Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность технологии аудита и этапы проведения аудиторской проверки
Аудит - это, прежде всего предпринимательская деятельность аудиторов по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждениядостоверности бухгалтерской отчетности и повышения №73. Подготовка и планирование аудиторской проверки. Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия. Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации, т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) – предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Планирование аудита – это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.При планировании аудита можно использовать следующие основные принципы:1)комплексность. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур;2)непрерывность. Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам);3)оптимальность. Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.Результаты процесса планирования оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; 4) оценка составляющих аудиторского риска; 5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки); 6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском); 7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур); 8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита) №74. Изучение и проверка информации для внутреннего аудита В соответствии с положениями данного стандарта, под внутренним аудитом понимается созданная экономическим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и функционирование системы внутреннего контроля, действующая в интересах его руководства и (или) его собственников.Внутренний аудит обладает значительно меньшей степенью независимости от мнения руководства предприятия, но при этом данная служба отличается знанием специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Независимость внутренних аудиторов должна проявляться при сборе информации, т.е. они должны быть свободны от указаний и запретов руководителей организации. Эта независимость обеспечивается преимущественно формой организации внутреннего аудита на предприятии. Организация, роль и функции внутреннего аудита обеспечиваются самим экономическим субъектом, а именно руководством и (или) его собственником в зависимости: 1. От содержания и специфики деятельности экономического субъекта; 2. От объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; 3. От сложившейся системы управления экономическим субъектом; 4. От состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта. Внутренний аудит может быть организован в следующих формах: 1. В форме постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности; 2. В форме специального отдела внутреннего контроля (аудита), подотчетного руководству организации и (или) ее собственникам; 3. В форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства (или собственников). 1. Оценка используемого экономическим субъектом компьютерного программного обеспечения; 2. Специальные расследования отдельных случаев (например, подозрений злоумышленного потребления); 3. Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления экономическим субъектом; Внешние аудиторы должны сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита экономического субъекта, что необходимо для планирования предстоящий аудиторской проверки.Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля экономического субъекта, и тем самым существенно сократить объем аудиторских процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации, хотя и не может исключить необходимость проведения аудиторских процедур полностью.Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудитора, которая была протестирована, изучена и оценена. Эффективность и объективность внутреннего аудита, непосредственно влияющей на оценку внешним аудитором аудиторского риска и системы внутреннего контроля зависит: 1. От организационного статуса внутреннего аудита в организационной структуре экономического субъекта; 2. От содержания и объема работы внутреннего аудита; 3. От профессионализма сотрудников службы внутреннего аудита; 4. От значимости работы службы внутреннего аудита для руководства или собственников экономического субъекта. После оценки деятельности службы внутреннего аудита на стадии планирования аудиторской проверки, аудиторская организация должна решить - может или не может быть использована работы службы внутреннего аудита для целей внешнего аудита.При принятии решения использовать работу внутреннего аудита для целей внешнего, аудитор должен убедиться в следующем: 1. Что программы и объем внутреннего аудита соответствуют целям внешнего аудита; 2. Что работа внутреннего аудита соответствующим образом планируется (с учетом запланированных повышенных рисков) и документируется; 3. Что выводы внутреннего аудита достаточно обоснованны и аргументированы; 4. Что руководство и собственники экономического субъекта конструктивно относятся к мнению внутреннего аудита. Для эффективного использования работы службы внутреннего аудита аудиторской организации следует: 1. Рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период времени и провести его обслуживание на возможно более ранней стадии аудиторской проверки; 2. Определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита; 3. Заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях используемых тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренним аудитором. В ходе ежегодной аудиторской проверки, внутренние аудиторы под контролем внешних могут выполнять отдельные виды работ. Однако следует помнить, что ответственность за выводы, сделанные по результатам проведенной проверки, полностью лежит на внешних аудиторах и она не уменьшается, даже если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита. №75. Итоговые документы аудиторской проверки и сообщение результатов руководству хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе. Мнение о достоверности отчетности должно выражать собой оценку соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухучет и отчетность в Российской Федерации. Если аудитор обнаружил, что из-за имущественного и финансового положения экономического субъекта возникают серьезные сомнения в его возможности продолжать свою деятельность и исполнять обязательства в течение как минимум 12 месяцев, эти сомнения должны быть отражены в аудиторском заключении. В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторского заключения: аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения; модифицированное аудиторское заключение: аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным; аудиторское заключение с отрицательным мнением; аудиторское заключение с отказом от выражения мнения. Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности: а) имеется ограничение объема работы аудитора, что может привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения; б) имеется разногласие с руководством относительно: допустимости выбранной учетной политики; метода ее применения; адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Вышеуказанные обстоятельства могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению. Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств» (характеристика обстоятельств, к которым относится оговорка). Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу: внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности. Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности. Date: 2016-05-14; view: 706; Нарушение авторских прав |