Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 9. История музеев как составная часть музееведения
Понятие музей появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под «мусейоном» святилище муз, а позднее с этим словом стало связываться и представление о месте для занятий литературой, наукой, научного общения. В Средневековье понятие музей вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом: музей стал коллекционным собранием редкостей, диковин. Но уже во второй половине XVI в. этот термин все чаще употребляют не по отношению к собранию, коллекции, а к помещению, в котором хранится коллекция. В эпоху Просвещения музей акцентирует внимание на образовательных возможностях, на пропаганде знаний для широкой публики. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. Демократизация музея ориентирует его на все слои населения. Вопрос об общественном предназначении музеев (социальная функция), имея давнюю историю, получает теоретическое обоснование только в XX в. В социальной специфике музейной деятельности традиционно выделяют три направления (функции): · документирование, т. е. целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов фактов, событий, процессов, явлений, происходящих в обществе и природе; функция документирования отражает научные и культурные потребности общества; · образование и воспитание – обусловленно познавательными и культурными запросами общества; · организация свободного времени – зависят от общественных потребностей в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Формирование и обоснование этих направлений имеет свою историю, знакомство с которой не просто обогащает информационный багаж теоретиков музейного дела, но и способствует разработке достойных, востребованных обществом на определенном этапе социально-экономического развития форм музейной деятельности. В последние годы проводятся социально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в условиях музея. Это позволяет включать в музейную деятельность формы коммуникации, предложенные другими направлениями коммуникативных воздействий на общественное развитие. Но без знания того, как развивалась теория и практика музейного дела, невозможно научное решение современных проблем музееведения. Музееведение, используя принцип историзма как базовый методологический принцип, исходит из того, что нельзя игнорировать основные связи исторических фактов и явлений. Без ясного понимания того, как складывались современные элементы, нельзя осознать и разработать требования к преобразованию. История музееведения сохранила множество фактов, выдвинуло достаточное количество плодотворных идей, критическое изучение которых способствует развитию музееведческого мышления. Предмет музееведения включает в себя историю музейного дела, которая изучает следующие проблемы: · возникновение музеев, их функционирование в разных исторических условиях, историю лиц, сыгравших определенную роль в формировании коллекционных собраний, заложивших основы музейного дела, и мыслителей, определивших теоретическую базу современного музееведения, выявив характеристики, способствующие развитию социального функционирования музеев в современном мире и постоянному расширению границ применения музейного знания как обязательно фактора развития земной цивилизации; · формирование музейной сети. История музейного дела включает в объект своего изучения как собственную историю, так и теорию и практику музейного дела. Источниками изучения истории музейного дела являются сами музеи, не помещения, а их коллекционные собрания, сформированные до XVI в. Эти коллекции и стали основой современных музейных собраний: изобразительные и вещественные источники (книги, письменные источники, вотивные предметы, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства, реликвии, скульптура). В XVII–XIX вв. к источникам по изучению истории музееведения добавляются естественно-научные коллекции, этнографические собрания. Развитие техники расширяет границы применения и демонстрации музейных предметов, тем самым расширяя и источниковую базу музейных исследований (фото- кино- фонозаписи, предметы техники и др.). Историография музееведения (музеография) начинает свой отсчет с трактата фламандского врача Самуэля Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной» (1565 г.). Квиккеберг предложил методику коллекционирования, классификацию различных типов кабинетов, изложил философское осмысление музея (кунсткамеры) «как зеркала мира». Проблемы экспонирования, реставрации рассматривает Джулио Манчини «Размышление о живописи». В 1727 г. Каспар Найкель, гамбургский дилер, опубликовал труд «Музеография», не только впервые введя термин, но и предложив ту структуру предмета музееведения, который мы пользуемся сегодня: краткое описание и история создания известных к тому времени музеев (в том числе и Петербургской кунсткамеры); классификацию немецких музеев; уход за собранием и источники пополнения коллекций (начальное тезаврирование); принципы классификации и экспонирования собрания. Историография российского музееведения связана с теоретическими и практическими работами Петра I, Н. В. Татищева, М. В. Ломоносова, Екатерины II, Б. П. Шереметева, И. И. Шувалова, Н. П. Румянцева и др. Первые проекты общенационального музея исходили из Румянцевского кружка. В 1817 г. в журнале «Сын Отечества» была опубликована статья Ф. П. Аделунга «Предложение об учреждении Русского национального музея»; в 1821 г. новый – проект Б. Г. Вихмана «Российский Отечественный музей». Философское осмысление музея, его социокультурной роли предлагают русские философы Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский. В 1918 г. проблемы музейного строительства в России стали решаться на государственном уровне, музеи были включены в идеологическую систему государства, управление музеями велось первоначально через Наркомпрос. Роль государства в музейной политике стала очевидна с 1918 г., когда был создан государственный музейный фонд, а в 1919 г. была проведена первая всероссийская конференция по делам музеев. В 1920-е гг. формируется государственная музейная сеть, разрабатываются и теоретические проблемы музееведения: в 1919 г. открывается Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения; в 1921 – 1924 гг. в Петрограде –Высший экскурсионный институт; в 1920-е гг. – действует Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры; в 1930-е гг. создается Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы, преобразованный в 1955 г. в НИИ музееведения (с 1992 г. Российский институт культурологии Министерства культуры РФ). Во второй половине XX в. решение проблем музееведения на государственном уровне продолжается: принимается постановление Совета Министров СССР «О музейном фонде СССР», ведутся теоретические исследования по проблемам музееведения и музеологии. В перечень программ Госкомвуза включены специальности «Музейное дело и охрана памятников» (квалификация историк-музеевед) и «Музеология» (квалификация музеолог). С 2003 г. новый образовательный стандарт вводит новую квалификацию – «музеевед». С появлением нового государства (в новых территориальных и законодательных границах) принимаются и новые основополагающие документы: Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996); «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998); «Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998). Разработка законодательных актов, положений и инструкций по практике музейного дела продолжается и сегодня.
Date: 2016-05-15; view: 1403; Нарушение авторских прав |