Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Продукция предприятия





Конспект лекций

Тема 1. Предприятие – основа функционирования экономики.

1. Предприятие как субъект рыночной экономики.

2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

3. Основные функции и цели предприятия.

4. Организационно-правовые формы предприятия в условиях рынка.

5. Интеграция предприятий.

Задачей данного курса является изучение основ рыночной экономики предприятия, ознакомление с методами рационального использования ресурсов, а также с методами управления предприятием с целью получения максимальной прибыли.

Предмет курса – это предприятие как коммерческая организация, ресурсы предприятия и пути улучшения их использования.

 

1. Предприятие как субъект рыночной экономики.

Сердцевиной любой экономики является производственное предприятие. От того, насколько эффективно работает предприятие, зависит здоровье экономики страны. Именно производственное предприятие является основой экономики, а гос., рег. управление являются вторичными, надстроечными элементами.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, который производит продукцию (работу или услуги) в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Как юридическое лицо предприятие должно отвечать определенным признакам:

- наличие своего имущества,

- самостоятельная имущественная ответственность,

- право распоряжаться собственностью,

- право быть истцом и ответчиком в суде,

- иметь самостоятельный баланс,

- иметь расчетный счет и иные счета в банке.

При любой форме хозяйствования с макроэкономических позиций предприятие не является основой для увеличения национального дохода, для обеспечения обороноспособности страны, для развития национальной науки, для повышения благосостояния всех слоев граждан.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента, исходя из годового плана. Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные поставщики, также указывались потребители продукции, т.е. все решалось государством в лице госплана и госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по следующей схеме:

Ресурсы Производство Сбыт

В этих условиях предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию продукции, не были заинтересованы в выпуске высококачественной продукции и не были заинтересованы в повышении эффективности производства.

С переходом на рыночные отношения ситуация изменилась.

Схема:

Сбыт (спрос) Производство Ресурсы

Основное звено Д покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию.

Причины неготовности предприятий к новой схеме:

1. Неспособность руководителей.

2. Нарушение производственных связей из-за распада СССР.

3. Неконкурентоспособность продукции.

4. Инфляция.

5. Незащищенность внутреннего рынка.

Положительные моменты переходного периода:

1. Произошла адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования.

2. Рынки стали насыщаться товарами.

3. Произошло увеличение числа специалистов, которые способны эффективно управлять предприятиями.

2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги.

Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.

Внутренняя среда

 
 

 


 

Готовая

Продукция

 

Внешняя среда – это потребители продукции, поставщики производственных компонентов, государственные органы и население. Именно внешняя среда непосредственно определяет эффективность предприятия.

 

 

 

3. Основные функции и цели предприятия.

Главной целью предприятия является получение прибыли и удовлетворение других потребностей общества.

Принцип экономичности, которого должны придерживаться предприятия, требует, чтобы достигался определенный ре0зультат при наименьших затратах (принцип минимизации) или при заданном объеме затрат – наибольший результат (принцип максимизации).

Для достижения поставленных целей предприятия должны:

1. Выпускать доброкачественную продукцию.

2. Рационально использовать производственные ресурсы.

3. Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке.

4. Проводить гибкую ценовую политику.

5. Заботиться о своих работниках.

Функции предприятия:

1. Изготовление продукции производственного и личного потребления.

2. Продажа и поставка продукции потребителю.


3. Послепродажное обслуживание.

4. Материально-техническое обеспечение производства.

5. Организация труда персонала на предприятии.

4. Организационно-правовые формы предприятия в условиях рынка.

С 1 января 1995 г. вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ, закладывающий правовые основы хозяйствования для субъектов рыночной экономики.

В ГК выделено понятие «юридическое лицо». Ранее в законодательстве «юридическое лицо» отождествлялось с предприятием. В соответствии с ГК «юридическим лицом» признается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

В ГК классификация юридических лиц основана на 3 основных критериях:

1. На праве учредителей в отношении юридических лиц или имущества.

2. На цели экономической деятельности юридических лиц.

3. На организационно-правовой форме юридических лиц.

В зависимости от того, какие права сохраняют учредители, юридические лица делятся на 3 группы:

1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы).

2. Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия).

3. Юридические лица, в отношении которых их учредители не могут иметь никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, ассоциации, союзы).

В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на:

КоммерческиеНекоммерческие

организации организации

 
 

 


Основная цель: Основная цель:

Получение прибыли Удовлетворение духовных

и иных потребностей общества

По организационно-правовой форме:

- хозяйственные товарищества,

- хозяйственные общества,

- унитарные предприятия,

- производственные кооперативы.

Полные товарищества – это товарищества, участники которых – полные товарищи – в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью в лице товарищества и несут ответственность по ее обязательствам, по принадлежащему имуществу, а также по имуществу, не принадлежащему товариществу. Оно основано на лично-доверительных отношениях.

Товарищества на вере (командитные) - наряду с участниками имеются 1 или несколько участников-вкладчиков командитистами. Полные товарищи ведут предпринимательскую деятельность и отвечают своим имуществом. Участники-вкладчики несут риск убытков только в пределах своих вкладов и не занимаются предпринимательской деятельностью, но имеют полное право на получение информации о деятельности товарищества.

ООО – это общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам, несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Имущество общества, включая уставный капитал, принадлежащий ему самому, как юридическому лицу, и не образует объекта долевой собственности участников. В ООО не требуется личного участия своих членов в делах общества.

Общества с дополнительной ответственностью – оно основано на нормах ООО, кроме имущественной ответственности участников общества. Его участники несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов.


АО – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей или акций. Поэтому номинальная стоимость акций одинакова. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости их акций.

 

Уставный капитал
АО бывают:

- открытые, 1000 МРОТ

- закрытые. 100 МРОТ

 

Нельзя изменять уставный капитал в следующих случаях:

1. Если его размер станет меньше законодательно установленного минимума.

Изменяется уставный капитал в случае:

1. Изменения номинальной стоимости акций.

2. При размещении или сокращении дополнительных акций.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан для совместной производственной, хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом или ином участии.

Участники производственного кооператива имеют равные права в управлении делами независимо от размера имущественного вклада. В производственный кооператив могут быть приняты юридические и физические лица, вносящие только имущественный вклад.

Прибыль и ликвидационная квота делятся не по размеру долевых взносов, а по принципу трудового участия.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Это имущество является неделимым. Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом РФ, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Руководитель такого предприятия назначается собственником и руководитель подчиняется собственнику.

Уставный фонд унитарного предприятия оплачивается собственником до государственной регистрации.

Унитарные предприятия бывают:

- на праве хозяйственного ведения,

- на праве оперативного управления (казенные). Создаются по решению правительства РФ.

Некоммерческие организации.

Общественно-религиозные организации – добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фонды – имущество, переданное фонду, является его собственностью.

Фонд обязан ежегодно отчитываться об использовании данного имущества.

Потребительский кооператив – ст. 116 ГК – некоммерческая организация, представляющая собой объединение юридических и физических лиц, с целью удовлетворения материальных потребностей.

Ассоциация и союз – их создают коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности.

5. Интеграция предприятий.

В современной экономике страны происходит структурная перестройка промышленного производства, целью которой является создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику.


В этих условиях предприятия объединяют свои усилия на временной или постоянной основе. Такое объединение принимает форму кооперации или концентрации.

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции и оказание услуг.

Формы концентрации:

1. Увеличение выпуска однородной продукции, т.е. создание специализированного предприятия.

2. Увеличение выпуска разнородной продукции, т.е. создание универсального предприятия.

3. Развитие концентрации на основе комбинирования производства.

4. Развитие концентрации на основе диверсификации производства.

Показатели концентрации:

1. Абсолютная концентрация – характеризует размер производства (объем выпуска продукции, среднегодовую стоимость основных фондов, среднесписочную численность трудящихся).

2. Относительная концентрация – характеризует распределение общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера (доли отдельного предприятия в общем объеме выпуска продукции по отрасли, доля предприятия в объеме продаж).

Показатели уровня относительной концентрации характеризуют степень монополизации производства.

Концентрация производства связана с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого органа управления.

Кооперирование производства - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими сложную продукцию.

Формы кооперирования:

- предметная,

- подетальная,

- технологическая.

Показатели кооперирования:

- основной – доля стоимости полуфабрикатов, заготовок и т.д., получаемых по договорам кооперации, в общей стоимости продукции предприятия.

- косвенный – количество предприятий, с которыми кооперируется данное предприятие.

Формы объединения предприятий на основе кооперации:

1. Картель – союз предпринимателей или предприятий на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются условия по объему производства, цены на товары и услуги, обмен патентами.

Как правило, в картель объединяются предприятия одной отрасли.

2. Синдикат – совокупность предприятий с централизованной функцией сбыта или снабжения. При этом предприятия теряют свою коммерческую независимость, сохраняя юридическую и производственную.

Т.о., синдикаты имеют возможность регулировать условия продаж на рынке.

3. Холдинг – это акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий с целью контроля над их деятельностью.

Формы объединения предприятий на основе концентрации:

1. Трест – предприятия, входящие в трест, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. В него могут входить предприятия разных отраслей.

2. Концерн – это объединение предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль, а также функции по снабжению производства и маркетингу взяты под единое управление.

Варианты создания концерна:

1) концерн основан на подчинении

2) концерн основан на равноправии

3. Финансово-промышленные группы – в этих структурах аккумулируются возможности финансового, промышленного, торгового капитала. ФПГ создаются на основе диверсификации деятельности предприятий.

