Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство эпохи неолита





Отличительной чертой неолитичиеского искусства является предельный схематизм. Это особенно проявилось в скульптуре. Изображая животных, художник стремился прежде всего подчеркнуть главные их особенности, которые отличали те или иные виды друг от друга. Часто туловища зверей выполнены условно, в то же время их головы изображены ярко, колоритно и узнаваемо. По-прежнему в произведениях искусства предстает окружающий человека мир, главным образом мир животных.

На неолитических стоянках часто находят сделанные из кости, дерева или камня фигурки, изображающие различных животных, рыб, птиц, а также людей. Интересны скульптурные изображения, найденные в погребениях могильника на южном Оленьем острове Онежского озера. Наибольшее количество скульптур изображает лося, преимущественно его голову. Часто именно голова лося украшает рукоятки кинжалов, и роговых жезлов (рис. 21, 1). Там же найдены три человеческие статуэтки и две фигурки змей, вырезанные из кости. Если люди и змеи выполнены схематично, то лоси показаны в превосходной реалистической манере. Отчетливо переданы их характерные признаки – горбатый нос и толстая, отвисшая нижняя губа.

Оригинальны миниатюрные кремневые фигурки зверей, птиц и людей, распространенные от побережья Белого моря до Среднего Поволжья (рис. 21, 2, 3). Для неолитических стоянок Сибири характерны каменные фигурки рыб, среди которых, несмотря на схематичность, вполне различимы различные виды – стерляди, таймени, налимы и лососи. Они использовались в качестве приманок при охоте на крупных рыб с гарпуном. Подобным целям служили охотникам на птиц изготовленные в натуральную величину деревянные фигурки уток, найденные на стоянке Стрела около Нижнего Тагила.

Широко известны и обстоятельно изучены неолитические наскальные изображения (петроглифы) на севере европейской части России, в Прионежье и Беломорье.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря во многом похожи друг на друга. Все они выполнены «точечной» техникой выбивания, все связаны не с отвесными скалами, а с плоскими гранитными берегами Онеги и Выга. Сходны размеры рисунков, составляющие 20–30 см, а также особенности различных трактовок профильных силуэтов людей, лосей, оленей, водоплавающих птиц и длинных лодок со многими гребцами. Контурные изображения крайне редки.

Но заметны и некоторые отличия. Композиции Беломорья занимают большие плоскости скал, образуя обширные панно (рис. 22). Рисунки Прионежья обычно группируются малыми группами на отдельных участках скальных мысов. Разница наблюдается также в соотношениях сюжетов. Уникальны, например, сцены морской охоты на белуху и загона лосей в беломорской Залавруге. На Онеге многочисленны изображения людей и водоплавающих птиц, а также загадочных кругов с расходящимися лучами, которых нет в Беломорье.

С.Н. Замятнин убедительно показал стилистическую близость многих петроглифов Карелии со статуэтками из кремня, найденными в лесной зоне и отосящимися к II тысячелетию до н. э. В числе этих скульптурных изображений фигурки медведей, уток, лебедей, ящериц, тюленей, серии лунниц и даже загадочное животное с лунницей на спине.

На онежском памятнике «Бесов Нос» представлена любопытная группа петроглифов: фигура «Беса» в окружении ящерицы, налима, лебедей и лосей (рис. 21, 5). А.А. Формозов датирует эти рисунки уже постнеолитическим временем.

Весьма схожи с онежскими петроглифы европейской части Урала. В.Н. Чернецов насчитывает здесь 34 пункта с наскальными росписями, которые выполнены красной охрой на открытых отвесных скалах. Это профильные рисунки лосей, оленей, водоплавающих птиц, людей, различные солярные и геометрические знаки.

По мнению В.Ф. Генинга силуэты уральских лосей относятся к неолиту, фигурки людей – к эпохе бронзы, а химерические личины уже к железному веку.

Петроглифы Урала, с одной стороны, перекликаются с памятниками Карелии и Скандинавии, особенно в таких сюжетах, как солярные символы, змеи с отростками, трехпалый человек, а с другой имеют много общего с сибирскими писаницами.

Среди разновременных рисунков Шишкинских скал на Енисее А.П. Окладников относит к неолиту профильные силуэтные изображения лосей.

Выделить рисунки неолитического времени на скалах азербайджанского Кобыстана сложно из-за многократного переслаивания разновременных изображений. А.А. Формозов предполагает, что неолитом могут датироваться некоторые схематические и очень статичные силуэты быков.

