Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Теория музейного дела





Теория музейного дела (теоретическое музееведение) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования музея. В российской музееведческой литературе принято предложенное З Странским деление на четыре составных элемента: общая теория музееведения, теория документирования, теория тезаврирования, теория коммуникации.

1. Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения: исследует природу «музейной потребности» человека, феномен музейного предмета и музейного объекта, музей как культурную форму и социальные функции музея; разрабатывает классификацию музеев, научные основы всех видов деятельности, терминологический аппарат.

Под базовым объектом изучения музееведения подразумевается музей

как социокультурный институт, деятельность которого включает в себя собирание, изучение, хранение, демонстрацию музейных предметов. Сегодня музееведение рассматривает минимум два определения музея как исторически обусловленного многофункционального института социальной информации и как некоммерческое учреждение культуры. В определениях музея подчеркиваются основные функции музея, имеющие социальную окраску: формирование мировоззрения и системы ценностей, консолидацию и демократизацию общества, социализацию и развитие творчески-активной личности, формирование национального, регионального и профессионального самосознания, обеспечение исторической преемственности, расширение возможностей человеческого познания.

В предмете музееведения выделяют четыре основные части: историю музейного дела и формирование музейной сети, организацию музейного дела, музейное источниковедение, практическое музееведение.

Под методами музееведения понимают всю систему междисциплинарных принципов, подходов, методов и приемов научного познания и специфические методы музееведческих исследований, связанных с тезаврированием, экспозиционной и коммуникативной деятельностью музея.

При изучении структурных элементов музееведения выявляются понятие

и содержание функций музея (документирование, научно-исследовательская деятельность, культурно-образовательная, рекреационная, реконструкционная, идеологическая, воспитательная).

При определении места музееведения в системе научных дисциплин и формировании понятийного аппарата музееведческой науки исходят из междисциплинарного характера музееведения (с акцентом на общественный характер); рассматриваются проблемы формирования музейной сети, классификации и типологии музеев; разрабатываются научные основы всех специфических музейных видов деятельности; изучается феномен музейного предмета и музея, которые определяют особый статус музейных институтов как хранителей памяти земной цивилизации.

Понятие музейная потребность, ввел в научный оборот З. Странский, объяснив причины возникновения музеев специфическим отношением человека к действительности, проявляющимся в стремлении к собиранию и сохранению объектов культурного и природного наследия как истинных ценностей, не связанных с удовлетворением утилитарных потребностей, но формирующих гуманистический и культурный облик человека.

Социальные функции музея – исторически формирующиеся и изменяющиеся формы общественного назначения (использования) музея как многофункционального учреждения, реализуемые в основных направлениях музейной деятельности: функции документирования явлений и процессов в природе и обществе посредством сохранения и освоения культурного и природного наследия; функции образования и воспитания, акцентируемые в музейной коммуникации.

2. Теория документирования (понятие документ в научной терминологии появилось в начале XX в.) изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, т. е. с методологией документирования (информационно-исторический уровень) и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание, при изъятии музейных предметов из привычной для них среды и создание нового пространства их бытования (фонды, экспозиции, выставки). Функция документирования способствует отражению в музейном собрании на основе музейных предметов подтвержденных ими исторических или естественно-научных событий. Музейный предмет при этом приобретает знаковое значение. Многообразие музейных средств определяет особую знаковую систему (словарь языка, состоящий из музейных предметов и правил взаимного сочетания знаков, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета). Присущее музейному предмету свойство отражать действительность в наибольшей степени проявляется в процессе изучения и научного описания предмета.

Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализуется главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранении и изучении. В научной литературе применяют понятие документный подход. Анализ концепций документа исследователи хронологически начинают с XIX в., когда историками разрабатывался источниковедческий подход к изучению документа как носителя исторической информации. Французский историк Шарль Сеньобос термин исторический источник заменил на термин документ. В начале XX в. эта теория получила развитие в трудах Поля Отле., который в состав документации включил и музейные коллекции. В 1940–1950-е гг. историческая концепция сменилась информационной, которая получила поддержку у документалистов (французский документалист Сюзанна Брие). Следуя этой концепции, документационный/документный подход можно применить к изучению не только архивов и библиотек, но и музеев и выставок. В рамках этого подхода в 1970-е гг. А. И. Михайлов, А. И. Черный и Р. С. Гиляревский расширили понятие документ, включив в него не наряду с книгами и рукописями произведения искусства, нумизматические памятники, музейные экспонаты естественно-научного и антропологического характера. Статус документа был закреплен за любым материальным носителем. Тем не менее в музееведении сложились разночтения к пониманию музейного предмета как документа. Т. Ю. Юренева говорит, что музейный предмет по ряду признаков не может быть документом (это не только информация). В музееведении теория документирования рассматривается и как доказательная процедура исторического процесса через собрание музейных коллекций (Ю. П. Пищулин, Л. В. Лашкевич); музееведческая эвристика (выявление) и отбор носителей информации с процессом включения их в музейные коллекции/ комплектование (А. М. Разгон); собирание и фиксация всей возможной информации о предмете музейного значения, его связях со средой бытования и превращение его в музейный предмет (В. Дукельский). И. В. Клюшкина в 1987 г. рассмотрела понятие документирование в музееведении в узком и широком смыслах:. в узком –: закрепление в соответствующих музейных документах информации, полученной в процессе атрибуции и научной обработки поступающих в музей предметов; в широком – документирование как музейная функция, которая определяется как функциональная, т. е. целенаправленное отражение в музейном собрании посредством музейных предметов объективных процессов в природе и обществе, которые изучаются музеем в соответствии с его профилем и местом в музейной сети. Е. А. Плешкевич предлагает теорию документирования применительно к музееведению рассматривать в следующем контексте: музей – информационная система, в основе которой лежат протодокументные коммуникации.

3. Теория тезаврирования (от греч. ‘сокровище, запас’) – это теория научно-фондовой работы. Она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержащейся в них информации, т. е. исследование феномена музейного предмета с учетом его сохранности и обеспечением учетной документацией. Это вторая, после документирования ступень познания ценности (музейности) музейных предметов. Термин тезаврирование предложен музеологом З. Странским и включает: исследование музейных предметов (классификация, систематизация, интерпретация); учетную деятельность; охрану музейных предметов.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности. Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. Д. Камерон как процесс общения посетителя с музейными экспонатами (реальными вещами). Теория коммуникации вводит в практику и теорию музейного дела такое понятие, как язык вещей, который реализуется сотрудниками музеев, музейными дизайнерами, экспозиционерами, психологами, социологами, музейными педагогами. Сегодня в специфику музейных методов введен коммуникационный метод, который включает феномен музейного предмета как документального подтверждения исторической правды и логики, как знаковую систему экспозиционного пространства, в которую включается музейный предмет. Семантика музейного пространства становится доступной, понятной через использование дополнительных средств воздействия на посетителя.

 

Date: 2016-05-15; view: 1197; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию