Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарии перехода от командной к рыночной системе





Теоретически разработано по крайней мере два сценария трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования к другой: неоклассический и неоинституциональный.

Различие двух сценариев заключается не только в содержании проводимых реформ, но и в скорости их проведения.

На примере российской переходной экономики можно рассмотреть практическое применение обоих сценариев реформирования: неоклассического в период с 1991 по 1995 г. и неоинституционального с 1996 г.

Неоклассический вариант

Трансформационные процессы в России начались в 1991 г. по неоклассическому сценарию, в соответствии с которым предполагалось «создать рыночные институты и обеспечить их эффективное функционирование».

В соответствии с неоклассическим сценарием темпы и результаты переходного процесса зависят от целого ряда факторов:

– стартовых условий в экономике;

– переплетения внешних и внутренних факторов;

– выбора правительством стратегии реформирования;

– характера и устойчивости политических институтов;

– способности принятия правительством решений в условиях неполной и несовершенной информации;

– влияния извне на ход преобразований (а оно может быть как позитивным, так и негативным) и т. д.

Итак, если в начале 1990!х гг. господствовали мнения, в том числе и западных экономистов, о необходимости стремительных преобразований в России, то к середине — стал очевидным тот факт, что для успешного изменения экономической системы необходимо наличие целого ряда институциональных факторов, создание которых определяется не только желаниями реформаторов. Вполне объективным можно считать вывод, сделанный рядом экономистов в конце 1990-х гг., как западных, так и российских, что в соответствии с критериями неоклассической экономической теории переходный деформационный) период в России можно считать завершенным, Поскольку достигнут объем дореформенного валового национального продукта.

Неоинституциональный вариант

Опыт российской экономики свидетельствует о том, что создание новых институтов, в данном случае, как было задумано реформаторами, — «рыночного правового поля», не гарантирует спонтанного формирования эффективных институтов. Проведению любой реформы должна предшествовать оценка соответствующих трансформационных издержек и предполагаемых выгод.

При неадекватной институциональной структуре и удаленных от равновесия начальных условиях макроэкономическая политика, стандартная для развитых экономик, может способствовать формированию неэффективных устойчивых норм поведения — институциональных ловушек.

Теоретически продолжительность переходного периода зависит от скорости создания новых институтов, причем речь идет не только о формировании новых формальных правил, но и неформальных норм. Лишь при условии их согласования будут эффективны механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение формальных правил игры в обществе (или фактически реформ).

Основная институциональная проблема переходного периода заключается в том, что темп перемен и время, которое должно пройти между их началом и достижением определенного результата, невозможно легко установить. Скорость перехода зависит от способности людей перерабатывать, усваивать и передавать новую информацию.

Основная трудность институциональных преобразований — несогласованность существующих неформальных норм с вновь принимаемыми формальными правилами, результатом которой может быть институциональный конфликт.

Следствием институционального конфликта являются очень высокие трансакционные издержки (трансформационные и трансакционные) переходной системы, приводящие к замедлению экономического развития и ставящие под сомнение дальнейший экономический рост.

В заключение можно сделать вывод, что институциональные формы, предполагающие создание новой экономической системы, можно считать завершенными, когда не только сформирована институциональная основа новой экономики, но и задана инерционность развития институциональной системы, предполагающей в большинстве случаев согласование формальных правил и неформальных норм, которые становятся устойчивыми и укореняются в поведенческих моделях. В случае изменения траектории развития общества создание новых институтов будет сопровождаться длительным сопротивлением уже существующих институтов.

 







Date: 2016-05-15; view: 910; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию