Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Искусство раннеродового обществаСтр 1 из 14Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение Высшего профессиноального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В.А. Лопатин
ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
У ч е б н о е п о с о б и е для студентов исторических факультетов
САРАТОВ 2007
УДК ББК Л
Р е к о м е н д у ю т к п е ч а т и: Кафедра археологии и этнографии Саратовского государственного университета Доктор исторических наук В.Н. Парфенов Доктор исторических наук А.В. Гладышев
Лопатин В.А. Л Искусство первобытного общества: Учеб. Пос. – Саратов: Изд-во, 2007. – 140 с.: ил. ISBN
Предлагаемое учебное пособие разработано на опубликованных материалах памятников древнейшего искусства, созданного первобытными обществами палеолита, мезолита, неолита, эпох бронзы и раннего железа Старого Света. Представлены история открытий пещерной живописи, основные этапы зарождения и раннего развития рисунка и скульптуры, связь искусства с динамикой мышления первобытного человека, преемственность искусства и религии. Заключительный раздел пособия посвящен практическим возможностям отдельного артефакта (произведения древней торевтики) в исторической реконструкции. Для студентов-историков, слушателей спецсеминаров по археологии, искусствоведов и всех интересующихся проблемами происхождения и раннего развития искусства.
Ил. – 30. Библиогр. назв.:65. УДК ББК
ISBN Лопатин В.А., 2007
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… Глава 1. Искусство раннеродового общества…………………………… 1.1. История открытия памятников пещерного искусства……………… 1.2. Становление искусства в палеолите………………………………… 1.3. Палеолитическая антропоморфная скульптура……………………… 1.4. Изобразительная деятельность и становление сознания……………. 1.5. Первобытное искусство и ранние формы религии………………… 1.6. Техника палеолитической живописи………………………………… 1.7. Искусство эпохи мезолита…………………………………………….. 1.8. Искусство эпохи неолита……………………………………………… Глава 2. Искусство позднеродового общества……………………………. 2.1. Развитие искусства в бронзовом веке…………………………………. 2.2. Искусство раннего железного века…………………………………….. Глава 3. Первобытное искусство как исторический источник………..…. 3.1. Возможности артефакта………………………………………………… Литература……………………………………………………………………
Истинной жизни нет без искусства… (Еврипид) Введение. Высказывание великого мыслителя античности, приведенное здесь в качестве эпиграфа, актуально для любой исторической эпохи. Ни величайшие природные бедствия, ни разрушительные войны не могли стереть человека с лица Земли, а также уничтожить в нем стремление к познанию, желание творить во все времена, создавать то, чего нет в природе. Была ли жизнь древнейших людей – архантропов[1] истинно человеческой? В примитивном, конкретном мышлении этих обезьяноподобных существ господствовали простейшие схемы: «труд – пища, опасность – сопротивление или поиск убежища». Время архантропов было самым продолжительным в истории человечества, и это была жизнь без искусства, без религии, без ясного понимания собственного места в мире. Зародившись в процессе развития в человеческом мышлении способности к абстрагированию, искусство облагородило людей, немыслимо возвысило их над животным миром, дало новые средства в познании жизни. Став новым, очень притягательным стилем общения, оно еще более сплотило человеческие коллективы, усложнило в них социальные связи. Искусство помогало нашим предкам ощущать радость бытия и переносить жизненные невзгоды, давало им возможность проявлять свои творческие силы, запечетлевать в художественных образах жизненный опыт и таким образом передавать его последующим поколениям. Искусству, на любом уровне его развития, присущи три основные функции: эстетическая, познавательная, воспитательная. Эстетическая составляющая в искусстве наиболее специфична, и крайне необходима, поскольку изображения и предметы, не доставляющие художественного удовлетворения, вряд ли можно считать произведениями искусства. Самые ранние опыты творения первобытным человеком искусственных объектов не содержали элементов художественной эстетики, они были наполнены иным смыслом, но это был уже путь к искусству. Очень долго шло формирование мыслительно-практического алгоритма воспроизводства естественных форм и цветовых характеристик, пока первобытный художник не ощутил удивительного волнения, заметив явное сходство между своим рисунком и живым объектом – оленем или бизоном. Это было именно эстетическое наслаждение искусственным изображением. Но искусство не пассивно отражает реальный мир, не копирует слепо природные объекты. Произведения искусства – это творческое осознание активно познаваемого художником окружающего мира, это наслаждение от