Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 50. Традиционалистский консерватизм Н.М. Карамзина. Семинар
Основная литература: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: 1991. Тема 51. Отрицание политики «справа». Западническая альтернатива и «национальный» ответ: П.Я. Чаадаев и славянофилы
Коллапс российского политического пространства в постдекабристскую эпоху. Реформаторство в царствование Александра I и модель «крепостного государства» Николая I: «крепостное государство» и «полицейское государство». Идеология «официальной народности». П.Я. Чаадаев – критик и апологет российского абсолютизма. Чаадаевский проект «русской идеи». Российское западничество и христианский универсализм. География как смысл российской истории. Антиномия «свободы» и «рабства»: творчески-волевое самодержавие и политическое «самоотречение» народа. «Историческое ничтожество» как залог «сверхисторического» будущего – контуры российского мессианизма. Славянофильский поиск позитивной «национальной» специфики: славянская «община» и «восточное православие». Русский народ как народ «неполитический»: дихотомия «гражданской» и «политической» свободы у К.С. Аксакова. Самодержавная власть как освобождение от «политики».
Базовая литература: Под ред. А.К. Голикова, А.Б. Исаева. История политических учений. С. 334-337. Основная литература: Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо шестое, письмо седьмое, письмо восьмое // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. М.: 1991. С. 390-440. Тема 52. Рождение русского западничества и славянофильская политическая мысль: П.Я. Чаадаев и К.С. Аксаков. Семинар
Основная литература: Аксаков К.С. О внутреннем состоянии России // http://xix-vek.ru/material/item/f00/s00/z0000003/st085.shtml; Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое; Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. С. 320-339, 523-538.
Тема 53. Отрицание политики «слева». «Русский социализм»: А.И. Герцен Атеистический универсализм в раннем российском западничестве. «Социализм» как отрицание «либерализма» и преодоление «политики». Европейские революции 1848-1849 гг. в восприятии А.И. Герцена: «правота» европейских консерваторов. Европейский «тупик мещанства» и перспектива «русского социализма». Русский народ как «новое варварство»: вне цивилизации и вне политики. «Народное представительство» и российский консерватизм как главная опасность для «русского социализма». Крестьянская община и антисамодержавная революция.
Базовая литература: Под ред. А.К. Голикова, А.Б. Исаева. История политических учений. С. 346-348. Основная литература: Герцен А.И. Русский народ и социализм; Письма к путешественнику; Порядок торжествует!; Prolegomena // Герцен А.И. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: 1986. С. 154-182, 470-525.
Тема 54. Отрицание политики «слева». «Творческий» анархизм: М.А. Бакунин
М.А. Бакунин – критик теории «естественного права» и «общественного договора». Федерализм как парадигма безвластия. Исторические формы «похищения свободы»: религия, государство, собственность, семья, «ученость». Анархизм и русский бунт: «страсть к разрушению есть творческая страсть». Герцен – критик Бакунина: традиция против нигилизма, цивилизация против варварства. «Внутренняя» свобода как необходимое условие свободы «внешней».
Базовая литература: Под ред. А.К. Голикова, А.Б. Исаева. История политических учений. С. 354-356. Основная литература: Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: 1989. С. 291-526.; Бакунин М.А. Международное тайное общество освобождения человечества // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: 1987. С. 258-274.
Тема 55. Русский анархизм: идеи М.А. Бакунина. Семинар Основная литература: Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. С. 11-124.
Тема 56. Позитивистское «примирение» с политикой: политическая концепция А.И. Стронина
Естествознание как парадигма социального познания. Соотношение «социологии» и «политической науки». Социальная «пирамида» и универсальная классификация социальных групп: активные и пассивные участники политического процесса. Феномен «социальной экстерриториальности» интеллигенции. Три «общих» закона и структура политического знания. Общий биологический закон: теория жизненного цикла. Преобладание политического организма над средой и преобладание среды над политическим организмом. Общий социологический закон: субординация и координация в социальном пространстве. Пять политических инстинктов и типология политических партий. «Консерватизм» как максимум политического равновесия. Алгоритм порождения цикла разрушения политического пространства. Общий политический закон: «инкорпорация» и «экскорпорация». Политические «деятели» и политические «продукты»: «интеллигенция», «правительство», «гражданство» – «цивилизация», «культура», «гражданственность». Справедливость как «согласие с действующим правом». «Средний класс» и «интеллигенция» в России: политическая диагностика и прогностика.
Основная литература: Стронин А.И. Политика как наука // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX веков. Хрестоматия. М.: 2003. С. 166-185.; Ткачев П.Н. Ташкентец в науке («Политика как наука», соч. А. Стронина. СПб., 1872) // Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов. М.: 1990. С. 104-127. Тема 57. Консервативный либерализм в эпоху «Великих реформ»: Б.Н. Чичерин
Историзм, традиция «государственной школы» и «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина. Идеал «права» как «свободы, ограниченной законом». Историческая роль российского дворянства как носителя «свободы» в самодержавном (неполитическом) пространстве. Конституция и «народное представительство» – формы культивирования политической свободы в посткрепостнической России. Социализм и демократия как угрозы политической свободе и «правовому государству». Автономность права и соблазн морального диктата в политике. Исторические виды и формы народного представительства. Конституционная монархия как политический ориентир российских реформ.
Базовая литература: Под ред. А.К. Голикова, А.Б. Исаева. История политических учений. С. 323-328. Основная литература: Чичерин Б.Н. О народном представительстве // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. Хрестоматия. С. 86-142.
Тема 58. Консервативная мысль конца XIX в.: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров Эволюция М.Н. Каткова: государство как высшая ценность – от либерализма к консерватизму. Духовные основы русской государственности – охранительная роль православной церкви по учению К.П. Победоносцева. Критика демократии как «великой лжи нашего времени». От радикализма к консерватизму: эволюция Л.А. Тихомирова. Консервативное учение о свободе.
Базовая литература: Под ред. А.К. Голикова. А.Б. Исаева. История политических учений. С. 343-346, 394-396. Основная литература: Под ред. В.Я. Гросул. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: 2000. С. 276-360.; Катков М.Н. Свобода и власть; Истинные задачи комиссии для пересмотра учреждений губернского и уездного управлений. Самоуправление в Англии и в России; Наши аномалии и судебная республика // Катков М.Н. Имперское слово. М.: 2002. С. 379-374, 389-393, 474-478.; Тихомиров Л.А. Демократия либеральная и социальная; К вопросу о свободе // Тихомиров Л.А. Критика демократии. М.: 1997. С. 449-460, 468-473.
Date: 2016-05-15; view: 334; Нарушение авторских прав |