Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические подходы к управлению качеством на предприятииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение
Актуальность темы исследования предопределена необходимостью развития сферы малого предпринимательства Российской Федерации, как важной и неотъемлемой части экономической системы страны. Поддержка малого бизнеса в Российской Федерации на государственном уровне осуществляется по разным направлениям и включает в себя «финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность» [[1], с.] Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. В-первую очередь это повышение качества. В текущих условиях прослеживается обилии товаров и согласно этому факту идет жесточайшая конкуренция по качеству продукции. Соответственно, неотъемлемым условием успеха становиться качество продукции по необходимым и заявленным свойства, т.е. обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации [[2], с.8]. Требования рынка изменились с сторону снижения рисков покупки, а так же необходимости разработок новой продукции, которая будет иметь лучшие характеристики, но относительно по той же ценовой политике. В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной. Современного потребителя больше интересует качество и предпочтительность продукта, с помощью которого он может решить свои потребности и проблемы, а не его количество. Злободневность вопроса качества возникает не только в сфере отдельного производственного цикла, но и на стадиях проектирования, конструирования и разработок, маркетинга и так же во время послепродажного сервиса (эксплуатационного обслуживания). Из этого следует, что обеспечение качества необходимо понимать не как техническую функцию, которая может осуществляться каким-то определенным подразделением, а как систематический процесс, который проникает во всю организационную структуру фирмы. В связи с этим, в ситуации острой конкурентной борьбы, решение проблемы качества должно быть неотъемлемым элементом стратегии развития современных фирм. Одной из значимых характерных черт мирового рынка является приоритет нужд потребителя. При анализе потребностей и ожиданий потребителей становится видно, что качество является основополагающим условием при выборе товаров и услуг. Однако достичь соответствующего качества невозможно без существования эффективной системы менеджмента качества (СМК). Таким образом, предприятия могут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Следовательно, приоритет потребителя, как заказчика конечного продукта, в создании и практическом использование системы менеджмента качества продукции — признак успешной сформированной организации производства. Так же необходимо подчеркнуть, что потребность международного рынка являются только сертифицированная продукция. Политика нашего государства также направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров. Данный факт подтверждается утвержденной государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [[3], с.], прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [[4], с.] и т.д.. Для формирования имиджа Российских фирм наличие сертификата может сыграть ключевую роль. Актуальность и практическая значимость указанных проблем определили выбор темы исследования. Объект исследования - системы управления качеством на предприятии АО НПК «БИС». Предмет исследования – эффективность управления системой управления качеством на предприятии АО НПК «БИС». Целью выпускной квалификационной работы является всесторонний анализ теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством на предприятии АО НПК «БИС». Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи исследования: - рассмотреть качество как экономическую категорию; - выявить факторы, влияющие на изменение качества и рассмотреть системы управления качеством на предприятии; - изучение теоретических основ системы менеджмента качеством и развитие практических навыков принятия решений в реальных условиях многокритериальности и неполноты информации рыночной экономики, с использованием современных информационных технологий; - освоение комплекса методов поиска и обоснованного выбора наилучших решений, раскрытие возможности технических средств в реализации основных технологических этапов их получения; - развитие творческого подхода к анализу системы управления качеством, и выработка своевременных обоснованных управленческих решений на современных предприятии.
1 Глава. Анализ деятельности предприятия АО НПК «БИС» Теоретические подходы к управлению качеством на предприятии
В рыночной экономике для повышения рентабельности бизнеса и увеличения доли рынка, конкуренция вынуждает предпринимателей повышать качество своей продукции и услуг. В условиях экономических реформ, существенное повышение качества продукции является одним из наиболее важных факторов для развития экономики в целом. Низкий уровень качества отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально - экономических задач. При осуществлении данной задачи происходит снижение цены, оптимизация бизнес-процессов, для привлечения более квалифицированных сотрудников повышение заработной платы персонала, совершенствование системы управления, и т.п. Таким образом, в рыночных отношениях, актуальность управления качеством определяется направленностью предприятия на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, которое формирует требования потребителей. Весомой составляющей конкурентоспособности продукции является высокое качество продукции и услуг. Следовательно, стабильность качества становиться необходимым фактором для существования предприятия. Рассмотрим основные понятия, такие как - качество: понятие, показатели, системы управления. B научной литературе и практике существуют различные трактовки категории качества. Итак, «качество» – это изначально соответствие назначению [[5], с.66]. Основным документом, позволяющим использовать однозначную систему понятий, связанных с качеством, является Международный стандарт ISO 9000:2011 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» [[6], с.]. Наиболее полное определение приведено в Современном экономическом словаре: «Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг» [[7], с.]. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Качество является комплексным понятием, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия, таких как разработка стратегий, организация производства, маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Качество продукта так же является критическим показателем конкурентоспособности [[8], с.12]. Качество продукции - экономическая категория, обозначает совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей [[9], с.]. Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях производства, которые включают исследование и обоснование разработки, саму разработку, производство, эксплуатацию и ремонт. Задачами, вследствие этого, на стадии производства являются обеспечение стабильного качества продукции, анализ данных о результатах эксплуатации, выявление возможных направлений совершенствования изделий, выполнение работ по подготовке к сертификации и организации сервисного обслуживания. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системам обеспечения качества в производственных процессах и в сфере управления. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый подход к договорным условиям по оценке систем качества. Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества является - существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей; возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества; усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций; увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций; неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества; ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий. Для достижения требуемого качества продукции необходимо высокое качество всей работы. Качество конечного объекта – следствие достижения качеств на всех предшествующих этапах [[10], с.124]. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно- технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает в себя обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с выпуском продукции. Качество продукции непосредственно вытекает из качества работы. Здесь можно оценить качество годной продукции. Следовательно, качество можно представить в виде пирамиды (рис.1).
Рис. 1 Пирамида качества
Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении, для сравнения с конкурентами и т.д. используются показатели качества. На основании показателей можно определить и сравнивать уровень качества конкретной продукции или услуги во времени, Выбор показателей качества является прерогативой руководства организации [[11], с.68-70]. Показатели можно классифицировать по различным признакам, в зависимости от конечных поставленных требованиях. Показатели могут быть, как единичные (назначения, надежности, эстетические, безопасности и т.д.), так и комплексные (объединяющие несколько простых свойств, или сложное свойство, состоящие из простых). Интегральные показатели качества продукции показывают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатации. Показатели так же могут подразделятся по характерным свойствам, по способу выражения, по этапам определения значений показателей. Для удобства восприятия объединим показатели качества в таблицу 2.
Таблица 2 –Классификация показатели качества продукции.
Необходимо уточнить, что с точки зрения системы менеджмента «качество» приобрело новую направленность, связанную с конкурентоспособностью и рыночными тенденциями, таким образом, качества продукция представляет собой результат процесса как совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, эту. В системе менеджмента качества выделяют четыре общие категории продукции [[12], с.].: 1. услуги (например, перевозки); 2. программные средства; 3. технические средства; 4. перерабатываемые материалы. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Управление качества – это часть общего управления предприятием, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели [[13], с.126]. Основными задачами управления качеством продукции являются: · изучение рынка сбыта, т.е.принятий решений «что производить»; · изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; · разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования, производства; · сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции. Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций. Принципами управления качеством продукции являются - единство количества и качества продукции; эффективность качества; повышение уровня качества; системный подход к качеству; экономическое стимулирование; комплексность стандартизации и сертификации; создание систем управления качеством. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, возникла проблема оценки качества и надежности выпускаемой продукции. Наличие системы менеджмента качества на предприятии повышает качество управления на предприятии в целом. Оптимальное сочетание управленческих функций и объема делегируемых полномочий, матрицы ответственности и другие инструменты, предлагаемые стандартами серии ИСО для систем менеджмента качества, позволяют значительно улучшить качество менеджмента в целом и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание главным образом на стратегическом управлении. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно - технической документации, является сертификация. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Международная организация по стандартизации, ИСО, содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Причинами необходимости внедрения системы менеджмента качества (СМК) на предприятия можно назвать следующие: · удачное внедрение стандартов управления качеством гарантирует создание системы, обеспечивающей постепенный рост показателей бизнеса; · система менеджмента качества ориентирована на выявление инициативных работников, их эффективную деятельность, с другой стороны СМК позволяет исключать дублирование функций; в результате повышается общая управляемость организацией; · требованием СМК является осуществление поэтапного контроля качества продукции на всех стадиях производственного цикла; в результате происходит снижение процента брака; · СМК позволяет использовать маркетинг как способ узнать, какой должна быть продукция, чтобы ее купили, следовательно, предприятие может использовать стратегию на ассортимент продукции не той, которой можно произвести, а на необходимость произвести, то, что нужно заказчику; · Проведение тендеров на поставки продукции, особенно продукции, для которой необходимо обязательное лицензирование отдельных видов деятельности (например, разработки в области военно-технической) в качестве условия включает требования о наличии у поставщика сертифицированной системы менеджмента качества; · Наличие системы менеджмента качества на предприятии способствует росту активов предприятия (финансовые активы - могут повышаться за счет увеличения дохода, вызванной ростом оборота, а нематериальные активы предприятия - возрасти за счет повышения стоимости торговой марки производителя). В акционерных компаниях - нередко повышается курс акций.
Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК — это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК — это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними. Назначение СМК состоит в том, что эта система призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг). Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия. СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы. По определению ISO, организация — это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество. Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу"). Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса. Документ — информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции". Основными документами системы менеджмента качества являются: · Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества", "О представителе руководства", "О руководителе проекта", "О службе системы качества") · Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры · Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством · Процедуры системы качества · Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества · План качества - документ, определяющий, какие процедуры и "соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту · Рабочие инструкции, связанные с качеством · Контрольные инструкции, связанные с качеством Ресурсами СМК являются все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные и др.). Таким образом, СМК — это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей. Следовательно, для создания эффективной и сертифицированной СМК необходимо выполнить следующие действия: · провести аудит действующей системы; обучить сотрудников; · разработать или усовершенствовать действующую СМК; · внедрить СМК; · сертифицировать СМК; · поддерживать эффективность функционирования СМК. Отметим, что формы выполнения этих этапов всецело зависят от потребностей и интересов предприятия. Для достижению целей качества, необходимы следующие условия: · Ориентация на потребителя · Лидерство руководства · Вовлечение сотрудников · Процессный подход · Системный подход к менеджменту · Постоянное улучшение · Принятие решений, основанное на фактах · Взаимовыгодные отношения с поставщиками Из выше изложенного можно сделать следующие выводы: качество должно быть и является главным во всем; для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т.п.; без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми. ВЫВОДЫ: Из выше сказанного, можно сделать вывод, что СМК превращается из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке. Этому способствует, что создание и эффективное функционирование СМК влияет на прозрачность (особенно в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций), управляемость (т.к. строго распределяется ответственность за выполнение процедур), развитие (связано с повышение подготовки персонала, повышение эффективности производства, улучшение отношений с потребителями и поставщиками) и конкурентоспособность предприятия.
1.2. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия АО НПК «БИС»
Date: 2016-05-14; view: 2360; Нарушение авторских прав |