Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. №44 Воспит. самостоятельности у дошкольников. Трудности
Актуальной задачей является воспитание у детей нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности. Родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. В нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Известно стремление младших дошкол. к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Овладение младшими дош. навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в д/саду. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в д/саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Можно сделать вывод о том, что на 1 месте среди видов труда стоит самообслуживание, на 2 – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Взрослым необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: 1) совокупность средств, знаний и умений; 2) побуждение к действию.Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:- обогащение арсенала умений;- побуждение детей через изменение условий;- постановка новых задач. На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуал. особенности. Самостоятельность - способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. Необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать все «сам». Основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы д/сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д. Стремление к самостоятельности возникает и развивается от уровня овладения ребенком навыками и умением в области физ. воспитания, т.е. обучения умениям является решающим при формировании самостоятельности. Формирование самостоятельности, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая `асоциальность`, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний `нормативности` действий. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Возникает же она чаще всего в от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности. До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут. Эти подражательные операции называют действиями `в логике предмета`. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал `в логике цели`. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится 2 компоненти - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дош.-ка - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Это скорее средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность. Выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность - познавательная, практическая и организационно-техническая. Одно из условий эффективности воспитание - привитие детям навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется теми целями и задачами, которые стоят перед нашими д/у: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде. Эти навыки необходимы им в период обучения в школе и дальше. Самостоятельная деятельность - это работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности детей, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. 3. Игровая деятельность. Игра постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. В таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Совершенствуется мышление. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Задача воспитателя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидак. игры. Заключение Проблема воспитания самостоятельности в д/с на современном этапе приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дош. возрасте. Каждый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дош. возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дош. детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. В практике дош. воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Итог - отмирание инициативности. Ребенок переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя. Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в д/домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.
Date: 2016-05-14; view: 1070; Нарушение авторских прав |