Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жиль Фарсе: «Незаконное распространение мудрости»
Мой учитель Арно Дежарден часто пользовался выражением, которое можно перевести как «незаконное распространение мудрости». Подобно врачам-шарлатанам, которые не имеют права заниматься медицинской практикой, но притворяются знатоками и самовольно присваивают себе звание «доктора», есть люди, обладающие определенными познаниями и некоторым опытом в сфере сознания и потому присваивающие себе право набирать учеников и называться «учителями», или «гуру». Конечно, уровень подготовки врача определить намного легче, чем квалификацию духовного наставника. Доктор медицины тоже может оказаться недостаточно компетентным, но ты знаешь, по меньшей мере, что он много лет учился в институте. У тебя есть хоть какие-то гарантии. Если же речь идет об операции, ты почти наверняка справишься о репутации и опыте хирурга. Но когда дело касается духовной работы, люди ведут себя слишком легкомысленно и доверчиво; они доверяют свое тело и душу любому достаточно обаятельному человеку, который заявляет, будто чего-то достиг в духовной сфере. Преждевременное учительствование мешает дальнейшему духовному развитию «Стоит тебе стать знаменитым и получить всеобщее признание, как настоящая работа полностью прекращается, — отмечает Регги Рей. — Это все равно что получить Пулитцеровскую или Нобелевскую премию. На всю оставшуюся жизнь ты — лауреат престижной награды. Я читал и слышал многих людей, которые признавались: «Знаете, с тех пор, как мне дали премию, я ничего серьезного не сделал. Известность поглощает все мое время». Высказывая притязания на просветленность, принимая на себя обязанности духовного учителя и всех вокруг об этом оповещая, человек рискует запереть свои прозрения в небольшой ящик, набитый так плотно, помеченный такими кричащими бирками, что оттуда уже не вырваться. [Духовная жизнь] не игра, и я думаю, что все, что мы делаем и чего не делаем, оказывает влияние ни наше окружение и нас самих. Эндрю Коэн У человека появляется столько хлопот, что ему все труднее сомневаться в себе и продолжать свое развитие. Просветление — это Нобелевская премия в области духовности. Для того чтобы не променять талант на славу, лауреату требуется огромная скромность и самоотверженность, но лишь редким людям удается остаться скромными после первоначальных проблесков просветленного сознания и скоропалительного объявления себя «духовным учителем». Зараженную рану труднее лечить, когда кожа над ней уже затянулась; а потенциальные преграды намного сложнее преодолеть, если человек поторопился объявить себя просветленным. Кто решится снова сделать разрез по живому? Махнуть рукой на легкое нагноение удобнее, чем опять терпеть боль едва зажившей раны и продолжительное лечение. То же относится и к «полупросветленной» личности. Кармические последствия преждевременного учительствования Агхори Вималананда давал Роберту Свободе такие советы: Робби, я хочу, чтобы ты хорошо запомнил: всякий раз, когда пытаешься навязать Вселенной свою волю, ты рискуешь создать новую карму, чьи отзвуки могут преследовать тебя годами, даже целыми жизнями. Если тебе неудается поладить с действительностью, она сама постарается поладить с тобой. [14] Регги Рея очень рано предупредили о потенциальных кармических осложнениях, которые можно вызвать преждевременными претензиями на роль учителя. Позже он убедился в этом на личном опыте и не раз наблюдал в окружающих. Вот что он говорит: Я просто не понимаю тех, кто рвется к этому занятию и всей душой мечтает стать великим гуру — чтобы все вокруг ему поклонялись и отдавали свои деньги. Честно говоря, я не понимаю, как можно мечтать о таком, если имеешь хотя бы малейшее представление о карме. Трунгпа Ринпоче говаривал, что от подобных поступков душа попросту испаряется. Существует множество стражей и хранителей, которым ты обязан подчиняться, если стал учителем. Когда сбиваешься с пути, они посылают тебе внушительные предостережения. Если ты готов прислушиваться к ним, такие вести принесут огромную пользу, но если продолжать гнуть свою линию, дело обернется худо. Они тебя просто раздавят. Если не последуешь их советам, твое дело табак. Я знаю это и по собственному опыту, и по чужому. Несчастный случай, нелепая смерть... Я знал людей, которые погибали. А кое-кто сходил сума. Последствия неизбежны. У каждого есть своп кармический путь, и ты обязан идти по нему, а если свернешь, то просто пропадешь. Роберт Свобода, чье духовное обучение особенно подчеркивало важность глубокого понимания кармы, рассуждает о связи закона кармы с ролью духовного учителя: В санскрите есть особое слово адхикара. Адхикара — тот, кто подготовлен к какому-то занятию. В Индии по традиции считается, что человек готов учить других, когда его гуру говорит: «Теперь ты готов учить». И ты можешь считать себя готовым только после благословения своего гуру. Я, например, занимаюсь медициной, потому что мой гуру сказал: «Ты можешь уходить и заниматься лечением». В противном случае я вряд ли захотел бы иметь дело со всей кармой, которую предполагает лечение других. Ты ведь берешь деньги с людей, которым плохо. Они приходят, потому что им плохо, и готовы отдать последние деньги. Легко с этим справиться? Не думаю. Но, если гуру сказал: «Иди и лечи», он отвечает за последствия. Есть одно изречение, на хинди оно звучит: «китне пани маэ тарте хай», а переводится так: «Насколько широки воды, которые ты способен переплыть?» Олимпийский чемпион переплывет даже Ла-Манш, но если вообще не умеешь плавать, то рискуешь утонуть даже в детском бассейне. Но когда гуру говорит: «Теперь ты можешь участвовать в троеборье и марафоне», ты обязан отправиться на соревнования. Если же он не дал тебе благословения, ты сам будешь во всем виноват. Если я беру на себя ответственность за сказанные ученику слова: «Иди и учи», то я в ответе и за самого ученика. Это чем-то похоже на финансовую пирамиду. Если ученик сделает что-то хорошее, то и мне будет хорошо. Если же он просто примется заколачивать деньги, прикрываясь духовным учением, если он втянет в свои сети всю округу, убьет кого-то, лишь бы не потерять деньги, заведет гарем или еще что-то отвратительное сделает, мне тоже придется за это расплачиваться, потому что именно с моей подачи он пустился во все тяжкие. Если бы он сам принял такое решение, вся карма и все последствия были бы только его. Я не думаю, что у кого-либо т нас есть бесконечный запас времени на то, чтобы выбирать правильные или неправильные пути. Пожалуй, тот, кто серьезно относится к духовной жизни, должен с этим считаться. Эндрю Коэн Если ты сам решил, что готов учить, вся ответственность принадлежит только тебе. Когда говоришь кому-то: «Я — Мастер» и этот человек принимает тебя как учителя, между вами возникает самбандха, особая связь. По мнению индийцев, гуру — это такой человек, чья энергия сопровождает тебя всю жизнь. Это означает, что если я начал нести за кого-то ответственность как за ученика, мне придется скитаться по всему Космосу в ожидании, пока он не станет просветленным, как бы долго это ни тянулось. Таким образом, отвечать даже за одного-единственного человека очень рискованно. Что уж говорить о десятках тысяч? Даже у самого Иисуса было всего двенадцать учеников. И дело тут не только в карме, ведь все десять тысяч последователей непременно обрушат на тебя все свои суматошные, невротические мысли. Предостережение Свободы относится ко многим известным духовным учителям современности, легкомысленно позволяющим своим старшим ученикам приступать к самостоятельному преподаванию. Даже если учитель не берет на себя роль настоящего гуру, называет себя просто «ментором» или «наставником», сложная паутина взаимоотношений с тем, кому он разрешает учить других, налагает на него ответственность не только за этого человека, но и за всех его учеников. В подобных случаях учитель ничего не «выбирает» — ответственность за учеников, учеников своих учеников и так далее определяется самим законом кармы. Казалось бы, понимание этого закона и почтение к нему должны были предотвратить масштабную популярность «псевдотечений», безудержно заполонивших ныне духовную сферу, но на деле этого не происходит — вероятно, по той причине, что люди слишком часто заблуждаются в отношении собственного уровня духовных свершений. И других они увлекают за собой, в лучшем случае, в силу ошибочной уверенности — все тех же «недопеченных» познаний — в своей просветленности. Больше того, по причине неверных оценок собственного духовного развития и ошибочного понимания идеи кармы многие полагают, будто уже не подвластны кармическим последствиям своих поступков, так как любой «просветленный» от кармы якобы освобождается. Однако законы кармы справедливы даже для настоящего адхикары — того, кто учит других по праву. Как поясняет Свобода, кармические действия неизбежно влекут последствия: Чем больше у тебя шакти, тем осторожнее следует быть, так как кармические следствия поступков обостряются. По миру нужно идти так, как передвигается слон, у ног которого мечется моська. Слон понимает, что мог бы раздавить тявкающего пса легким движением ноги, но не желает причинять ему вреда, ведь собака не сознает, какой опасности себя подвергает. [13]
Потребности в хорошем образце духовной целостности Возможно, самым серьезным — во всяком случае, наиболее существенным в рамках современного кризиса духовности — последствием преждевременных попыток стать учителем является то, что незрелый наставник пополняет своим именем длинный список псевдоучителей, чьи поступки и репутация вызывают у множества потенциальных учеников циничное отношение к самой возможности найти настоящую духовную помощь. Большая часть людей, скоропалительно принимающих на себя роль учителя, поступают так по невежеству, хотя нередко руководствуются благими намерениями. Им просто не хочется проходить тягостный процесс самоизучения, необходимый для того, чтобы выявить изощренные эгоистические побуждения и изъяны, кроющиеся у самой поверхности сознания. Отказываясь от требуемой безжалостной самооценки, они причиняют своим порочным влиянием немалый вред другим и становятся очередными примерами часто встречающихся в наши дни учителей, лишенных безукоризненной духовной целостности. Решение стать духовным учителем или наставником — выбор очень серьезный, но порой его делают с поразительным легкомыслием, в глубинах темного облака заблуждений и невежества. Духовная целостность означает, что выбор в пользу учительствования делается только в том случае, когда это единственно верный отклик на веления самой Жизни; такое решение должно опираться не только на собственную оценку обстоятельств, но и на одобрение признанного духовного авторитета. И, даже если быть духовным учителем тебе не предназначено судьбой, воодушевляющую духовную целостность можно всецело направить на спокойное продолжение духовных занятий, исследований и прочие формы служения людям — ведь «учить» можно и просто своим хорошим примером. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Date: 2016-06-08; view: 650; Нарушение авторских прав |