Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимость вмешательства государства
Государство рассматривается в качестве особой организации. Главным обоснованием для такого подхода служит факт делегирования гражданами части своих прав государству — именно на этой основе государство осуществляет свою деятельность. Природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта. Гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Набор этих функций определен «провалами» рынка. К таким задачам относятся: • спецификация и защита прав собственности; • создание каналов обмена информацией; • разработка стандартов мер и весов; • создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг; • правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах; • производство общественных благ. В этих сферах государство получает права легитимного, т. е. на основе социального контракта, принуждения и насилия Моделигосударства Объяснение государства через социальный контракт между его конституантами, помещает на первый план в анализе проблему принципала и агента. С одной стороны, гражданин конституирует государство, поручая ему выполнение некоторых функций, т. е. он является принципалом, а государство — агентом. С другой стороны, гражданин подчиняется решениям государства как гаранта исполнения контрактов, становясь агентом. Дж. Бьюкенен назвал эту двойственность «парадоксом подчиненного». В результате этого могут возникнуть следующие проблемы: 1) не будет ли государство стремиться распространить сферу своего контроля за пределы четко оговоренных конституантами сделок. 2) не будет ли государство, пользуясь монополией на применение насилия, игнорировать интересы граждан. С другой стороны, не будут ли граждане вести себя оппортунисттически, стремясь уклониться от оплаты предоставляемых государством услуг. В зависимости от того, как удается решить двухстороннюю проблему, различают две идеальные модели государства: 1. «контрактная» (Д. Норт) - возникает при решении всех вышеперечисленных проблем. 2. «эксплуататорская», описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистическому поведению и государства, и граждан. Контрактное государство - это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность: "порядок в обмен на налоги". Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее — дохода группы, контролирующей государственный аппарат. У эксплуататорского государства много общего с мафией — оба походят на «оседлого» бандита, который хотя и осуществляет поборы с проживающих на контролируемой им территории; но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу "украсть — и убежать". Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход, поэтому он будет инвестировать средства прежде всего в технологию перераспределения, а не в создание институтов, обеспечивающих сохранение стимулов к производительной деятельности. Идентифицировать то, насколько близко конкретное государство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета (в частности расходов на содержание госаппарата, на вооружение и т.п.). Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной.
Контрольные вопросы: 1. Функции и роль государства в традиционной экономической науке и в институциональной экономике. 2. Какие модели государства в институциональной экономике вы можете назвать?
Основная литература: 1. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.:ИНФРА – М. 2007 г. т. 4,5. 2. Институциональная экономика: новая экономическая теория. Учебник. (под общ. ред. А.А. Аузана) – М.:ИНФРА. – М, 2010. 3. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. Учебник. – М.: ОМЕГА – Л., 2008. 4. История экономических учений. (под общ. ред. В.А. Автономова, О. Ананьина) - М.:ИНФРА – М. 2007. 5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков (под общ. ред. Г. Г. Фетисова) – М.: Мысль, 2004, т. 4. Date: 2016-05-15; view: 639; Нарушение авторских прав |