Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация музеев





Классификация (от лат. classis – ‘разряд’, и facio – ‘делаю’: дословно – распределяю по типам) – это логическая операция, состоящая в разделении всего множества предметов по обнаруженным сходствам и различиям на отдельные группы или подчиненные множества (классы, виды). Группы можно определить следующим образом:

· путем перечисления входящих в нее предметов

· путем выделения одного или нескольких признаков присутствующих или отсутствующих у предметов группы.

Классификация позволяет повышать оперативность исследований за счет четкого распределения информации, экономить время, выявлять решенные и неисследованные глубины знания. Путем классификации предметы систематизируются, т. е. приводятся в удобный для работы порядок.

Типология ( от греч. «топос» и «логос», дословно – ‘наука об образах, единых чертах’) – это выделение явлений и предметов по общности признаков, соединение их в группы по схожим (типическим признакам). Типология есть классификация по существенным признакам. В отличие от классификации, типология не предполагает построение схемы взаимозависимости и взаимодополняемости явлений и предметов, она только фиксирует наличие или отсутствие этих признаков. Типологический метод в науке предложил в конце XIX в. археолог О. Монтелиус, как приложение основ дарвинизма к предметам, связанным с человеческой деятельностью.

Музееведение, как одна из самых молодых (с точки зрения философско-теоретического осмысления) наук, включилась в классификационно-типологизационный процесс несколько десятилетий назад в 1980-е гг., когда теоретическое музееведение обрело цельность. Было осознано, что одним из необходимых шагов для научного исследования является его структурирование, систематизация, разработка обоснованной классификации. В современной системе классификации существуют значительные лакуны, связанные как со стремительным развитием теории и практики музейного дела, так и с «консерватизмом» музееведения. Классификационные схемы разных авторов существенно не отличаются от тех схем, которые в экспериментальном порядке были предложены еще на заре российского музееведения, в начале 1920-х гг. Но с нашей точки зрения, предлагая новационные классификационные схемы музейной сети, современные исследователи смешивают различные основания деления. Это приводит к сложности определения места того или другого музейного объединения в предложенных классификационных схемах.

На сегодняшний день сосуществует несколько оснований для классификации музейной сети:

· общественное назначение с точки зрения накопления, изучения и трансляции знания: научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные;

· профильное назначение музеев (его специализация), основанная на связи с конкретной наукой, техникой, производством, различными отраслями знания, видами искусства и культуры, музеи комплексного профиля;

· выполнение функции документирования с точки зрения доминантности хранимого и коллекционируемого наследия: музеи коллекционного типа (комплектование и хранение музейных предметов); музеи ансамблевого типа (памятники архитектуры с их интерьерами, парковыми зонами: музеи-заповедники, дворцы-музеи, музеи-квартиры, музеи-мастерские, дом-музей);

· административно-территориальный и признак объемности охватываемых проблем (республиканские, краевые, областные, районные);

· принцип юридического положения: государственные и ведомственные, общественные и частные.

Данные принципы классификации и выделения типов музеев получили свое теоретическое осмысление через закрепление трех базовых классификационных схем:

· административная: вся музейная сеть делилась на государственные (музеи системы Министерства Культуры; ведомственные); общественные (музеи школьные, муниципальные, предприятий, обществ, учреждений); частные музеи;

· профильная классификация: исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, архитектурные, естественнонаучные, технические, отраслевые, комплексные музеи;

· типологическая классификация – по доминированию функций (социокультурных, научных и учебных).

Если классификационные схемы хоть как-то разъяснили и систематизировали музейную сеть, то вопрос о типологии музеев до сих пор не получил исчерпывающего истолкования. Интерес к решению проблемы положил в 1929 г. Ф. И. Шмит работой «Музейное дело. Вопросы экспозиции». Ученый предложил выбрать основание для типологизации музеев. За основу был взят человек, а не музейный предмет. Исследователь назвал три типа (научные, учебные, популярные), которые в пределах группы могут делиться на подгруппы (по специализации научного знания, комплексности охвата, возрастным категориям и т. п.). Ф. И. Шмит выделил три основных типа музея, требующих совершенно разных методов подбора и показа материала:

· музеи научные – для специалистов: должны быть одновременно и лабораторией для исследовательских работ, и архивом уже произведенных исследований:

· музеи учебные – для учащихся: должны быть приспособлены к нуждам того учебного заведения, при котором они состоят; должны быть наглядно-иллюстративными или специально-профессиональными; содержать только то, что помогает усвоить учебный материал;

· музеи публичные – для массового посетителя:. публика пойдет в такой музей, только если там будет интересно; в публичном музее хозяином должен быть посетитель, массовый посетитель, и все в музее (даже хранители) должно быть к услугам посетителя. В музей широкие массы ходят в нерабочее время, в дни отдыха, для культурного развлечения. Задача государственных музеев, общественных музеев, в отличие от частных, выявлять интересные темы, которые бы смогли выполнять и просветительные функции, необходимые обществу. Это основное положение экспозиционной работы публичных музеев.

Предложенная типология прошла проверку временем. До конца XX–начала XXI в. в российском музееведении музеи классифицировались по трем уровням:

1. По типам:

· музеи научно-просветительного типа: социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общественности;

· музеи научно-исследовательского типа: подчинены в своей деятельности задачам той отрасли знания, с которой связан музей;

· учебные музеи: выполняют учебную и дидактическую функцию (при школах, лицеях, военных, медицинских и других профессиональных заведениях).

