Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы современного русского литературного произношения
Цель. Представить совокупность орфоэпических и акцентологических норм как систему, как одну из важных составляющих правильной речи. Рассмотреть примеры императивной и диспозитивной нормы. Умение работать со словарями по культуре речи. Навыки классификации слов по орфоэпической и акцентологической произносительной характеристике. Воспитание бережного отношения к слову. Основные понятия. Орфоэпические нормы. Императивные и диспозитивные нормы. Акцентологические нормы. Постановка ударения по степени проявления нормативности.
Литература. 1. Л.В. Измайлова Н.Н. Демьянова, Н.Н. Меньшикова. Русский язык и культура речи для педколледжей. – Феникс, 2005 – с. 136-184. 2. Словари Ожегов С.И. Словарь русского языка. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном языке. 2000. Саяхова Л.Г., Ахмерова Р.Х. Грамматико-орфографический словарь русского языка, Уфа, 1998. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: около 30000 слов. М., 1986. Задания. 1. Указать нормативное произношение выделенных гласных и согласных. Отметить, произношение каких слов а) опирается на фонетические законы русского языка; б) требует знания орфоэпических норм; в) допускает варьирование. 2. Пользуясь словарями, определить, в каких словах согласный перед [э] твердый, в каких – мягкий. Можно ли как-либо сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое по отдельности? 3. Определить, какой из вариантов ударения в приведенных парах слов является основным, какой – допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударений.
Вариант 1 1. Аб а жур, бе сч исленный, брю зж ать, бу хг алтер, в толкнуть. 2. Подтекст, бутерброд, декан, гейзер, дебют. 3. Б а ржа-барж а, н а бело –набел о, н а нялся – нанялс я. Вариант 2 1. Ж а ра, жж ет, кашн е, ко гт и, Никити чн а. 2. Интервал, интервент, компетентный, конкретный, антитеза. 3. Насторож е нность-настор о женность, недвиж и мый - недв и жимый, нед о питый-недоп и тый. Вариант 3 1. О азис, обле гч енный, отли чн ица, отя гч ить, пион е р. 2. Вектор, кратер, крем, критерий, музей. 3. О бух-об у х, п о днял – подн я л, р о вня-ровн я.
Вариант 4 1. П я ток, ра зж ать, р е нтген, скв е р, сл е дить. 2. Сонет, сервис, сессия, стратег, темп. 3. А вгустовский-август о вский, м о лодежь-молод е жь, недосол е нный – недос о ленный.
Вариант 5 1. Быти е, в тайне, д е -факто, дро жж и, ж а смин. 2. Тенденция, термин, инерция, экспресс, редукция. 3. Проц е нт-пр о цент, рж а веть –ржав е ть, твор о г-тв о рог.
Вариант 6 1. Л е сник, му жч ина, наро чн о, ра сч ет, яи чн ица. 2. Ренессанс, дефект, дезинформация, декламировать, аттестат. Убыстр е нный-уб ы стренный, фр е за-фрез а, инд у стрия-индустр и я
Date: 2016-06-08; view: 640; Нарушение авторских прав |