познания. Познавательная и воспитательная функции сближают искусство с другими формами общественного сознания. Живопись, скульптура, литература, музыка позволяют ближе узнать жизнь людей, их быт, нравы в самые различные исторические эпохи. Процесс познания окружающего мира искусством и наукой, которые взаимно дополняют друг друга, имеет свои особенности. Если наука отражает действительность в абстрактно-теоретической форме, посредством понятий, суждений, умозаключений, обобщенных в виде законов, теорий, гипотез, то искусство осмысливает реальный мир в художественных образах, в наглядно-чувственной форме, через призму эмоций художника. Воздействуя на чувства и мысли, искусство не может не влиять на характеры людей. В этом состоит его воспитательная (идеологическая) функция. Эстетизм искусства заключается в наслаждении от познания, формирующего характер и мировоззрение человека. Вопрос о времени и причинах возникновения искусства волновал людей и в древности, и в средневековье, но лишь в XIX веке стали появляться развернутые теории и гипотезы, с разных позиций объясняющие происхождение этого феномена. Самой ранней является теория игры, выдвинутая Ф. Шиллером, который, разделяя эстетические воззрения Э. Канта, полагал, что свойственный людям избыток физических и духовных сил проявляется в игре, в деятельности, имеющей цель и смысл в самой себе. Бесцельная игра от избытка энергии рассматривалась автором идеи как проявление божественного свойства человеческого интеллекта. В игре человек испытывает наслаждение, обретает ощущение свободы, забывает о заботах и тревогах, поднимаясь над реальностью «в сферу высокой и свободной красоты», которая сама по себе становится объектом стремлений человека. Поскольку в человеке заложено биологическое стремление к красоте, то игра и связанное с нею наслаждение приводят к тому, что форма овладевает воображением людей. Как писал Шиллер, «прыжок от радости, не связанный никаким законом, становится пляскою,… смутные звуки ощущений развиваются, начинают слушаться такта и слагаются в пение». Так возникает искусство. Идеалистичекая по существу, теория возникновения искусства из игры исходит из предпосылки «врожденности эстетического чувства». Она никак не учитывает познавательную ценность искусства и его практическую пользу обществу. Когда были обнаружены первые произведения первобытного искусства, новые исследователи пытались подкрепить теорию игры фактическим материалом. Так, К. Бюхер обобщил идеи Канта–Шиллера следующей формулировкой: «Игра древнее труда, искусство древнее производства полезных вещей», отстаивая таким образом свое утверждение о том, что самый длительный период первобытности человечество существовало не работая, а лишь присваивая готовый природный продукт. Тогда же возникали и развивались некоторые варианты «теории игры». Один из них, – разработанная Г. Спенсером «гипотеза художественного инстинкта», – получил довольно широкое признание. Ссылаясь на Ч. Дарвина, полагавшего, что в животном мире красота является важным фактором в половом отборе, он утверждал, что эстетические эмоции присущи не только людям, но и животным. Отсюда следовало, что не существует принципиальной разницы между искусственными украшениями человека и естественной половой окраской животных. Возникновение искусства, таким образом, Спенсер связывал с биологическим инстинктом самоукрашения. Сторонником этой теории был также Шопенгауэр, считавший, что «влекомый физиологическими желаниями художник создает произведения искусства так же, как паук, не понимая цели, плетет паутину». Теория французского ученого С. Рейнака выводит происхождение искусства из религии, прежде всего из магических верований. Гипотеза «религиозного начала» получила творческое развитие в трудах многих современных исследователей, прежде всего австрийца Э. Фишера. Ее сторонником был также известнейший советский антрополог и скульптор М.М. Герасимов, писавший по этому поводу: «Вряд ли возможно оспаривать, что древнейшее искусство своим развитием, а быть может и возникновением обязано развитию первобытных верований». С ним не соглашался другой видный ученый XX века А.П. Окладников: «…религия не была почвой для искусства и не из нее исходили стимулы, вызвавшие к жизни первоначальную художественную деятельность». Религия появилась не раньше, чем возникло искусство, да и различными были социальные корни, породившие эти формы общественного сознания, хотя они и развивались длительное время бок о бок, оказывая друг на друга существенное влияние. Безусловно, очень многие изображения в пещерах были тесно связаны с магическими верованиями палеолитических охотников. Фигуры бизонов, лошадей и оленей на них испещрены «ранами» от копий и дротиков. Отправляясь на охоту, люди метали в рисунки зверей свое оружие, полагая, что после этих магических охотничьих ритуалов реальный промысел будет удачным. Но крупнейший специалист в области палеолитической живописи француз А. Леруа-Гуран статистически установил, что магические верования первобытных людей находят материальное отражение менее чем в 25% памятников пещерного искусства. Еще Платон рассматривал создание произведений искусства, как мистическое деяние, когда происходит слияние художника с богом. З. Фрейд, усматривая в данном заключении явление «подсознательного», писал о чисто человеческом свойстве «извращенного по своей природе существа, его способности убегать от действительности в фантастический мир (искусства) для удовлетворения унаследованных от древнейших предков порочных сексуальных и агрессивных влечений». Одно из первых марксистских толкований происхождения искусства принадлежит Г.В. Плеханову. Он пытался показать общественный характер искусства уже на самых ранних этапах его становления, обосновывая связь данного явления с производственной деятельностью человека. По мнению Плеханова искусство является одним из средств общения между людьми посредством образов. Тесно связанное с общественной жизнью оно возникло в результате трудовой деятельности людей, являясь непосредственным воспроизведением процессов производства в образах. Его исключительно материалистическая позиция, вместе с тем, не отвергала тезиса о врожденности эстетического чувства, за что автора сурово критиковали советские историки-марксисты. Их главный постулат в определении источников ранних форм творчества – первобытное искусство возникло из потребностей общественной практики. Сюжеты произведений первобытного искусства отражают процессы трудовой деятельности людей и взяты из окружающего мира. Первобытный человек чаще всего изображал животных – объекты охоты и источник жизни. Человек стал рисовать, вырезать и лепить не от избытка физических и духовных сил, а чтобы лучше познать объект своей трудовой деятельности. Изображая животных, люди суммировали свои знания о них, закрепляли результаты своего жизненного опыта. Таким образом, непосредственной причиной возникновения искусства явились насущные практические потребности повседневной жизни. Только в процессе трудовой деятельности человек научился образно мыслить и создавать художественные произведения. Не игра и религия, не биологический инстинкт самоукрашения, а условия материальной жизни общества породили образно-художественные формы мышления людей. Уже в первобытном искусстве с самого его возникновения можно выделить его познавательную, воспитательную и эстетическую функции, которые проявляются одновременно и развиваются в тесном взаимодействии. В условиях низкого уровня социально-экономического развития произведения искусства имели непосредственное практическое назначение, будучи одновременно и красивыми, и полезными. Хотя в основе эстетического чувства лежит физиологическая природа человека, но способность эстетически воспринимать явления действительности зарождается и развивается в обществе под воздействием трудовой деятельности. В процессе труда совершенствовались мозг и органы чувств людей, возникла потребность правильно оценивать симметрию и соотношение частей и целого, воспроизводить художественными средствами окружающий мир. Общепризнанной периодизации искусства первобытного общества не существует. Очевидно, целесообразно связывать ее с периодами и этапами развития самого общества. Так как первые памятники образно-художественной формы мышления появляются в самом начале верхнего (позднего) палеолита, когда праобщина[2] начинает приобретать черты раннеродовой системы, то и все искусство доцивилизационного времени уместно в целом подразделять на два основных периода, соотносимых с раннеродовой и позднеродовой общинами. Но это лишь самая общая периодизация. Материально-технический и духовный прогресс определял не только состояние общества, но также отражался на средствах и образах первобытного искусства. Поэтому следует различать искусство палеолита, мезолита, неолита, бронзового века, эпохи раннего железа, учитывая при этом известную неравномерность развития обществ ранних цивилизаций и варварских периферий, оказывавших друг на друга существенное влияние. Об искусстве первобытного общества мы имеем возможность судить по сохранившимся рисункам, вырезанным на камне и кости, по монументальным росписям на стенах пещер и скульптурным изображениям животных и людей, по изображениям, закодированным в сложных геометрических орнаментах и отлитым в металлической пластике. В них материально воплощены пытливые размышления наших предков с целью понять самих себя и окружающий их мир.
Глава 1. Искусство раннеродового общества. Date: 2016-05-15; view: 1903; Нарушение авторских прав |