Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое очищение
Не питайте несбыточных надежд. Не думайте, что одна-единственная вечерняя медитация полностью вас очистит. За одну ночь невозможно очиститься. И дело не только в том, что такие мечты несбыточны, — они сами становятся серьезной преградой. [8] Лама Тхубтен Йеше Психологическое очищение означает промывание психологических наслоений, образующихся за долгие годы неосознанной жизни, многочисленных обломков кармического наследия. В процессе избавления от лишних, ошибочных представлений и взглядов становится осознаваемой и проявленной истинная, извечно чистая сущность человека. Если мы не сможем разобраться со своими страданиями, разочарованиями и неврозами, то перспектива посвящения отдаляется, и весьма: ведь это значит, что мы не смогли определиться даже с наиболее элементарным уровнем своего опыта. Чогьям Трунгпа Таким образом, намеренное погружение в очищающий процесс естественным образом устраняет ложные идеи и допущения, многослойную путаницу во взглядах и невротическое восприятие, которые ведут к неправомерным или преждевременным притязаниям на просветленность. Возникает ясность восприятия, позволяющая правильно видеть разницу между мистическими переживаниями и подлинным просветлением, чистыми и порочными побуждениями, вымыслом и действительностью. Люди, скоропалительно претендующие на просветленность, склонны пренебрегать психологическим очищением как одним из аспектов общего процесса очищения. Они обычно готовы терпеть суровость самоограничения, интенсивные телесные ощущения, видения и горячечный бред, сопровождающие порой мощное очищение, но чаще всего отказываются от самых элементарных приемов очищения психологического, которое подразумевает избавление от внешнего слоя самоотрицания ради того, чтобы увидеть несознаваемые грани собственной личности, препятствующие той ясности восприятия, что необходима для духовного развития. Следствия отказа от психологического очищения хорошо заметны на примере одного западного садху (отшельника), голландца по происхождению, живущего в Южной Индии. Этот человек по имени Пракаш живет в Индии давно; он более полувека занимался садханой под руководством великого учителя, хотя тот скончался задолго до того, как европеец приехал в Индию. У Пракаша есть свой ашрам, он считает себя духовным учителем и много часов в день уделяет напряженной духовной практике — молится, изучает писания, поет гимны и помогает другим. По знаниям и анализу тонкостей понимания дхармы в разных традициях с ним едва ли сравнится любой другой садху — как западный, так и восточный. И все же у него только один ученик, а сам Пракаш интуитивно чувствует — хотя и не любит в том признаваться, — что даже после пятидесяти лет усердной садханы не достиг цели и вообще может никогда ее не достичь. Духовная тренировки не должен превращать человека в тупицу. Чарльз Тарт Семидесятилетний Пракаш не может взять в толк, почему до сих пор не обрел просветления. Однако все, кто его знает, прекрасно понимают, что ему что-то мешает, и, если он не преодолеет преграду, просветления в этой жизни ему не достичь. Этот мудрый и ученый человек подвергался в детстве страшным издевательствам — сначала его мучили родители, а позже он попал в филиппинский концентрационный лагерь. В глубине его души таится огромная психологическая рана, в том числе сексуальная, так как в концлагере его насиловали; именно этот пласт преграждает путь к психологическому исцелению и энергии неведомого. Пракаш так крепко держится за прошлые страдания, что не в силах целиком отдать себя Богу. Тень — это духовная проблема, угрожающая всей эго-личности, тик как никто не в состоянии осмыслить своей тени, не приложив к этому существенных духовных усилий. Карл Юнг Джек Корнфилд утверждает, что духовному ученику необходимо избавиться от психологических и эмоциональных блоков: Пока не решены основные задачи развития эмоциональной жизни и взаимоотношения с родителями и семьей остаются неосознанными, углубить духовную практику невозможно. Не решив эти вопросы, нельзя как следует сосредоточиться в медитации либо привнести в свои взаимоотношения то, что усвоено во время медитаций. [9] Очищение нельзя «обойти», хотя многие пытаются это сделать. Если не прошедший очищения и наткнется случайно на то, что можно вольно толковать как «просветление», в дальнейшей духовной жизни он обречен на неминуемые осложнения — особенно в отношениях с учениками, если ему вздумается стать учителем. Надлежащее очищение (в частности, «низших» слоев психологических наклонностей) существенно снижает вероятность того, что человек неверно истолкует свою «просветленность», и в то же время наделяет неплохой способностью ответственно распорядиться подлинным просветлением, когда оно наступит. Потребность в психологическом очищении Человек не представляет никакой практической ценности для Бога или Истины, пока не познал условий человеческого существования, а они постигаются отнюдь не в экспериментах с астральными телами и прошлыми жизнями, так как вопрос этот связан с нашими собственными механическими психологическими функциями. Хотя психика — лишь одна из граней личности, ошибочное отождествление с ней делает психические механизмы нашим господствующим аспектом. Ли Лозовик убедился в важности психологического очищения уже в первые годы духовного преподавания: Приступив к обучению, я видел, как люди испытывают поразительные переживания, но от этого ничего не меняется — прежними остаются их привычки и душевные расстройства. Стало ясно, что если не работать над психикой, то никакая искренность и преданность духовному пути не предотвратят неминуемой задержки на том или ином этапе. Тот, кто не намерен заниматься собственной психикой, может забыть о духовном развитии: определенных переживаний, конечно, можно добиться, но они останутся мимолетными. Для ее осмысления человек должен отдавать себе отчет в том, что у его личности имеются вполне реальные темные стороны. Карл Юнг Джудит Лейф полагает, что уже за тысячи лет до возникновения официальной «психологии» многие духовные учителя действенно работали со своими учениками над очищением тех аспектов личности, которые позже стало принято называть «психологическими». Абхидхарма, буддийская психология, возникла примерно два тысячелетия назад и изначально считалась неотъемлемой стороной духовной жизни. Она опирается на понимание того, что уравновешенное духовное развитие требует равного внимания ко всем уровням человеческой сущности. Несмотря на это, многие уважаемые духовные учителя предупреждают об опасности психологической работы, так как основная ее задача — исцеление психики и улучшение состояния личности, а не толчок к подлинной трансформации. Временами психологическая работа существенно замедляет духовный рост, поскольку вызывает фантазии о трансформации, тогда как в действительности лишь создает более приятные иллюзии. Духовная работа — не стремление к благополучному удобству, а усиливающаяся самоотдача, капитуляция перед пронизывающим жизнь человека Богом, или Истиной. Психологическая работа, превращенная в самоцель, никак не влияет на духовное развитие. Если же она используется как средство рассечения психологических узлов, препятствующих духовному росту и уравновешенному развитию, то становится действенным инструментом, существенно облегчающим дальнейший прогресс. Психологическое очищение как необходимое условие для учителя Какой бы вид ни принимало психологическое очищение, оно настоятельно необходимо, в частности, для любого, кто намерен стать духовным учителем. Неосознанное упущение из виду этой формы очищения было причиной падения немалого числа наставников, поспешно возомнивших себя просветленными. Даже если психика самого учителя не препятствует его духовной зрелости, в жизни он может столкнуться с самыми непостижимыми проявлениями психологического давления — со стороны собственной души и души учеников. Ученикам нужен опытный наставник, способный помочь найти выход из любого психологического лабиринта, и потому учитель обязан быть хорошо знаком не только с динамиков собственной психики, но и с основами психологической динамики людей в рамках того или иного культурного контекста. Джек Корнфилд поясняет необходимость психологического очищения учителей тем, что обогащение одного аспект; жизни не всегда влечет соответствующее расширение прочих ее сфер, поскольку наши прозрения и свойства сознания вообще говоря, не переносятся из одного измерения жизни в другое. «Таким образом, — пишет он, — на свете можно встретить изысканнейших знатоков чайной церемонии, отсталых и закомплексованных в сфере интимных отношений либо йогов, способных превращать свое тело в чистый свет но лишающихся здравого смысла, стоит им оказаться посреди рынка» [10]. Рано или поздно психологическое очищение должно свести человека лицом к лицу с его тенью — мрачными, несознаваемыми гранями его собственной личности, которые оставались подавленными потому, что считались «дурными» либо причиняли неудобства. Хотя многие намеренно избегают встреч со своей тенью, «подвалом души», это совершенно необходимое требование для тех, кто намерен очиститься до такой степени, чтобы свести к минимуму риск преждевременных притязаний на просветленность.
Индивидуальная тень неизбежно связана с тенью коллективной. Интеграция тени в сознание не происходит однажды и навсегда — это процесс, длящийся всю жизнь. Георг Файерсгайн Подлинная природа просветления — «удачный брак» света и тьмы. Невозможно достичь вершин духовной работы, не пожелав ознакомиться с глубинами. Это особо подчеркивает Карл Юнг: «Просветления достигают, не воображая сотканные из света картины, а озаряя глубины мрака. Второе неприятно и потому менее привлекательно» [11]. Непрерывность процесса Очищение — процесс непрерывный. Как заверяет Шарлотта Йоко Бек, даже она, признанный учитель, продолжает бороться с чувственностью, тягой к покою и власти: О каком просветлении можно говорить? Когда человек готов, когда его желание познавать непреодолимо, и учитель, и ученик знают, что делать дальше. Нужно терпеливо трудиться над собой, над мечтами об удовольствиях, покое и власти — а они есть у всех, в том числе и у меня. И потому я предложила бы каждому пересмотреть некоторые свои мечты о просветлении и заняться этой работой, требующей упорства и здравого смысла. [12] По иронии судьбы, самозваные и якобы «просветленные» наставники обычно заверяют, что возвысились над всеми желаниями и привязанностями, тогда как учителя, подтверждающие свое величие многолетней успешной работой с учениками, признаются, что по-прежнему заняты очищением. Очищение никогда не прекращается. В основе его лежат определенные психологические слои, но высшие пласты преград и кармического наследия беспредельны. Что касается учительствования, то именно в тех условиях, когда человек имеет множество обязанностей перед своими учениками, и проявляются все обрывки не прошедшего очищение эго. В книге «Львиный рык» Трунгпа Ринпоче рассуждает о том, что каждый этап духовной практики избавляет от неврозов, но в то же время вызывает новые неврозы, которые также требуют исцеления. Мудрость, обретаемая на очередном витке развития, неразрывно связана с характерными для этой стадии душевными расстройствами. Завершая пояснения, Трунгпа Ринпоче говорит ученику: «И так без конца. Без конца, друг мой» [13]. В то время как здоровое трансперсональное становление в конечном счете требует возвышения над своим эго, собственно процесс достижения высших, более тонких и сложных уровней развития не обязательно предполагает немедленное превосхождение более низких уровней. Фрэнсис Воэн
Date: 2016-06-08; view: 1467; Нарушение авторских прав |