2. По форме собственности:

· государственные;

· муниципальные;

· общественные;

· частные;.

· Ведомственные;

· Церковные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета (Министерство культуры). Вместе с тем существует значительная часть музеев, которые относятся к группе государственных, но подчиняются различным министерствам и ведомствам – так называемые ведомственные музеи, которые финансируются из госбюджета через Министерство финансов (например, Зоологический музей Московского университета, Академия Наук и др. – 51 музей) и другие ведомства.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе данной классификации может лежать административно-территориальный признак, который приводит к делению музеев на: республиканские, краевые, областные и районные.

Выделяется и категория общественных музеев, которые создаются по инициативе общественности и действуют на общественных началах, финансируются теми учреждениями, которые их создали (органы культуры, школы, организации, предприятия и т. д.). До 1978 г. к ним был применим термин народный музей.

3. По профилям:

· архитектурно-ансамблевые (архитектурные, дворцово-парковые ансамбли, музеи-усадьбы, музеи-храмы, монастыри);

· естественно-научные (антропологические, биологические, геологические, медицинские, морские, палеонтологические, почвенные и др.);

· исторические (археологические, военно-исторические, военно-морские, историко-революционные, общеисторические, этнографические);

· художественные (декоративно-прикладного и народного искусства, изобразительного искусства, скульптуры, художественных ремесел);

· науки и техники и отраслей народного хозяйства (авиации и космонавтики, автотранспорта, горного дела, железнодорожного транспорта);

· комплексные музеи (краеведческие и др.);

· персональные, мемориальные (архитектурные ансамбли, в память об историческом событии, лице и др.);

· музеи-панорамы (включают как основной элемент – круговое живописное произведение);

· музеи-заповедники (как правило музеи под открытым небом; заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы). Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.

Развитие базовых профильных музеев предполагает появление новых, возникающих на стыке отдельных наук и культур. Сегодня в теорию и практику музееведения вводят новое понятие уникальные исторические территории как принципиально новую форму сохранения и бытования наследия (памятники истории, культуры, природы и коренное население как носитель живых традиций культуры). К ним могут относиться и монастырские комплексы, малые исторические города, исторические сельские поселения, исторические районы проживания малочисленных народов, исторические центры крупных городов, археологические территории, мертвые города. Выделяют и группу музеев, обладающих специфическими функциями, среди них мемориальные и краеведческие музеи.

Тем не менеесовременные поиски в теоретическом музееведении исистематизация музейной сети российских музеев привели к введению новых классификационных схем. Музейный словарь 2009 г. предлагает следующуютакую характеристику понятия классификация музеев – изучение и группировка музеев по определенным организационным, правовым и содержательным признакам. Дана следующая классификационная схема:

1. Профильные группы, т. е. специализация музейного собрания по его связи с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности. Профильные группы (исторические, художественные, литературные, музыки и театра, естественно-научные, науки и техники, промышленные, педагогические, комплексные). Основные группы делятся в свою очередь на более узкие направления – как привычные (археологические, этнографические), так и достаточно спорные (ботанические сады, зоопарки). В мировой практике присутствует разделение на гуманитарные, искусствоведческие, научно-технические, отраслевые. Но это не окончательный вариант профильной классификации.

2. О рганизационные типы (научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные).

3. Доминантный тип хранимого музеем наследия (коллекционные, ансамблевые, средовые). Коллекционный музей – музей, деятельность которого базируется в первую очередь на коллекциях движимых объектов. Исторически коллекционный музей наиболее древний и распространенный тип музеев. Термин стал применяться только в 1980-х гг. Ансамблевый музей – музей, деятельность которого основывается в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия (дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, музеи-усадьбы, дворцы-музеи). Формирование этого термина также приходится на 1980-е гг. Средовой музей – музей, для которого характерна музеефикация историко-природной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами и их взаимосвязями. Термин формируется только в 1990-е гг.

4. Категории культурной значимости (музеи федерального, регионального, местного значения, музеи – особо ценные объекты культурного наследия, музеи, входящие в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО).

5. Виды собственност: государственные, являющиеся собственностью государства – федеральные, субъекта Российской Федерации; муниципальные, находящиеся в управлении муниципалитетов, что связанно с законодательным закреплением муниципальной формы собственности в 1992 г.; общественные, создаваемые по инициативе общественности и действующие на общественных началах под научным руководством государственных музеев (до 1990-х гг. самая многочисленная группа музеев – музеи боевой славы, школьные, заводские, народные); частные – существовали в XIX в. и возродились как самостоятельное явление в 1990-е гг.; корпоративные – в классификационные схемы современной музейной сети включают и этот тип. Первые, видимо, появились еще в XVIII – XIX вв. (музей оружия при Тульском оружейном заводе – 1775 г., музей Петербургского фарфорового завода – 1844 г.). В советском государстве они подпадали под разряд общественных заводских музеев, но сегодня им вновь возвращается статус корпоративных.

6. Правовой статус (головные музеи, филиалы).

 

Date: 2016-05-15; view: 1058; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию