлических конструкций, уральского гранита и мрамора (архитектора С. Якобюк). Оно напоминает стены крепости с зубцами и бойницами и одновременно кажется очень легким. К тому же не только не разрушает вид одного из старейших зданий города, где расположился геологический музей (бывших купеческий особняк), но, пожалуй, еще и подчеркивает его красоту. Новый и старый музеи гармонично сливаются в единый ансамбль. Строительство краеведческого музея обошлось областному бюджету в 350 млн руб. На оформление внутренней экспозиции затрачено 160 млн. Был даже объявлен конкурс среди фирм, производящих оборудование для музеев. Победителями стали петербуржцы. Все витрины, планшеты и каркасы заказаны в Петербурге по эксклюзивным чертежам. Эксклюзивным является выделение помещений для создания экспозиции Детского музеи: три зала в виде историко-природной «кукольной» страны (пещера, город ХVIII в. с заводиками, железной дорогой, дворцами и улицами, настоящая рубленая уральская изба с русской печью, большим столом и лавками, со всей утварью. Можно сесть на лавку и свернуть для себя незатейливую куклу-оберег из кумача и разноцветных ленточек). Прежние здания музея не отличались широтой площадей. Теперь общая площадь музея составляет более 10 тысяч кв. метров. А фонды музея насчитывают сегодня четверть миллиона экспонатов.

Интересен музей, расположенный на территории экспериментального научного комплекса «Аркаим», который является не только крупнейшим археологическим памятником Южного Урала, но и визитной карточкой Челябинской области.Музей представляет собой 2–этажное здание выразительной архитектурной формы, площадью более 2 тысяч кв. метров. Первый этаж предназначен для работы научных, сотрудников, на втором этаже расположен демонстрационный зал для археологических экспонатов, в подвале разместилось фондохранилище. К зданию музея подведена оптико-волоконная связь, которая обеспечивает доступ в Интернет. Так же большое внимание было уделено строительству подъездных путей к зданию, которые позволят организовать экскурсионные маршруты.Всего на строительство объекта было выделено из областного бюджета 17,58 млн руб., из федерального бюджета (по адресной инвестиционной программе) – 8,2 млн. руб.

Состав и топография функциональных комплексов Материально-технический ресурс музея можно разделить на две категории: недвижимый (здания, сооружения, обустроенная территории и земля под ними); движимый (специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения музейной деятельности).

Музей и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, оснащенных телефонной и иной связью. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил противопожарной безопасности, безопасности труда, безопасности коллекций и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (температурно-влажностный режим, запыленность, загрязненность, шумы, вибрация и др.). Размеры площадей для экспозиционно-выставочной работы музея определяются в соответствии с нормативами экспонирования. На один экспонируемых предмет необходимо 0,4 кв. м экспозиционных площадей. Размеры площадей для хранения фондов музея определяются в соответствии с нормативами – 7 кв. м на 1000 музейных предметов. Размеры площадей основных производственных участков определяются в соответствии с нормативами: площадь одного рабочего места научного сотрудника и обслуживающего персонала – 6 кв. м; площадь для размещения архива – 20 кв. м; площадь для 1 рабочего места административного персонала – до 10 кв. м.

В музее требуется применять меры к обеспечению безопасности посетителей, персонала, защиты экспонатов (вневедомственная охрана, пожарная охрана, пожарные щиты, огнетушители, средства пожаротушения и др.). Необходимо, чтобы музей был оснащен специальным оборудование, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям современных стандартов, технических условий и др. Обязательными для музея сегодня являются наличие специального оборудования для хранения музейных фондов, электронной программы учета. Топография размещения функциональных комплексов зависит от архитектуры здания, концепции развития музея, традиционных форм развития музея и требований по выполнению музеем культурно-образовательных функций. В последние десятилетия явственно обозначились тенденции к строительству специальных зданий для фондохранилищ. Иногда они располагаются в нескольких километрах от экспозиционных площадей музеев. Одним из самых передовых называют Центр поддержки музеев Смитсоновского института, открывшегося в 1983 г. Он находится в 10 км от своего головного центра. Зигзагообразное здание составляет 50 тыс. кв. м. Здесь выделены центры консервации, хранения (с разделением по типологическому принципу), научных исследований, причем лаборатории размещаются в отдельных корпусах. Помещения для хранения предметов спроектированы совершенно глухими, а пространства лабораторий залиты светом. Воздух во все помещения поступает уже отфильтрованным и кондиционированным. Во всех помещениях установлены термостаты и гигростаты, которые позволяют поддерживать постоянный уровень температуры и влажности.

Распределение площадей основных функциональных комплексов. Техническое оборудование здания и основных функциональных комплексов.

Проектирование музейных площадей сегодня ориентируется на Рекомендации по проектированию музеев, разработанные ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева еще в 1988 году. Здесь сформулированы основные принципы проектирования музеев. Особое внимание уделено наиболее массовым профильным группам – художественным и историко-краеведческим. Приведены методика проектирования, классификация музеев, особенности их градостроительного размещения, требования к участку, составу и взаимосвязи помещений, объемно-планировочной композиции музеев. Отдельный раздел посвящен специфике проектирования панорам и диорам. Требования приспособляемости и перспективного расширения зданий музеев диктуются следующими практическими соображениями: ростом количества экспонатов; созданием новых коллекций; тематической или художественной перестройкой экспозиции; технологическими совершенствованиями; ростом посещаемости; развитием дополнительных видов деятельности. Процесс накопления всех видов памятников (истории, культуры, произведений искусства, естественно-научных предметов) носит для музеев постоянный характер. Динамика поступлений экспонатов является определяющим фактором форм перспективного расширения музеев и расчетных сроков амортизации зданий. При изучении этой проблемы следует принимать во внимание и специальные музееведческие факторы, ограничивающие беспредельное расширение: психофизиологические особенности воспитания и время оптимального восприятия экспозиции в пределах 1,5 ч, отчуждающих эффект больших комплексов.

Перспективное развитие музея может осуществляться в трех следующих основных формах: за счет внутренней перепланировки (приспособляемость); расширением здания; открытием филиалов.

Требование приспособляемости означает, что здание музея должно проектироваться с учетом изменений и корректировки функциональной программы во времени. С архитектурно-конструктивных позиций важно обеспечить максимально возможное сокращение опор в интерьере, жестко фиксированных перегородок, увеличение пролетов и конструирование подвесных потолков, допускающих изменение высоты экспозиционных помещений. Модульная или иная увязка конструктивно-планировочных размеров с параметрами оборудования обеспечивает гибкость преобразований. Емкость фондохранилища увеличивается на 50 % при применении компактных методов хранения на передвижных стеллажах.Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми, традиционными.

Основными направлениями в разработке сложных «растущих» структур с принципиально различными конструктивными схемами и программами проектирования являются ячеистые, веерообразные структуры и модульные конструкции, допускающие развитие композиции здания как по вертикали, так и по горизонтали.

В первом случае поиск структурного разнообразия основан на методе объемно-пространственного комбинирования стандартизованных ячеек квадратной, прямоугольной или многоугольной формы. Пространственное развитие структуры музея на базе единого укрупненного модуля и индустриальных изделий применимо для быстро растущих коллекций, например историко-археологического профиля. Традиционно-статичный подход к формированию пространства с использованием «трех прямых углов» учитывает психофизиологический фактор – простоту ориентации человека в таком пространстве.

Второе направление наиболее характерно для развития художественных музеев и представляет пример принципиально иного – «скульптурного» – метода комбинирования элементов структуры на основе использования традиционных блоков, объединенных в «открытую» систему. Преимущества схемы – в возможности такого «наращивания» блоков с учетом архитектурно-типологических требований, при котором создается возможность их независимого использования и непосредственного доступа из обслуживающей группы помещений, расположенной в центре.

Проблема расширения касается не только экспозиционных помещений, но и других частей здания. Рост коллекций не вызывает прямо пропорционального увеличения экспозиционных площадей, но требует в первую очередь интенсивного расширения фондохранилищ, а главное – резерва территории.

Таким образом, практически все музеи проходят через следующие временные этапы: этап формирования объекта – осуществление основной программы; этап роста – количественное увеличение элементов без радикального изменения композиционной целостности; этап развития – качественное преобразование структуры.

Помещения музея разделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея выделяют две основные зоны: А – посетительскую (постоянная экспозиция, временные выставки, кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации, вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы); Б – служебную (фондохранилища, рабочие помещения сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека, служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения). Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения площадей следующие: экспозиционные залы –45–55 %; фондохранилища –20–25 %; вспомогательные и обслуживающие помещения –25–35 %. Исходя из общности функционального назначения и внутренней взаимосвязи, в составе музея выделяют следующие основные группы помещений: вестибюль, экспозиционные залы, лекционный зал, административные, рабочие и подсобные помещения, лаборатории и мастерские, фондохранилища, технические помещения.

В случае размещения музея на самостоятельных участках территории, которые включают не только здания и парко-ландшафтные территории, предлагаются следующие требования к участку:

· Предпочтительность размещения в городском центре. Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля. Соблюдение данного требования обеспечивает равнодоступность музея для посетителей из разных районов.

· Включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и досуговыми учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и привлекает новые категории посетителей.

· Близость парка. Это условие необходимо для организации открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений и создания необходимых музею рекреационных зон.

· Достаточная площадь территории для строительства и перспективного расширения музея.

Данные требования не распространяются на музеи, расположение которых связано с определенным местом:

– мемориальные музеи;

– археологические музеи на месте раскопок;

– музеи предприятий, учреждений и учебных заведений;

– музеи в памятниках;

– музеи под открытым небом, требующие больших по площади незастроенных территорий, с ландшафтом, характерным для данного региона.

При выборе места для строительства музея требуется учет следующих основных факторов:

· Социальные цели: сохранение культурного наследия и его пропаганда; повышение образовательного и культурного уровня населения; проведение научных исследований.

· Назначение и специфика музея: место музея в общей структуре (центральный, головной, филиал), тип коллекции, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуговых).

· Характеристика города (населенного пункта): численность населения, структура расселения, предполагаемый регион охвата музеем, транспортная схема, перспективы развития города (населенного пункта) в целом и предполагаемого района для строительства музея, исторические и культурные традиции, развитие туризма.

Анализ структуры посетителей историко-краеведческих музеев показывает, что иногородние составляют существенную часть посетительской аудитории – от 32 % в крупнейших музеях до 78 % в небольших районных.

Для регионов с высокой плотностью населения и развитым межгородским общественным транспортом существенное влияние на посещаемость оказывает население тяготеющих населенных мест:

· Природное окружение: рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с точки зрения сохранности экспонатов и возможностей организации открытой площадки), форма и размер участка, ограничения использования, включая шум, вибрации и загрязнения, пригодность местности для проведения досуговых мероприятий.

· Градостроительная ситуация: наличие других музеев, учебных заведений (включая школы), научных учреждений (их мощность, тип, размещение и число), мест досуга и отдыха; ближайшее архитектурное окружение; тенденция развития; неблагоприятное для музея соседство с промышленными предприятиями, скоростными магистралями, железной дорогой и аэропортом; возможность поэтапного расширения здания музея.

· Структура населения: социально-профессиональный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы, туристы.

· Транспортная доступность: система общественного транспорта в районе строительства музея, размещение стоянок, пешеходная доступность к музею (легко доступен –15 мин ходьбы или езды местным транспортом, доступен –15–30 мин).

· Технико-экономические соображения: благоустройство территории, проведение сопутствующих строительству музея мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п.).

· Специальные требования. Краеведческие музеи: своеобразие естественно-природного ландшафта и архитектурного окружения как элементов экспозиционного показа. Художественные музеи: возможность размещения произведений монументального искусства на открытых экспозиционных площадках. Музеи в памятниках: обязательность охранных зон. Технические музеи: расширенный состав экспозиции под открытым небом. Музеи предприятий и учреждений: целесообразность их размещения без ограничений посещаемости режимом работы предприятий и учреждений.

Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную. Входная зона служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещается реклама и информация. Вблизи от входной зоны следует располагать стоянки для автобусов и автомашин. Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозиции в здании и предназначается для демонстрации различных экспонатов под открытом небом: произведений монументального искусства и скульптуры – в художественных музеях; образцов орудий, военной техники, каменных изваяний, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций, посвященных знаменательным событиям и героям, – в музеях исторического профиля; образцов флоры и фауны – в краеведческих. Для последних характерно также использование в экспозиционных целях защитного озеленения территории, устройство дендрария. Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами. Хозяйственная зона включает необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно ее размещение со стороны приема и отправки экспонатов. Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций. Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны. Участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем.

Date: 2016-05-15; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию