Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работа № 2. Русский язык и культура речиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Русский язык и культура речи Первый год обучения (3 курс) Материалы к зачету
Лабораторная работа № 1
Слово в филологических и толковых словарях русского языка Цель. Знакомство с лексикографической разработкой слова в толковых и филологических словарях разных типов. Закрепление и расширение знаний о нормативных словарях. Умение работать со словарями. Формирование навыков представления в письменной форме результатов исследований словарных статей. Привитие интереса к словарям как сокровищницами языка и культуры народа. Основные понятия. Лингвистические словари. Толковые словари. Нормативные словари. Словарная статья. Способы толкования значения слова (описательный, синонимический, отсылочный, перечислительный). Система помет (грамматических, по сфере употребления, по отнесенности к активному-пассивному словарному запасу, стилистической и эмоционально –экспрессивной окраске). Литература. 1. Л.В. Измайлова, Н.Н. Демьянова, Н.Н. Меньшикова. Русский язык и культура речи для пед.колледжей. – Феникс, 2005 –с.79-86. 2. Словари. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка –М., 1998. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1998. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов – на – Дону, 1994. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1963-1982. Орфографические словари. Задания. Вариант 1. 1. Сравните данные словарные статьи. Определите, какая из них помещена в энциклопедическом словаре, а какая – в лингвистическом. Чем отличаются эти типы словарей и как это проявляется в характере словарной статьи? Молекула (новолат. Molecula уменьшит. От лат. – moles – масса). Наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическим свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями. Количеств, и качеств, состав ее передает формула химическая. Число атомов в молекуле химического соединения может быть различным: от двух до сотен тысяч. 2. Молекула, -ы, ж. Мельчайшая частица вещества, имеющая все его основные химические свойства/молекулярный, -ая, -ое. Молекулярный вес. Вариант 2. Укажите типы лингвистических словарей, из которых взяты словарные статьи. Определите, какая лингвистическая информация содержится в каждом из словарей. 1. Компетентный, -ая, -оя: кратк. Ф. –теп; -тна; ст. – ее А компетентен [ньть],! неправ., компе[тэ] нтный. 2. Вертел, укр. Вертелъ – «сверло, вертел», др. русск. Вьртълъ, болг. Въртел – «вертел» …/ От вертеть, потому что мясо жарилось над огнем на вертеле, который при этом поворачивался. 3. Покорный – строптивый. - Я нынче со всеми в миру живу, даже с Яшенькой поладил. Да и он за ум взялся: сколь прежде строптив был, столь нынче покорен (Салтыков-Щедрин «Благонамеренные речи»). Покорно-строптиво Покорность-строптивость. Обещать сулить Эти слова объединяются значением – обязываться выполнить что-нибудь. Обещать – слово литературного языка, сулить – просторечие, они почти совпадают по значению. Примеры: Ему обещает полмира, А Францию только себе (Л.). Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки (Посл.). 5. Жгучий, -ая, -ее; жгуч. 1. Такой, который жжет, вызывает ощущение жжения. Жгучие лучи солнца. Ж., мороз. Жгучая боль. 2. Перен. Сильно переживаемый, острый. Ж. стыд. Жгучая сатира. Ж. вопрос О Жгучий брюнет – человек с совершенно черными волосами // сущ. жгучесть, -и, ж. Грот 1) Грот (франц. grotte) - естественная или искусственная пещера. 2) Грот (голл. groot) – самый нижний парус на второй мачте от носа. 7. Адресат – адресант. Общий корень – адрес-; различаются суффиксами –ат- и ант-. Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление.; Адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление. Адресат какой? прежний, новый. Синоним: получатель. Адресант какой? новый, прежний, аккуратный, пунктуальный, расчетливый, безграмотный. Синоним: отправитель. Вика считала, что стихи надо немедленно передать адресату, и вызывалась это сделать (Т. Жирмунская «Вместе со светом»). Основное количество помех в письмах относится к семантическим. Природа их кроется в недостаточной грамотности адресанта (П. Веселое «Наука и жизнь»). Вариант 3. Ознакомьтесь со словарной статьей к слову лыжа в «Толковом словаре живого великорусского языка «В.И. Даля. К какому типу словарей – энциклопедическому или лингвистическому – он относится? Проанализируйте, информацию какого рода можно получить из приведенной словарной статьи. Лыжа, ж., одна из парных дощечек, подвязываемых под подошвы, для ходу по насту, по окрепшему снегу. Она около 2 ½ арш. Длины (от ножных пальцев до подбородка), с носка немного вздернута, по средине стремя для ноги, а с носка идет поводок для управления, когда нужно, руками. Для спусков и подъемов лыжи иногда подбиваются оленьей шкурой. В лес иду, две меты кладу; из лесу иду, две другие кладу? лыжи. // Полозья под судами, для спуска; расшивы закладываются на лыжной доске, по которой съезжают в воду. Наострить лыжи, улизнуть, улепетнуть, дать тягу. // Лыжа, лыжная, ж., ниж. Барочный киль или средний продольный брус днища. Лыжня, след от лыжи. Лыжник, м., охотник, лесник, промышленник на лыжах; воин лыжной рати, зимней пехоты. // Сиб. лыжники пролагают дорогу, по первозимью. // След от прохода на лыжах, лыжница. // Лыжа под судном, лыжная доска, для спуска… Вариант 4. Определите способ толкования значений слов в приведенных ниже словарных статьях «Словаря русского языка» в 4-х томах (описательный, синонимический, отсылочный, перечислительный). 1. Сродственник. То же, что родственник. 2. Стабилизатор. Устройство или прибор для сообщения телу устойчивости при движении. 3. Стадия. Определенная ступень в развитии чего-л., имеющая свои качественные особенности; этап, фаза. 4. Старение. Состояние по глаголу стареть (в 1-м знач.). 5. Страшиться. Испытывать страх перед кем, чем-л.; бояться. 6. Сумбурный. Лишенный ясности, последовательности, порядка; беспорядочный, хаотичный. 7. Сумеречный. Прил. к сумерки. 8. Дети. Сыновья или дочери (независимо от возраста). 9. Сухой. Не мокрый, не сырой. 10. Считываться. Страд, к считывать. Пользуясь любым толковым словарем, приведите по нескольку примеров на различные способы толкования значений слов.
Вариант 5. Какую информацию о грамматических свойствах слов, сфере их употребления, принадлежности к активному-пассивному словарному запасу, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске можно получить из данных словарных статей «Словаря русского языка» С.И. Ожегова? 1. Воробей, -бья, м. Маленькая птичка с серо-черным оперением. 2. Восвояси, нареч. (разг. и ирон.). К себе домой, прочь откуда –и. 3. Впечатляющий, -ая, -ое (книжн.) Производящий сильное впечатление. 4. Всуе, нареч. (устар.), Зря, напрасно, 5. Втачать, -аю, -аешь; втачанный; сов., что (спец.). Тачая, вшить. 6. Гуторить, -рю, -ришь; несов. (обл.). Говорить, разговаривать. О чем говорит отсутствие помет к слову? Приведите примеры помет разных типов из других толковых словарей. Вариант 6. Сравните словарные статьи к словам болтун, бор, ворона, зеленый, шпилька в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова, «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, «Словаре современного русского литературного языка» в 17-ти томах, «Словаре русского языка» в 4-х томах со следующих точек зрения: 1. Как показывается семантическая структура слова: первичные и вторичные значения, прямые и переносные значения? 2. Как разграничиваются многозначность и омонимия? 3. Какова система помет (грамматических, по сфере употребления, по отнесенности к активному-пассивному словарному запасу, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске?) 4. Каков характер иллюстраций? 5. Как подается фразеология? Есть ли какие-либо расхождения в подаче данных слов в указанных словарях? Чем это можно объяснить? Являются ли указанные словари нормативными? Ответ аргументируйте.
Лабораторная работа № 2
Date: 2016-06-08; view: 821; Нарушение авторских прав |