Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. №36. Развитие проблемы умственного воспитания в работах современных исследователей





Для современной образоват. системы проблема умст. воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к у-в. подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области у-в. дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе у-в.Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения - от дош. учреждения до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся. В работах отеч. и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умст. развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умст. развития детей дош. возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Остановимся кратко на анализе научных исследований по у-в. детей дош. возраста. За последние годы проведен ряд интересных научных работ по данной проблеме в нашей стране. Наиболее важные итоги научных исследований по проблеме у-в. дош. заключаются в разработке новых принципов отбора и систематизации дошкольных знаний (А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова и др.). Эти принципы были разработаны на основе анализа многочисленных психолого-пед. исследований, в которых были показаны специфические особенности мыслительной деятельности детей различных дошкольных возрастов.Советские психологи (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. М. Леушина, Г. М. Минская, С. Л. Новоселова и др.), исходя из основных теоретических положений о ведущей роли практической деятельности в развитии дошкольника, в своих исследованиях важное место отводили изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Современные исследования познавательных процессов детей позволили внести существенный вклад в решение проблемы у-в дошкольников. В исследованиях А. В. Запорожца и его сотрудников разработано важное положение о том, что ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности может выделить существенные связи и явления той или иной области действительности и отразить их в образной форме — в форме представлений. Данное положение определило принципы отбора и систематизации дошкольных знаний. Эти принципы состоят в том, что в содержание умственного воспитания включаются, в качестве его ядра, знания, отражающие в образной форме существенные связи и зависимости той или иной области действительности ( живая природа, неживая природа, общественные явления и т. д.). Так, например, в процессе систематизации знаний о живой природе была выделена общая зависимость строения тела животного от условий его существования. Эта закономерность в ряде случаев имеет очень простые формы проявления и вполне доступна детскому пониманию. Данные линии систематизации знаний для дошкольников наиболее полно обеспечивали реализацию принципа научности, поскольку в основу этой системы были положены знания и элементарные понятия, отражающие существенные связи соответствующей области действительности. Исследования по развитию мышления и у-в. дошкольников характеризуются возросшей системностью, выделением стержневых линий умственного развития детей дошкольного возраста. Сейчас основное внимание ученых направлено на разработку общей структуры когнитивной сферы ребенка и выявление общих закономерностей ее функционирования. Исследуются основные принципы взаимодействия между мотивационно-волевой и когнитивной сферами, что имеет значение для разработки методов развития познавательных мотивов поведения детей, формирования у них устойчивых и глубоких познавательных интересов. Важное значение для всестороннего развития детей и подготовки их к школе имеют исследования по вопросам содержания и методов развития речи, обучения родному языку, проводимые во многих научно-исследоват. институтах. Разработана система воспитания звуковой культуры речи; обогащено программное содержание для младших групп, с тем чтобы к старшему дошкольному возрасту звуковая сторона речи детей соответствовала нормам языка. Сформулированы отсутствовавшие ранее в «П» конкретные задачи формирования грамматич. строя речи. Более четко определены задачи развития связной монологической речи, рассказывания. Разработаны методы формирования у старших дошкол. элементарного осознания языковых явлений (звуковой и словообразовательной структур слова, словесного состава предложения и др.).

 

 







Date: 2016-05-14; view: 2390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию