Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные нарушения жизнедеятельности семьи





1. Основной особенностью семейного и околосемейного окружения является его непостоянство и непредсказуемость во всех сферах семейной и околосемейной жизни. В результате растущие дети испытывают огромные трудности в определении для себя значений различных событий и явлений окружающего мира и самоопределении (выработке своих четких позиций по отношению к окружающему миру). Они живут в мире, объекты и события которого имеют скоротечные (преходящие) качества:

1) география дома и его обстановка препятствуют развитию у ребенка чувства, что он имеет свое место в мире (например, часто меняется место, где ребенок спит);

2) еда не имеет определенного времени, порядка и места, нет четко установленного режима дня, один день не похож на другой;

3) межличностные контакты имеют неустойчивые, непостоянные качества:

А) члены семьи не умеют слушать друг друга. Говоря что-либо, члены семьи не ожидают быть услышанными. Они не ожидают, что их коммуникативное поведение (например монолог о трудностях в школе) будет иметь какой-либо эффект на остальных членов семьи, побудит их к ответу. Другие члены семьи не проявляют признаков вовлеченности, желания дать ответ.

Б) если кто-либо в семье отвечает, то это не обязательно в русле предшествующей коммуникации. Любой не имеющий отношения к запросу ответ может быть приемлемым. Существуют ответы, регулирующие иерархические отношения между членом семьи, который говорил, и тем, который слушал («Ты всегда болтаешь»).

В) тема обсуждения редко бывает приведена к какому-либо заключению – небольшое количество взаимодействий вокруг одной темы обычно прерывается интервенцией другой темы, не имеющей отношения к обсуждаемой. Так, в процессе одного разговора может смениться несколько тем и не быть принято ни одного решения.

Г) два или более членов семьи могут участвовать в параллельном разговоре, по спирали возвышая интенсивность звука в попытках перекричать один другого.

Д) много различных типов кинестетической активности может сопровождать коммуникацию. Все это приводит к нарастанию шума в семье, часто никто не ждет, пока другой кончит говорить. Шум повышает беспорядочность и неэффективность взаимодействия и приводит к тому, что часть членов семьи выбывает из коммуникации.

2. Особенности личности родителей.

Во всех предшествующих стадиях развития этих родителей видно множество незаконченных попыток добиться определенности в плане своей идентичности. Эти люди шли по пути формирования своей идентичности как социальной идентичности. То есть они пытались спрятаться от переживаний, связанных с неопределенной диффузной идентичностью, за счет сверхвключенности сначала в роль супруга, а затем в роль сверхвоспитывающего родителя. При этом цель у них – не стать по-настоящему действительно компетентным супругом или родителем (они в большинстве случаев просто не понимают этой задачи), а усвоить определенные внешние, наиболее часто отмечаемые атрибуты социальных ролей. Роль супруга или родителя привлекает подобных людей тем, что помогает организовать напряженный межличностный контакт с другим через вовлеченность, в которой снижается их тревожность. Это ярко проявляется в том, что в процессе общения для них весьма характерен сдвиг с содержания темы на выяснение межличностных отношений в ущерб результату обсуждения. Таким образом, вместо результатов, которые могли бы улучшить жизнь семьи, можно наблюдать бесконечные, не приводящие ни к какому результату (кроме ухудшения отношений между супругами) кружения вокруг вопросов распределения власти в семье и выражения взаимных симпатий и антипатий. С появлением в семье детей они начинают выполнять функцию средства для напряженных межличностных контактов родителей с ними и между собой (дети и их проблемы начинают служить «мостиком» для общения родителей). Субсистема пары почти полностью поглощается родительской субсистемой, так как конфликты внутри этой субсистемы менее деструктивны для отношений между родителями, чем конфликты внутри субсистемы пары.

3. Особенности воспитания детей в этих семьях.

Вместо того, чтобы установить для детей определенные правила и следить за их исполнением, для родителей (в первую очередь матери) характерно вовлекаться в интенсивные взаимодействия с ребенком, контролируя каждый его шаг. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Все это, в конце концов утомляет родителей, и они склонны частично или полностью (психологически или реально) покидать семью. Периоды сверхконтроля сменяются периодами заброшенности. Система наказаний и поощрений зависит не от поведения детей, а от эмоционального состояния родителей. То, за что в одних условиях могут наказать, в других условиях остается без внимания или же вызывает поощрение, улыбку, смех. Кроме того, в этих семьях наблюдается феномен «множественной заботы», когда фигурами, оказывающими воспитательное воздействие, являются слишком многие люди с разными мнениями, оценками, которые часто находятся в конфликтах друг с другом. Все это приводит к тому, что ребенок с детства приучается к следующей точке зрения: нет и не бывает таких правил и норм, которые осторожно, при определенных условиях или тайно, нельзя было бы нарушать, ориентируясь на какое-либо свое желание. Кроме того, ребенок приучается к ощущению, что в случае эмоциональной напряженности можно и приемлемо избавляться от нее, разряжаясь на первом попавшемся беззащитном существе. Все это формирует личность будущего правонарушителя. Вследствие того, что родители часто выбывают из семьи, их роль может брать на себя какой-нибудь более старший ребенок. Такой ребенок вследствие своей «родительской» позиции недополучает опыта общения со сверстниками «на равных». У него может возникнуть склонность к чрезмерному морализированию, а также узкий круг интересов, связанный с успешным функционированием семьи.


У детей формируется внешний локус контроля (чувство, что мир – источник стимулов, а человек только пассивный восприниматель стимулов), крайне узкий спектр словесного ответа, опыт агрессии без способности настроиться на особенности своего эмоционального опыта, неспособность сфокусироваться на событии, в котором выходом может быть отложение реакции, возвращение к чему-либо или восстановление опыта.

Воспитание часто строится по принципу «чего не надо делать», а не по принципу «что делать надо». То есть родители делают акцент на контроле и торможении в ущерб руководству. Границы поведения устанавливаются в опоре на родительское настроение.

4. Особенности доминирующих в семье аффектов (сильных эмоций).

Центрация на отношениях власти и контроля в ущерб поиску внимания, любви, заботы, справедливости.

5. Особенности тем общения.

Все яркое, необычное, привлекающее к себе внимание, динамичное. В условиях большого города это, как правило, «криминальная хроника».

 

5.5. Работа по преобразованию коммуникативной системы при работе с неблагополучными семьями в рамках структурной модели:

1. Инактивное формулирование.

Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в «псевдодиалог», когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Для того, чтобы его преодолеть, рекомендуется репрезентация информации через соответствующую моторную активность (а не через описание образов или оперирование абстрактными понятиями). Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: «Это очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым Вами. Я чувствовал, что выпадаю из Вашей среды». Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования – помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции дочери.


2. Пробуждение членов семьи к инактивному формулированию.

Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи как их поведение может влиять на других. Например, вместо того, чтобы спросить у детей: «Как получилось, что Ваша мама не говорит с Вами?», психолог ставит перед детьми задачу: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваша мама говорила с Вами?». Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что Вы можете сделать, чтобы улучшились Ваши отношения с дочерью?».

3. Редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоотношений:

1) Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.

2) Психолог берет на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностное содержание послания (просто помогает понять одному человеку, что говорит другой человек, не критикует, не комментирует, не внушает).

3) Психолог следит, чтобы содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: «Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».

4) Психолог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи, указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.

5) Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности.


6) Психолог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.

7) Из содержания послания психолог выделяет то, что полезно для говорящего и для слушающего и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы ребенка, психолог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.

8) Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.

9) Психолог помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «неумеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама, по сути не хочет контролировать своих детей, она хочет получить помощь от своих детей в принятии ими контроля над своим поведением.

Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей:

1. Физическое отделение супругов от детей, поочередное стимулирование супругов сначала играть роль супругов, а потом родителей. Это делается для того, чтобы установить четкие границы между супружеской и родительской субсистемами.

2. Демонстрация возможности различных ролевых позиций взрослого в качестве родителей (контроль) и в качестве благожелательного старшего сиблинга, что делает границы между родительской и детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы в другую, психолог меняет роли, чем демонстрирует гибкость ролевого поведения.

3. Модификация традиционных для семей путей взаимодействия:

А) психолог может обратиться к молчащему члену семьи и тем самым возвысить его во внутрисемейной иерархии;

Б) психолог может активно прервать способ взаимодействия, например, сказав супруге, чтобы она перестала главенствовать. Этим он бросает вызов традиционным для данной семьи способам взаимодействия.

В) психолог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного и для другого. Диалог между отцом и сыном в данной ситуации:

1) «осаживает» материнское функционирование и возрождает генетическую систему поддержания семейной структуры;

2) способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном;

3) способствует возрождению коммуникации жены с мужем, именно как с мужем, а не как с опекаемым;

4) психолог делает более тесными позиции двоих, между которыми ранее была вражда, вследствие треугольных отношений;

5) психолог делает слабого (семейного «козла отпущения») еще слабее и просит другого оказать ему помощь.

Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях:

1. Встраивание в доминирующий аффект семьи и преувеличение его.

Например, психолог копирует доминантное поведение матери и расширяет эту модель поведения настолько, что эта женщина начинает сама критиковать подобного рода поведение.

2. Психолог бросает вызов аффекту.

Психолог говорит членам семьи о недопустимости подобного рода поведения и побуждает их к другому. При этом он показывает отрицательную роль данного аффекта для семьи.

3. Психолог сокращает одни аффекты и усиливает другие.

Например, сокращает проявления агрессии и усиливает внимание к проявлениям любви:

А) членам семьи, вовлеченным в постоянные соревновательные взаимодействия, ставится задача провести 5 минут, видя только позитивное друг в друге, и затем указать трудности, которые они переживали, выполняя это простое упражнение. Это должно служить цели осознания ими узости их традиционного аффективного взаимодействия и повысить их потребность изменить его.

Б) психолог удаляет некоторых членов семьи из группы, в которой ведется работа с семьей, так как роли, которые они выполняют, мешают появлению новых настроений или аффективных взаимодействий.

В) психолог может ввести в подгруппу, с которой он работает, новых членов семьи или внесемейные фигуры, чьи роли могут быть решающими для развития в семье других настроений.

Г) переформулирование туманно выраженного аффекта в ином ключе.

Д) психолог становится моделью, демонстрирующей желаемый аффект:

- уменьшает темп своей речи;

- делает тон своего голоса более мягким;

- демонстрирует мимикой, жестами, например, подавленность, что помогает удерживать членов семьи от проникновения других стереотипных последовательностей касательно силовых операций.

4. Психолог вмешивается и перестраивает структуру аффективной насыщенности тех или иных событий (организует аффективные приоритеты). Например, родители, легко обходясь со случаем детского хронического воровства, способны прийти в величайшее расстройство из-за того, что ребенок не подвинулся, когда его попросили. Это ситуация, когда аффективные приоритеты родителей являются несоответствующими происходящему. Бывают ситуации, когда аффективные приоритеты в семье вообще отсутствуют. Например, сломан водопроводный кран или рука у ребенка - у родителей одна реакция.

5. Психолог внимателен по отношению к любым проявлениям в направлении роста семьи в плане конструктивных образцов аффективного поведения. Например, однажды девушка, на которую в семье все нападали, в очередной раз опоздала на сессию. На этот раз ее опоздание было встречено тишиной. Психолог придал этой тишине статус перемены. Необходимо проявлять внимание возможным изменениям аффекта на протяжении длительного времени, так как аффекты быстро не меняются.

 







Date: 2016-05-14; view: 737; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию