Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптация детей к дошкольной образовательной организации
Адаптация - приспособление организма и личности к новой обстановке, а для р/а ДОУ, несомненно, я/ся новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер к/ых зависит от психофизиологических и личностных особенностей р/а, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной образовательной организации. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.. Период адаптации можно условно разделить на 3 этапа: 1) острый-характеризуется нарушением сна, ухудшением аппетита, вегетативными и гормональными сдвигами; 2) подострый - характеризуется восстановлением биоритмов различных органов и систем организма, нормализацией аппетита и сна, эмоциональной стабилизацией. Ребенок приспосабливается к общему режиму дня, начинает принимать участие в играх; 3) период компенсации, при котором органы и системы организма работают по норме, появляются положительные эмоции, поведение становится ровным и спокойным. По степени тяжести период адаптации может быть легким, средней тяжести и тяжелым. Если ребенок легко приспосабливается к изменившимся условиям жизни, то в его поведении нет отклонений от обычной для него реакции на то или иное событие; нарушения аппетита, сна, речевой функции наблюдаются менее месяца. При адаптации средней тяжести поведение, сон, аппетит, речь ребенка длительное время нарушены и восстанавливаются в течение 1-2 месяцев, имеются функциональные отклонения, может развиться ОРЗ. Если адаптация ребенка не произошла в течение 2 месяцев, говорят о тяжелой форме. У таких детей в 90% случаев диагностируются неадекватное поведение, невротические состояния, он часто болеет острыми респираторными заболеваниями. Как правило, тяжело адаптирующиеся дети находятся* на учете у психоневролога. Также в процессе адаптации выделяют 3 стадии: 1) стадия тревоги; 2) стадия сопротивляемости; 3) стадия либо стабилизации и выздоровления, либо истощения. Кроме того, выделяют следующие виды адаптации: 1) сенсорная адаптация - изменения, происходящие с органами чувств; 2) социальная адаптация - способность ребенка изменять свое поведение в зависимости от новых условий; 3) психологическая адаптация - усвоение правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, активная деятельность ребенка, адекватность его самооценки. Истощение организма, тяжелая адаптация могут наблюдаться из-за отсутствия навыков общения, высоких требований ребенка при достаточном уровне развития его интеллекта. Такой ребенок может быть эмоционально неуравновешенным, тревожным, замкнутым, испытывать страх перед общением с другими детьми. Все негативные последствия тяжелой адаптации выражаются беспокойством, заторможенностью, вялостью, раздражительностью, капризами, упрямством, психическим напряжением. Степень выраженности этих негативных признаков тяжело проходящей адаптации зависит от условий, в которых находится ребенок дома, уровня привязанности к матери, возрастных особенностей ребенка, связанных с переходным периодом, с организацией учебно-воспитательной работы в детском дошкольном образовательном учреждении, психологическим, психофизическими, нейрофизиологическими особенностями организма ребенка. Противоположным тяжелой адаптации, как уже упоминалось выше, является легкий тип адаптации, когда ребенок быстро приспосабливается к новым условиям организации его жизни, все проявления негатива незначительны и кратки по времени. Помимо описанных типов адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению существует средний, промежуточный тип приспособляемости организма ребенка к новым условиям, и он встречается наиболее часто. При среднем типе адаптации ребенок может заболеть, но без осложнений; период привыкания длится в среднем месяц, негативные проявления у такого ребенка можно подкорректировать, что позволит ему приблизиться к варианту легкой адаптации. Помочь ребенку со средним типом адаптации могут медперсонал ДОУ, родители и воспитатели. Как происходит адаптация ребенка к дошкольному учреждению? Адаптация - это широкий спектр психофизических и личностных реакций на условия пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении, но можно выделить некоторые общие закономерности приспособления детей к режиму ДОУ. Маленькие дети пока не очень нуждаются в сверстниках, для них важнее общение со взрослым человеком и в качестве партнера в игре, и в качестве образца для подражания. Дети дошкольного возраста, как правило, боятся незнакомых людей и новых условий жизни, что затрудняет их адаптацию и приводит к излишнему возбуждению, обидчивости, плаксивости, стрессу, который истощает защитные силы организма ребенка. Исследователи отмечают, что мальчики 3-5 лет проходят адаптацию в более тяжелой форме, чем девочки того же возраста, так как в этот период они очень привязаны к матери и негативно реагируют на разлуку с ней. Исследователи проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ также отмечают, что более раннее приобщение к условиям ДОУ происходит менее болезненно, ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до года, когда еще не сформировалась зависимость от матери; чем раньше и глубже развивается привязанность к родителям, тем труднее проходит адаптация, а это приводит к появлению у детей различных неврозов. Задачей медперсонала ДОУ является предупреждение и погашение невротического состояния вновь поступившего в дошкольное учреждение ребенка. Следует заметить, что дети, очень сильно привязанные к матери и зависящие от нее, труднее адаптируются, некоторые из них так и не могут преодолеть себя, у них развивается невроз. Средний срок адаптации по возрастам составляет: 1) дети ясельного возраста - 7-10 дней; 2) дети трехлетнего возраста - 2-3 недели; 3) дети дошкольного возраста - 1 месяц. Однако практика показывает, что у многих детей на адаптацию уходит больше времени. О готовности ребенка посещать ДОУ можно судить по следующим признакам. До двухлетнего возраста ребенок: 1) опрятен; 2) дает понять взрослым, что ему необходимо удовлетворить физиологические потребности; 3) позволяет себя умывать и купать, не капризничая; 4) имеет навыки одевания-раздевания; 5) самостоятельно ест и пьет из чашки; 6) может некоторое время сам себя занять; 7) аккуратен в хранении одежды и игрушек. После 2 лет ребенок: 1) ест аккуратно и самостоятельно; 2) сам умывается и вытирается полотенцем; 3) самостоятельно, хотя бы частично, одевается и раздевается; 4) знает, где что в доме лежит; 5) умеет пользоваться носовым платком; 6) контролирует физиологические потребности; 7) убирает за собой игрушки и складывает одежду; 8) выполняет некоторые несложные поручения; 9) знает назначение домашних предметов; 10) знает слова благодарности и пользуется ими. Выделяют следующие основные показатели процесса адаптации ребенка к ДОУ. Отрицательные эмоции. Они отмечаются у каждого ребенка, впервые оказавшегося в новых для него обстоятельствах. Страх. Он сопутствует отрицательным эмоциям, малыш боится неизвестности, встречи с незнакомыми людьми. Гнев. Он возникает как реакция раздражения практически на все, что встречается ребенку в первые дни посещения ДОУ. Положительные эмоции. В первые дни они проявляются редко. Их появление свидетельствует о том, что адаптация проходит нормально. Социальное контакты. Коммуникабельность ребенка - очень хорошая черта, которая помогает адаптации. Познавательная деятельность. Во время стресса, связанного с адаптацией, она снижается. Социальные навыки. Ребенок может на время утратить навыки самообслуживания, но постепенно начнется восстановление его умения самостоятельно одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры. Особенности речи. Речь может измениться, регрессировать, словарный запас в процессе адаптации нередко уменьшается. Однако после привыкания к коллективу и требованиям режима речь ребенка быстро прогрессирует, его словарный запас пополняется. Двигательная активность. Во время адаптации ребенок либо сильно заторможен, либо гиперактивен. Но это негативная реакция на стресс, связанный с адаптацией. Сон. Вначале он нарушен, может даже отсутствовать совсем, ребенок плачет, капризничает, не хочет ложиться в кровать. Только когда произойдет адаптация, он спокойно засыпает в тихий час. Аппетит. Он зависит от того, насколько трудно ребенок проходит адаптацию, иногда аппетит отсутствует, малыш практически ничего не ест. Иногда, напротив, ест слишком много, чтобы заглушить волнение и переживания. Когда процесс приема пищи нормализуется, можно констатировать, что период адаптации завершен. Все это важные критерии и сигналы того, как проходит адаптация ребенка к условиям ДОУ. Date: 2016-05-14; view: 920; Нарушение авторских прав |