В конце ХХ века были открыты произведения искусства неолитического раннескотоводческого общества юга европейской России. На поселении Варфоломеевка в степном Нижнем Поволжье были обнаружены костяные фигурки лошадей, антропоморфные женские статуэтки, тонкие пластины, покрытые сложными геометрическими орнаментами, каменный жезл, украшенный изображением головы кабана (рис. 23). Причем, если изображения животных выполнены довольно реалистично, то женские фигурки предельно стилизованы. Материалом для их изготовления служили путовые кости лошади, поэтому древний скульптор лишь слегка дорабатывал природную форму, выделяя женские половые признаки и намечая отдельные детали одежды и прически. В этих схематических моделях отдаленно узнаваемы тучные сидящие женщины. А.И. Юдин, автор исследований на Варфоломеевке, отметил определенную преемственность степного неолитического искусства с более древними традициями изображений человека и животных, восходящими к эпохе мезолита и даже позднего палеолита. Примечательно, что путовые кости лошадей, отдаленно похожие на тучные женские фигуры, во многих культурах служили детскими игрушками (куклами). В традиционной русской культуре народное название затейливой косточки – «бабка», очевидно, не случайно. По своей этимологии термин явно восходит к глубокой древности, когда из таких костей вырезали женоподобные амулеты, изображающие прародительниц (бабок).


Уникальные изображения в Центральной Сахаре первым обнаружил Г. Барт в своих путешествиях 1849–1855 годов. Чуть позже их изучением занимался Анри Лот, который в 1856–1857 гг обследовал скалы Тассили и выявил на них многочисленные и неестественно вытянутые фигуры людей, переданные в оживленной динамике, – бегущие, скачущие, преследующие животных.

Живопись Тассили – настоящий кладезь информации, дающей весьма четкое представление о древнем населении Сахары, о различных племенах, сменявших здесь друг друга на протяжении многих веков, о волнах кочевников и принесенных ими чужеродных влияних (рис. 24). По фрескам можно проследить, как менялся животный мир Сахары, как происходили климатические изменения, преобразовывался ландшафт, как цветущая североафриканская саванна мезо-неолитической эпохи, медленно высыхая, превращалась в пустыню.

А. Лот систематизировал рисунки и выделил четыре основных слоя, соответствовавших определенным культурам, сменявшим здесь одна другую:

1). Культура охотников, вооруженных палицами и бумерангами, которые изображены рядом с вымершим видом дикого буйвола Bubalus antiquus (8–6 тыс. лет до н.э.).

2). Раннескотоводческая культура пастухов и лучников эпохи неолита с изображениями крупного рогатого скота (5–1,2 тыс. лет до н.э.).

3). Культура воинов с боевыми колесницами и всадников (1200 лет до н.э.).

4). Скотоводческая культура с изображениями верблюдов (50 лет до н.э.).

«То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, превосходит всякое воображение», – восторженно пишет Лот. «Мы открыли сотни и сотни росписей с десятками тысяч изображений людей и животных. Одни рисунки располагались изолированно, другие составляли сложные композиции. Изображенные на них сцены жизни древних обитателей этих мест – будничные занятия, развлечения, религиозные обряды – нетрудно истолковать. Они несомненно относятся к жизни разных народов, населявших массив в разное, но, бесспорно, давно прошедшее время».


Среди множества стилей можно выделить два основных: один более древний «символичный»; другой сравнительно новый, «натуралистический», выработанный под влиянием жителей нильских областей. Лот нашел и мелкие фигуры, высотой всего в несколько сантиметров, и настоящие гигантские изображения. Лучники сражаются за обладание стадами, воины грозят друг другу дубинками, охотники бегут за антилопами или в долбленых челнах преследуют бегемотов. Доисторические художники запечатлели также пиршества и танцы.

В неолите наблюдается подлинный расцвет орнаментального искусства.

Орнаменты украшали одежду, жилища, бытовые предметы. Правда, до наших дней дошли только украшенные декором керамические сосуды, реже костяные изделия. Любой орнамент сочетает в себе художественность, ритмичность и информативность. В основе орнамента всегда лежит знак, а ритмично повторяющиеся одни и те же знаки или фигуры образуют орнаментальное поле. Технически орнамент наносился на керамику тремя приемами: оттиском или штампом, прочерчиванием и краской. Орнамент, богато украшая неолитическую керамику, является важным показателем её принадлежности к той или иной культурной общности. Неолитический орнамент многообразен по технике нанесения и сюжетам декора. Использовались все законы орнаментации: точное и ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в нанесении различных фигур и знаков. Основу неолитического орнамента составляют наклонные или волнистые линии, треугольники, ромбы, круги, различные вдавления, оттиски гребенчатых штампов и перекрученного шнура. Чередуя эти элементы, гончары получали сложные, гармоничные и нарядные узоры, свидетельствующие о высоком художественном вкусе людей эпохи неолита.







Date: 2016-05-15; view: 1172; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию