Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория агентских отношений





Теория агентских отношений в предполагает решении проблемы оппортунизма экономических агентов, препятствующего заключению эффективных сделок.

Выделяется два вида оппортунизма: предконтрактный (ex ante) - на стадии поиска партнера по сделке и постконтрактный (ex post) - на стадии заключения контракта с уже найденным партнером.

Предконтрактный оппортунизм проявляется в скрытой информации, а постконтрактный — в скрытых действиях. Скрытая информация порождает проблему неблагоприятного отбора, а скрытые действия — морального риска. В качестве механизма решения данных проблем в первом случае выступают информативные сигналы и просвечивание, а во втором случае — оптимальный контракт

Предконтрактный оппортунизм: неблагоприятный отбор

Основной проблемой в данном случае является поиск наилучшего партнера. Выделяют принципала и агента или поручителя и исполнителя. Допускается, что агенты распадаются на два типа: хорошие и плохие. Принципалу необходимо выбрать из множества агентов хорошего. При этом агенты знают свой тип, а принципал не знает, но ему известно вероятностное распределение типов агентов. Возникает проблема скрытой информации, следствием которой является неблагоприятный отбор. Данным термином обозначается вытеснение с рынка худшими агентами лучших.

Пример рынка подержанных автомобилей Дж. А. Акерлоф. Стандартные примеры связаны также с функционированием рынков труда, страховых услуг и кредита.

Способы решения проблемы неблагоприятного отбора:

1. Сигнализирование -проблема решается агентом, который пытается послать достоверный сигнал, позволяющий потенциальному принципалу распознать в нем хорошего агента.

2. Просвечивание - сам принципал предлагает такие условия заключения сделок, которые обеспечивают самоотбор хороших агентов.

Постконтрактный оппортунизм -заключается в том, что после заключения контракта действия агента не (вполне) соответствуют интересам принципала. Исполнение заключенного контракта осложняется двумя причинами.

1.Неполнота контракта

2. Ограниченность возможностей мониторинга

Вероятность неблагоприятного влияния заключения контракта на действия агента обозначается термином моральный риск. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно.

Можно рассмотреть моральный риск в различных областях деятельности: в области страхования, на финансовых рынках, в антициклической политике государства, в трудовых отношениях.

Общей чертой ситуаций морального риска является то, что лица, принимающие решения, не несут полной ответственности за свои действия. Они перекладывают ее на плечи своего принципала. При этом они используют т.н. «зоны безответственности», которые создаются в результате неполноты контрактов или неполноты мониторинга. Выделяют:

Зона безответственности первого рода возникает в результате неполноты контракта.

Зона безответственности второго рода возникает в результате слабости мониторинга, т.е. безнаказанного пренебрежения контрактом.

 

Контрольные вопросы:

1. Особенности институциональной теории контракта.

2. Основное содержание и роль теории «принципал-агент».

3. Провидите сравнительную характеристику: классического, неоклассического и отношенческого контрактов.

 

Основная литература:

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.:ИНФРА – М. 2007 г. т. 4,5.

2. Институциональная экономика: новая экономическая теория. Учебник. (под общ. ред. А.А. Аузана) – М.:ИНФРА. – М, 2010.

3. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. Учебник. – М.: ОМЕГА – Л., 2008.

4. История экономических учений. (под общ. ред. В.А. Автономова, О. Ананьина) - М.:ИНФРА – М. 2007.

5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков (под общ. ред. Г. Г. Фетисова) – М.: Мысль, 2004, т. 4.

 







Date: 2016-05-15; view: 909; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию