Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая особенность этапов





Заканчивая наш краткий обзор основных этапов в истории астрологии, необходимо остановиться на важнейшей историко-культурной особенности данной системы знаний:

Астрология на всех этапах своего развития имела

  • интеррелигиозный характер,
  • межрасовый и межэтнический характер,
  • внеполитический характер
  • и в целом интеркультурный характер.

Действительно, даже беглое знакомство с историей астрологии убеждает нас, что преемственность астрологических традиций носила внегосударственный, интернациональной и межрелигиозный характер. Астрологические системы развивались в указанных нами регионах, не ограничиваясь рамками тех или иных государства, языка, нации, религии.

Так, астрологическая система, зародившаяся у шумеров и аккадцев в III тыс. до н.э., была унаследована и развита жрецами Вавилонии в 1-й пол. II тыс. до н.э. В 16 в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, но астрологическая традиция не была прервана. Напротив, именно при касситских правителях Вавилонии на глиняных табличках была составлена большая серия предзнаменований “Энума Ану Энлиль”, уникальный компендиум астрологии II тыс. до н.э. Этот компендиум продолжал обогащаться и комментироваться в последующие века, до эллинистической эпохи включительно [Ван-дер-Варден, 1991; Ness, 1990]. В 7 в до н.э., когда в Двуречье доминировала Ассирия, была создана знаменитая Ниневийская библиотека Ашшурбанипала, куда по приказу правителя были собраны сохранившиеся астрологические тексты предыдущих веков [Николов, Харалампиев, 1991, с. 12]. И эти тексты продолжали активно использоваться. А в Ахеменидскую эпоху, как мы уже указывали выше, астрология Двуречья распространилась по многим другим регионам. Таким образом, шумеро-аккадская астрологическая традиция продолжала бытовать и развиваться у вавилонян, касситов, ассирийцев и многих других народов, имевших различные религиозные традиции, культурный уклад и политические установки.

В Месоамерике также существовала единая астрологическая традиция. Бытовавшая ещё до н.э. у ольмеков, получившая своё наивысшее развитие в культуре майя во 2–9 вв. н.э., а затем унаследованная тольтеками и ацтеками, эта астрологическая традиция продолжала существовать вплоть до испанского завоевания 16 в. – при том, что Месоамерика никогда не была единым политическим пространством [Scofield, 1994; Аргуэльес, 1994].

Индия тоже подавляющую часть своей истории была политически раздробленной, здесь никогда не существовало единой религии, и тем не менее, индийская астрологическая традиция была цельной и непрерывной. В ряде стран, граничащих с Индией и зачастую политически противостоящих ей, астрология практически не отличилась от материнской, индийской системы.

Системы китайской астрологии и хрономантии также территориально не ограничивались рамками одной нации или одного государства. Основные доктрины совпадали не только в разных районах Китая (на протяжении большей части истории не представлявшего собой единую страну), но почти в неизменном виде использовались астрологами соседних регионов. Теория инь-ян и “пяти стихий”, наиболее чётко представленная в виде 60-летнего циклического календаря (в котором 12 годичных знаков соотносятся с “пятью стихиями” в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и других народов Востока [см. Календарные обычаи, 1989; Календарные обычаи, 1993]. От кочевых народов Азии циклический календарь стал известен даже в Болгарии [Николов, Харалампиев, 1991, с. 152–156]. В арабском мире о концепциях китайской календарной астрологии узнали от уйгуров [Kennedy, 1964]. В соседние с Китаем страны (в частности, в Японию) проникли и традиции китайской государственной астрологии предзнаменований [Nakayama, 1969]. Суть астрологических концепций оставалась в этих странах единой, различия были в основном связаны с географическими особенностями конкретного региона, с местными культурными и религиозными традициями.

Астрологическая система христианской Европы была унаследована от мусульманской культуры. Исламская астрология, в свою очередь, синтезировала в себе астрологические системы зороастрийского Ирана, христианской Сирии и многоконфессиональной Индии. А эти системы восходят к греко-римской астрологии…

Что характерно, сами астрологи даже во времена активного противоборства религий подчёркивали надрелигиозный характер своего учения. Так, правоверный мусульманин ал-Бируни в своей “Книге вразумления начаткам науки о звёздах” (1-я пол. 11 в.) указывал, что религии классифицируются по планетам! Сатурн указывает на евреев, Юпитер – на христиан, Марс властвует над идолопоклонниками, Венера – над мусульманами, Меркурий указывает на спорящих во всех религиях, а Луна – на принимающих ту религию, которая побеждает [см. Бируни, 1975]. Похожие классификации мы находим и у христианских астрологов. Аделярд из Бата (12 в.) считал, что Сатурн правит евреями, Венера и Марс – арабами, а Солнце и Юпитер – христианами. Михаэль Скот (нач. 13 в.) соотносил язычников и евреев с Сатурном, а христиан – с Юпитером. Р. Бэкон (13 в.) указывал, что Меркурий управляет христианством, а Венера – исламом [Бэйджент и др., 1999, с. 69]. В эпоху Высокого Возрождения П. Помпонацци доказывал, что возникновение, развитие и упадок религий подчиняются астрологическим закономерностям, как и всё в подлунном мире [Помпонацци, 1990]. А его младший современник Дж. Кардано утверждал: “Законы религий проистекают от Бога, но их образ действия зависит от планет и звёзд. Иудейская религия зависит от Сатурна или от его звезды, или, скорее, от того и другого. Христианская религия находится под влиянием Юпитера и Меркурия, религия Магомета... под влиянием Солнца и Марса... идолопоклонство управляется Луной и Марсом. Иудейская религия родилась на Востоке, т.к. там Сатурн господин, магометанство – на Западе, т.к. там доминирует Марс. Юпитер властвует на севере, и поэтому христианская религия обосновалась в этой части мира...” [цит. по: Куталёв, 1997, с. 72–73]. Таким образом, астрологические законы, по мысли астрологов, стоят выше любой религии, и при этом все религии для астрологов равны; невозможно объективно сказать, что лучше: ислам или иудаизм, как невозможно выбрать, которая из планет объективно лучше, ведь за каждой из них закреплена своя функция. Кроме того, следуя этой логике, для астролога неправомерным будет и утверждение, что какая-то одна религия должна окончательно победить другую – ведь Венера не может окончательно победить Луну и заставить её навсегда исчезнуть с небосклона. Аналогичным образом, и нации имеют своих управителей (такие системы астрологической этнологии мы находим ещё у античных авторов – римлянина Манилия [Манилий, 1993] и египтянина Птолемея [Птолемей, 1992]), и здесь опять же не идёт и не может идти речи о превосходстве одной нации над другой.

Таким образом, астрология с древних времён выполняла функцию межкультурного взаимодействия, подавая замечательный пример толерантности ко всем нациям, другим религиям, чужим обычаям. И немецкий историк Франц Болль в начале 20 в. совершенно справедливо писал: “Какой бы странной ни была астрология для современного человека, она в течение нескольких тысячелетий тем не менее представляет собой одно из духовных благ, общих для всего человечества; её литература может рассматриваться как мировая; возможно, это единственная область, где понимают друг друга без труда Восток и Запад, христиане, мусульмане и буддисты” [цит. по: Гоклен, 1998, с. 24].

ГЛАВА 4

Date: 2016-05-14; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию