Перечень шагов АРИЗ-Универсал-2010
| Пример формулировки шагов
|
Название задачи. Автор разбора по АРИЗ, вариант, дата.
| Задача о макете парашюта. Учебный разбор. Сентябрь 2010 г.
|
1.1. Сформулировать исходную ситуацию в свободной форме.
| Для изучения вихреобразования макет парашюта (вышки и т. п.) размещают в стеклянной трубе, по которой прокачивают воду. Наблюдение ведут визуально. Однако бесцветные вихри плохо видны на фоне бесцветного потока. Если окрасить поток, наблюдение вести еще труднее: черные вихри совсем не видны на фоне черной воды. Чтобы выйти из затруднения, на макет наносят тонкий слой растворимой краски – получаются цветные вихри на фоне бесцветной воды. К сожалению, краска быстро расходуется. Если же нанести толстый слой краски, размеры макета искажаются, наблюдение лишается смысла. Как быть?
(Г. С. Альтшуллер, приложение к АРИЗ-85-В).
|
1.2. Если ситуация не содержит изобретательскую задачу, а связана с прогнозированием, научной проблемой, диверсионным анализом, то необходимо перейти к другим соответствующим алгоритмам и методам для выявления и формулировки задач.
Например, для задач на объяснение того или иного установленного явления (факта) вместо поиска его причин ставится задача: как создать это явление (факт), используя исключительно имеющиеся в системе ресурсы.
Для задач, связанных с созданием и развитием теорий, вместо объяснений и доказательств тех или иных утверждений ставится задача: как выполнить нужную функцию (необходимое изменение) при ограничениях, что это делается только в рамках и на языке понятий рассматриваемой теории и/или положений, не противоречащих этой теории.
| В исходной ситуации есть изобретательская задача.
|
1.3. Если имеются сомнения в корректности задачи, описанной в 1.1, то следует перейти к методам анализа систем и исходной ситуации (анализ параметров ценностей, поиск и анализ альтернативных систем, сравнительный анализ систем, компонентно-структурный анализ, функциональный анализ, информационный поиск и обзор).
| Дополнительный анализ ситуации не требуется.
|
1.4. Перечислите элементы, из которых складывается уточненная (выбранная) задача.
| Макет, краска, вода, вихри, наблюдатель.
|
1.5. Укажите аспект рассмотрения системы: материальный (физический, химический, биологический или технический) или нематериальный (юридический, социальный, художественный, мифологический, математический, экономический и т. д.)
| Аспект рассмотрения: Технический
|
1.6. Кратко (в одно предложение) описать требуемый результат, целевую характеристику. Использовать элементы из списка 1.4.
| Доставить информацию о вихрях наблюдателю.
|
1.7. Какое действие необходимо выполнить для реализации 1.6. (при необходимости перейти к причинно-следственному анализу и выбрать ключевое действие)
| Красить вихри
|
1.8. Какие имеются способы реализации требований и действий из 1.6 и 1.7 (Необходимо использовать элементы из 1.4., если один из элементов имеет два или более возможных состояния, то необходимо их перечислить).
| 1. Нанести тонкий слой краски на макет
2. Нанести толстый слой краски на макет
|
1.9. Какие проблемы (нежелательные эффекты) возникают при использовании способов, перечисленный в 1.8
Если проблем нет, то либо задача решена, либо необходимо перейти к 1.1.
| 1. Быстро кончается краска.
2. Искажается форма макета.
|
1.10. ОВ – оперативное время. Указать время возникновения проблемной ситуации в удобной форме (от … до …; в течение …; во время …)
| От момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента
|
1.11. Перечислить имеющиеся ограничения.
| Нельзя изменять способ изучения вихреобразования (при помощи потока воды).
|
1.12. Формулировка задачи:
«Необходимо (текст из 1.6). Для этого требуется выполнить действие (текст из 1.7) в период времени (текст из 1.10) при ограничениях (текст из 1.11)».
| «Необходимо доставить информацию о вихрях наблюдателю. Для этого требуется выполнить действие Красить вихри в период времени От момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента при ограничениях Нельзя изменять способ изучения вихреобразования (при помощи потока воды)».
|
1.13. Верно ли в п. 1.12 сформулирована проблема. При необходимости уточнить формулировки начиная с 1.4.
| Формулировка задачи не требует повторного прохождения шагов алгоритма.
|
| | | |