Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребительский рынок
Инфляция и цены
За 2015 год индекс потребительских цен – 113,4 % (РФ – 112,9 %). Нестабильная экономическая ситуация в стране, низкие цены на нефть и высокий курс доллара США оказались настоящей «шоковой терапией» для высокого уровня инфляции. Таблица 8 Динамика структуры индекса потребительских цен в процентах к декабрю предыдущего года
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре цены на большинство отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости изменяются в соответствии с общероссийскими тенденциями. Наибольший прирост цен зафиксирован на: рис шлифованный – 49,9 %, чай чёрный байховый – 44,9 %, крупа гречневая-ядрица – 36,4 %, масло сливочное – 35,6 %, сахар – 33,3 %, яйца куриные – 19,1 %, молоко – 18,4 %. Снижение розничных цен отмечено на картофель – 12,2 %, соль пищевую – 2,9 %. В связи с низкой обеспеченностью населения округа товарами собственного производства (в среднем не более 15,0 %) основные поставки товаров в розничную торговлю осуществляются хозяйствующими субъектами децентрализовано из-за пределов региона и цены на них находятся в прямой зависимости от оптово-отпускных цен в регионах поставки. С учётом территориальной удалённости и низкой плотности населения до 30,0 % цены приходится на транспортные расходы. Для своевременного реагирования на изменения ассортимента и розничных цен на продовольствие, с целью организации мероприятий по недопущению необоснованного роста цен и предупреждению дефицита исполнительными органами государственной власти проводится еженедельное информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка отдельных товаров во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа, в том числе: средних розничных цен на 24 наименования отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости; минимальных и максимальных розничных цен и уровня обеспеченности товарными запасами 40 наименований товаров в торговых объектах федеральных и локальных сетей, несетевых магазинах, нестационарных торговых объектах, на розничных рынках и ярмарках. Актуальная информация о ценах доступна на сайтах Мониторинг ЮГРА www.monitoring.admhmao.ru в разделе «Мониторинг цен» и Депэкономики Югры www.depeconom.admhmao.ru в разделе «Деятельность – Цены». Для сдерживания цен в районах и населенных пунктах автономного округа с ограниченными сроками поставки грузов установлены предельные размеры торговых надбавок к ценам на отдельные виды продовольственных товаров. Во исполнение Стратегии развития торговли в Российской Федерации для обеспечения доступа сельхозпроизводителей на рынок и расширения каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, органами власти автономного округа совместно с предпринимательским сообществом проводятся организационные мероприятия: по увеличению количества нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары; формированию справочной общедоступной системы ярмарочных площадок, для организации и проведения ярмарок в муниципальных образованиях автономного округа; обеспечению доступа к торговым местам на розничных рынках товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции на льготных условиях в упрощенном порядке. Схемы размещения нестационарных торговых объектов, план – график проведения ярмарок, система ярмарочных площадок, реестр розничных рынков находятся в открытом доступе на сайте Депэкономики Югры (www.depeconom.admhmao.ru) в разделе «Деятельность – Потребительский рынок». Взаимодействие по вопросам необоснованного повышения цен и сбалансированности товарных рынков обеспечивается: комиссией по сбалансированности товарных рынков и мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке; межведомственным координационным советом по вопросам развития потребительского рынка автономного округа.
Индекс потребительских цен на нефтепродукты в Югре с начала 2015 года – 101,7 % (РФ – 104,6 %). Таблица 9 Сравнение динамики средних цен и индексов цен на горюче-смазочные материалы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Российской Федерации
Увеличение розничных цен на автомобильный бензин обусловлено ростом оптово-отпускных цен, увеличением снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и розничных) надбавок. Среди компонентов индекса потребительских цен в 2015 году увеличением отмечен индекс потребительских цен на платные услуги населению. В автономном округе в 2015 году действовали тарифы на коммунальные услуги, установленные методом экономически обоснованных расходов (1 год) и методом индексации (долгосрочные тарифы на 3 года) на уровне тарифов принятых на январь-июнь 2014 года. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 года № Пр-1608 до 1 декабря 2015 года в полном объёме должны быть приняты долгосрочные тарифные решения в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. С 1 июля 2015 года произошло увеличение тарифов на коммунальные услуги в пределах установленных федеральным законодательством ограничений по росту тарифов и плате граждан за коммунальные услуги. Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), поэтапным доведением базовой тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ в Российской Федерации, уровнем прогнозной инфляции. В целях недопущения необоснованного превышения тарифов Правительством автономного округа утверждён план мероприятий, в соответствии с которым в округе проводится ежемесячный мониторинг платы граждан за коммунальные услуги. По результатам мониторинга необоснованного роста тарифов, а также превышения установленного уровня платы граждан не выявлено. На едином официальном сайте государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru), а также на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru), размещен информационный инструмент, позволяющий гражданам провести онлайн проверку соответствия размера платы за коммунальные услуги, а также соответствия роста установленным ограничениям. В соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» на территории автономного округа осуществляются мероприятия по обеспечению, реализации и защите прав потребителей. В январе-декабре 2015 года органами по защите прав потребителей было дано 12,1 тыс. консультаций гражданам по вопросам защиты прав потребителей, составлено от имени потребителей 9,3 тыс. претензий на сумму 397,2 млн. рублей. Соотношение тематики вопросов потребителей по сферам потребительского рынка практически не изменилось. Наиболее часто поступали обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, их доля 77,0 % от всех обращений потребителей. Доля обращений по бытовым услугам – 9,0 %, по оказанию жилищно-коммунальных услуг – 4,0 %. С целью повышения правовой грамотности жителей автономного округа специалистами по защите прав потребителей проводилась информационно-просветительская работа, в том числе через средства массовой информации.
Торговля
В 2015 году оборот розничной торговли в автономном округе – 370,9 млрд. рублей (2014 год – 359,5 млрд. рублей). По оценке Депэкономики Югры каждым жителем автономного округа было приобретено товаров на сумму 229,1 тыс. рублей (РФ – 188,4 тыс. рублей). В Югре, как и России в целом, изменение курса валют отразилось на условиях потребительского кредитования и ценах на импортируемые товары и изготовленные из сырья и материалов импортного происхождения, и как следствие на ассортиментном предложении, что привело к сокращению спроса и отложенному спросу, особенно на товары дорогостоящие, длительного пользования, сложного ассортимента. Тем не менее, в автономном округе достаточно стабильно развивается сфера торговли. Структура покупок практически не изменилась. Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли составила 51,4 % против 48,6 % продовольствия. Оборот непродовольственной группы товаров составил 190,8 млрд. рублей (2014 год – 187,1 млрд. рублей). Продовольственных товаров продано на сумму 180,1 млрд. рублей (2014 год – 172,4 млрд. рублей). Оборот розничной торговли автономного округа на 96,6 % формировался за счет торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка. Одним из показателей, характеризующих положительное развитие сферы торговли, является увеличение количества торговых объектов. В 2015 году в автономном округе введено в эксплуатацию новых объектов торговой площадью – 31,8 тыс. кв. м. В том числе в г. Сургуте – 10,8 тыс. кв. м., г. Ханты-Мансийске – 4,8 тыс. кв. м., г. Когалыме – 3,0 тыс. кв. м. Структура торговых объектов меняется в сторону расширения сети крупных магазинов. Основной тенденцией последних лет является интенсивное строительство крупных торговых объектов и торгово-развлекательных центров, в каждом из которых сосредоточено большое количество предприятий розничной торговли и услуг различного формата, специализации, ценового сегмента. Приход на рынок известных брендов – существенный шаг в развитии потребительского рынка. Ввод новых, крупных торговых комплексов в Югре, таких как «Метро» в г. Сургуте, «Лента» в гг. Сургуте и Ханты-Мансийске, поможет повысить конкурентоспособность товаров на рынке, а так же продвинуть товары местных производителей в магазины розничной