Диверсификация – это одновременное развитие не связанных друг с другом производств, а также расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

Среди участников ФПГ обязательно:

- производственные организации

- банк или иное кредитное учреждение

также могут входить:

- инвестиционные институты

- фонды

- страховые организации

Высшие органы управления ФПГ – это совет управляющих, включающий представителей всех его участников.

 

Тема 2. Продукция предприятия

 

1. Товарно-ассортиментная политика предприятия.

2. Планирование производственной программы.

3. Методы определения оптимального объема производства.

 

1. Товарно-ассортиментная политика предприятия.

Товарная политика заключается в определении номенклатуры и поддержании оптимальной структуры производимых на продажу товаров с точки зрения текущих и долгосрочных целей организации, рыночной конъюнктуры. При формировании товарной политики необходимо учитывать 2 свойства товара, которые проявляются в процессе обмена и потребления. и использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1. Общественная полезность или потребительская стоимость – совокупность полезных свойств товара, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей человека.

2. Меновая стоимость – способность обмениваться на другой товар в определенных количественных пропорциях.

Номенклатура – совокупность товаров, выпускаемых предприятием.

Ассортимент – совокупность товаров в рамках номенклатурной позиции.

Выделяют:

-

ассортимента
ширину

- длину

- глубину

Ширина ассортимента – количество разных производственных линий.

Длина ассортимента – количество видов продукции, выпускаемых на одной линии.

Глубина ассортимента – количество модификаций продукта.

 

 

 

Рис. Парадигма товарно-ассортиментной политики предприятия.

 

Перед каждым предприятием стоит задача выбора оптимального ассортимента.

Для решения этих целей можно использовать метод линейного программирования.

,

F – целевая функция – величина прибыли

Сj – прибыль на единицу j-го изделия

Ограничения:

Хj – объем выпуска j-го товара

()

- норма расхода i -го вида ресурса на единицу j -го изделия;

- объем i -го ресурса.

Величину прибыли на единицу j-го изделия нельзя считать постоянной по причине изменения доли постоянных расходов при изменении объема производства.

Поэтому в качестве критерия оптимальности более правильным будет использовать не прибыль, а маржинальный доход. В качестве коэффициентов уравнений целевой функции и ограничений целесообразно применять ставку маржинального дохода на единицу конкретного вида продукции.

Результаты решения продемонстрируют, от какой продукции целесообразно отказаться.

 

2. Планирование производственной программы

Основанием для формирования производственной программы является изучение конъюнктуры рынка и сбыта продукции при последующей увязке стоимостных и натуральных показателей производственных программ с загрузкой производственных мощностей и ограничениями по трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Производственная программа –это задание по производству и реализации определенного количества продукции с установленной номенклатурой (ассортиментом) и качеством.

Стоимостными показателями производственной программы являются:

1) товарная продукция – это полностью законченная и предназначенная для реализации продукция, а также стоимость полуфабрикатов и работа промышленного характера, предназначенная для реализации на сторону.

ТП = ТГ + ПФ + РПХ + КС,

где ТП – товарная продукция,

ТГ – готовый товар,

ПФ – полуфабрикаты,

РПХ – работа промышленного характера,

КС – собственное капитальное строительство или кап. ремонт своего обору

дования.

2) валовая продукция – это весь объем производства, работ и услуг, выполненных предприятием в течение определенного периода времени.

ВП = ТП + (НПк – НПн) + (ИКк – ИКн)

НПк –незавершенное производство на конец периода,

НПн –незавершенное производство на начало периода,

(НПк – НПн) – изменение остатков незавершенного производства,

Икк – остатки инструментов и приспособлений собственного изготовления на конец периода.

3) реализованная продукция – реализованной считается продукция:

1. За которую поступили деньги на расчетный счет.

2. Продукция отгруженная, но не оплаченная.

Выбор зависит от политики предприятия.

РП = ТП – (НПк – НПн)

НПк – остатки нереализованной продукции, находящиеся на складе на конец периода; продукция отгруженная, но не оплаченная.

4) нормативно чистая продукция – вновь созданная стоимость на данном предприятии за определенный период времени.

НЧП = ТП – МЗ – А

МЗ – материальные затраты,

А – амортизация.

 

3. Методы определения оптимального объема производства.

Различают два метода оптимизации объемов производства:

1) метод сопоставления валовых показателей

2) метод сопоставления предельных издержек

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли от реализации при различных объемах производства как разницу валового дохода или выручки от реализации и валовых издержек.

Критерий выбора объема производства – максимальное значение прибыли.

В практической деятельности предприятие интересует, что ему даст производство одной дополнительной единицы продукции. В этом случае необходимо сравнить предельные издержки.

Предприятие будет расширять производство до тех пор, пока не будет обеспечен более быстрый рост доходов по сравнению с ростом издержек.

 

Объем производства Цена Выручка от реализации Валовые издержки Прибыль Предельные величины
всего постоянные переменные доход издер-жки прибыль
    -       -90 -58 -23 - - -

 

 







Date: 2016-05-15; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.051 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию