6.1. Анализ, критика и уточнение выдвинутых идей
|
6.1.1. Если никаких идей решения нет, то необходимо перейти к 6.2.
| Идеи решения есть.
|
6.1.2. Если имеется несколько идей, то отберите наиболее интересные и соответствующие начальным требованиям условиям задачи.
| Электролизом получать пузырьки газа (водорода).
|
6.1.3. Если в выделенных идеях содержатся вторичные задачи, то их необходимо сформулировать и перейти к 1.1.
| Невыполнимых задач нет.
|
6.1.4. Какие негативные последствия могут иметь предлагаемые решения для выполнения нужной функции и для системы? Для надсистем? Для подсистем? Постарайтесь устранить эти негативные последствия заново выполнив шаги с п. 3.1.1. или сформулируйте их в виде новых задач и перейдите к 1.1.
| Для электролиза необходимы электроды и напряжение, поток должен быть проводящим.
|
6.1.5. Выявить потенциальные конфликты и противоречия в предлагаемом решении (увеличить-уменьшить ключевые параметры, увеличить массовость применения, отследить последствия для надсистем и подсистем). Рассмотреть систему в критических состояниях. Какие задачи возникают? Сформулировать новые задачи и перейти к 1.1.
| Может быть ситуация, когда макет невозможно сделать электродом. Тогда нужно искать решение без использования электролиза.
|
6.1.6. Какие положительные сверхэффекты возникают при использовании найденного решения? Какие дополнительные ресурсы возникают? Как их использовать?
| Электролиз является процессом химического разложения воды – при этом в воде появляются «остатки разложившихся молекул». При выделении водорода остаются анионы ОН(-), которые придают раствору щелочные свойства, – на эти анионы не действуют силы закона Архимеда (в отличие от пузырьков газа или пара – эта сила будет искажать их видимое движение). Это тоже можно использовать для индикации вихрей. Если добавить в поток бесцветный фенолфталеин, то вихри окрасятся в малиновый цвет.
|
6.2. Замена и обобщение задачи. Смена аспекта рассмотрения.
|
6.2.1. Нужно ли решать поставленную задачу? Что нужно сделать, чтобы поставленную задачу вообще не нужно было решать? Какие другие задачи при этом возникают? Перейти к 1.1.
| Других задач нет.
|
6.2.2. Нужно ли выдерживать поставленные ограничения? Предположите, что ограничения можно нарушить: не возникают ли положительных последствий, которые полностью решают задачу? (допустить недопустимое).
| Поставленные ограничения не мешают решению задач. Можно попытаться решить задачу без электролиза.
|
6.2.3. Какие другие аспекты рассматриваемой системы (задачи, возможного решения) можно выделить? Если можно сформулировать задачу на языке (в терминах) другого аспекта, то перейти к 1.1.
| При анализе рассматривался технический, физический и химический аспекты. Рассмотрение другие аспектов не требуется.
|
6.2.4. Соответствует ли масштаб поставленной задачи масштабу имеющихся ресурсов? Переформулировать задачу или ограничения, перейти к 1.1.
| Переформулировать задачу в связи с ее масштабом не требуется.
|
6.2.5. От поставленной задачи и ее решения перейти к обобщенной задаче и к обобщенному решению. В каких других областях возникает подобная задача, подобная функция или где может быть использовано еще найденное решение (обобщенный принцип решения)? Применить ФОП или обратный ФОП.
| Получить информацию о взаимодействии некого элемента с неким потоком.
ФОП не применялся.
|
6.2.6. Рассмотреть аналогичные системы, альтернативные или антисистемы. Можно ли перенести найденный принцип решения? Можно ли переформулировать исходную задачу? Если да, то перейти к 1.1.
| Аналог: так называемый слепой вихрь или смерч не виден и обнаруживается только при взаимодействии с облаком, пылью, пеплом, пылью… Переформулировки задачи нет.
|
6.2.7. Остановить анализ, если новая задача не поставлена и нет изменений в исходной задаче.
| Можно перейти к решению задач из 6.2.2 (без электролиза) и 6.2.5 (обобщенная задача).
|
| | |
Текст учебной задачи о макете парашюта взят из приложения 3 АРИЗ-85В (Г. С. Альтшуллер). При разборе использован также анализ этой задачи приведенный в книге «Эвристика-3: метод. указания к решению химических задач» / сост. В.А. Михайлов, В.И. Тимохов; Чуваш. ун т. – Чебоксары, 2007. – 116 с.
Карта хода решения учебной задачи приведена в приложении 1.