торговли. Состояние розничной торговли определяют розничные торговые сети различной специализации и ценовой политики. В крупных сетевых объектах внедрены современные технологии продаж и обслуживания населения. Для торговых сетей характерны следующие характеристики: широкий ассортимент товаров, маркетинговая политика, контроль количества и качества за реализуемой продукцией, квалифицированный подбор персонала, повышение профессиональной подготовки сотрудников через собственные учебные центры, направленное на повышение уровня культуры обслуживания в торговых объектах. Основные направления деятельности местной сети: продукты питания, собственное производство пищевых продуктов и полуфабрикатов, непродовольственные товары. Наряду с развитием сетевого принципа организаций торгового обслуживания продолжается открытие продовольственных магазинов «шаговой доступности», магазинов «эконом-класса» на первых этажах жилых домов. В 2015 году продолжился процесс замещения торговых объектов, испытывающих финансовые сложности, предприятиями розничной торговли, имеющими устойчивое финансовое состояние. Несмотря на открытие новых торговых объектов, часть объектов по различным причинам закрывается. Закрытие связано с увеличением числа новых современных предприятий торговли с высоким уровнем сервиса, доступными ценами и разнообразными торговыми и развлекательными услугами. Жесткая конкуренция, существующая на рынке, вызывает необходимость поиска новых форм привлечения покупателей: отпуск товаров со скидками при предоставлении дисконтных карт; предложения по эстетическому оформлению покупок с использованием современных видов упаковочных материалов и т.д. Оборот общественного питания составил 34,9 млрд. рублей (2014 год – 31,8 млрд. рублей). В расчете на одного жителя оборот общественного питания в Югре составил 21,6 тыс. рублей. Одним из самых привлекательных в сегменте общественного питания остается развитие сети предприятий быстрого питания и предприятий, предоставляющих посетителям дополнительные услуги: услугу доставки готовой продукции на дом, в организации и учреждения, кейтеринговые услуги (выездное обслуживание), предоставление скидок на обеды в дневное время (бизнес-ланчи), «шведский стол», проведение дней национальных кухонь, реализация готовой продукции через отделы кулинарии, организация и обслуживание корпоративных и семейных праздников, боулинг, бильярд, музыкальные программы, тематические вечера, караоке, видеопрограммы и другое. Основные приоритетные направления развития общественного питания – развитие общедоступной сети в новых микрорайонах городов, включая сеть быстрого питания, общедоступных столовых, пивных баров, пельменных, а также реконструкция действующих кафе под рестораны. С увеличением количества стационарных торговых объектов и уровнем обеспеченности ими населения Югры, постоянно сокращается доля розничных рынков и ярмарок в розничном товарообороте. При покупке непродовольственных товаров покупатели отдают предпочтение магазинам, а на розничных рынках и ярмарках приобретают сельхозпродукцию и товары, реализуемые непосредственно производителями, в том числе из других регионов. На долю розничных рынков и ярмарок приходится 3,4 % розничного товарооборота. В 9 муниципальных образованиях Югры на 31 декабря 2015 года действовали 12 розничных рынков: 11 универсальных, 1 сельскохозяйственный на 1826 торговых мест. В течение 2015 года 5 розничных рынков прекратили свою деятельность, в том числе 2 – в г. Советский, 1 – в г. Когалыме, 1 – в Сургутском районе (изменили юридический статус и преобразованы в торговые комплексы, при этом ассортимент реализуемых товаров остался прежним), 1 – в г. Нягани (закончилось разрешение на осуществление торговой деятельности и начато строительство торгового центра). В 2015 году проведено 657 ярмарок, в том числе 80 регулярных (75 – ярмарки выходного дня, 5 – ежедневные ярмарки). В целях совершенствования взаимодействия и проведения совместных ярмарочных мероприятий заключено Соглашение о сотрудничестве по организации выездных ярмарок тюменских товаропроизводителей на территории автономного округа на 2015 год. В Югре деятельность по организации розничной торговли осуществляется с использованием 6672 стационарных торговых объектов, торговой площадью более 1,5 млн. кв. м, что в расчете на 1 тысячу жителей составляет 952 кв. м – 169,0 % от норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 14.01.2011 г. № 8-п. На долю магазинов современных форматов торговли (площадью более 400 кв. м) приходится 70,0 % торговой площади. В муниципальных районах этот показатель, как правило, не превышает 30,0 %, что обусловлено небольшим размером и территориальной удаленностью населенных пунктов. С целью повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги в Югре реализуется подпрограмма «Развитие конкуренции и потребительского рынка» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы» а так же продолжено внедрение Стандарта развития конкуренции. Это способствует улучшению конкурентной среды, совершенствованию реализации антимонопольной политики, обеспечению защиты конкуренции, а также уровню защиты прав потребителей, включению этих функций в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления автономного округа.
Date: 2016-05-15; view: 359; Нарушение авторских прав |