Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость вмешательства государства





Государство рассматривается в качестве особой организации. Главным обоснованием для такого подхода служит факт делегирования гражданами части своих прав государству — именно на этой основе государство осуществляет свою деятельность.

Природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта. Гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий.

Набор этих функций определен «провалами» рынка. К таким задачам относятся:

• спецификация и защита прав собственности;

• создание каналов обмена информацией;

• разработка стандартов мер и весов;

• создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг;

• правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах;

• производство общественных благ.

В этих сферах государство получает права легитимного, т. е. на основе социального контракта, принуждения и насилия

Моделигосударства

Объяснение государства через социальный контракт между его конституантами, помещает на первый план в анализе проблему принципала и агента. С одной стороны, гражданин конституирует государство, поручая ему выполнение некоторых функций, т. е. он является принципалом, а государство — агентом. С другой стороны, гражданин подчиняется решениям государства как гаранта исполнения контрактов, становясь агентом. Дж. Бьюкенен назвал эту двойственность «парадоксом подчиненного».

В результате этого могут возникнуть следующие проблемы:

1) не будет ли государство стремиться распространить сферу своего контроля за пределы четко оговоренных конституантами сделок.

2) не будет ли государство, пользуясь монополией на применение насилия, игнорировать интересы граждан. С другой стороны, не будут ли граждане вести себя оппортунисттически, стремясь уклониться от оплаты предоставляемых государством услуг.

В зависимости от того, как удается решить двухстороннюю проблему, различают две идеальные модели государства:

1. «контрактная» (Д. Норт) - возникает при решении всех вышеперечисленных проблем.

2. «эксплуататорская», описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистическому поведению и государства, и граждан.

Контрактное государство - это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность: "порядок в обмен на налоги".

Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее — дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

У эксплуататорского государства много общего с мафией — оба походят на «оседлого» бандита, который хотя и осуществляет поборы с проживающих на контролируемой им территории; но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу "украсть — и убежать".

Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход, поэтому он будет инвестировать средства прежде всего в технологию перераспределения, а не в создание институтов, обеспечивающих сохранение стимулов к производительной деятельности.

Идентифицировать то, насколько близко конкретное государство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета (в частности расходов на содержание госаппарата, на вооружение и т.п.).

Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной.

 

Контрольные вопросы:

1. Функции и роль государства в традиционной экономической науке и в институциональной экономике.

2. Какие модели государства в институциональной экономике вы можете назвать?

 

Основная литература:

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.:ИНФРА – М. 2007 г. т. 4,5.

2. Институциональная экономика: новая экономическая теория. Учебник. (под общ. ред. А.А. Аузана) – М.:ИНФРА. – М, 2010.

3. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. Учебник. – М.: ОМЕГА – Л., 2008.

4. История экономических учений. (под общ. ред. В.А. Автономова, О. Ананьина) - М.:ИНФРА – М. 2007.

5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков (под общ. ред. Г. Г. Фетисова) – М.: Мысль, 2004, т. 4.







Date: 2016-05-15; view: 639; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию