Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция концепции менеджмента
Конец XIX и начало XX в.- это период зарождения менеджмента как социально-экономической науки. В первой половине XX века получили развитие четко различимые школы управленческой мысли: школа научного менеджмента (рационалистическая), школа административного управления (классическая), школа психологии и человеческих отношений, школа наук управления (количественная). Развитие этих школ свидетельствует об эволюционном характере формирования управленческой мысли. Возникновение новой школы не предполагало полного отказа от положений предшествующей. Изучение современного менеджмента показывает, что названные школы и их многочисленные модификации часто пересекаются. В реальном производственном менеджменте в рамках одной организации (фирмы, корпорации), как правило, сочетаются элементы различных школ. В настоящее время известны четыре важнейших подхода к формированию менеджмента как науки, которые позволили выделить четыре школы управлений, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:
Важной заслугой школы научного управления (рационалистической) было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ управленческого процесса. Основоположником рационалистической школы является американский инженер Фредерик Тейлор, который, проводя свои эксперименты, пришел к выводу, что благосостояние предпринимателей невозможно, если оно не будет сопровождаться благосостоянием рабочих. Объектом изучения Тейлора явились производственный процесс и рабочие. Метод исследования Тейлора заключается в расчленении физического труда на составные части и последующем анализе этих частей. Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов. Путь достижения этой цели - рационализация всех элементов производства, Основным положением концепции Тейлора является необходимость установления рабочему научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения (нормирования). Величина нормы определялась для лучших рабочих, работающих с наивысшей производительностью. Значительной перестройке Тейлором была подвергнута система заработной платы, которая была дифференцирована в зависимости от выполнения установленных норм. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого «экономического человека». Идеи Тейлора нашли свое развитие в трудах его последователей: Генри Гантта, Г. Эмерсона, Генри Форда и др. Но следует отметить, что последователи научного менеджмента, занимаясь поиском путей повышения эффективности процесса производства, игнорировали проблемы управления организацией в целом. Этот недостаток был преодолен школой административного управления (классической). Школа административного управления (классическая), основоположником которой является Анри Файоль, занималась разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Следует отметить заслугу Файоля в разделении всех функций управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Файоль сформулировал пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координацию и контроль. Сформулированы Файолем были также принципы, которые применимы к любой административной деятельности. Следует отметить, что Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления и основное внимание уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было недостаточное осознание роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Школу психологии и человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек, связывают с именами Элтона Мейо, Мери Фоллет, Дугласа Макгрегора, А. Маслоу и др. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческих отношений. Появление нового направления непосредственно связано с переходом от экстенсивных к интенсивным методам управления производством, что привело к осознанию необходимости выработки новых форм взаимоотношений между рабочими и управляющими. В зарубежной практике сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, требующий обращаться с работником как с личностью, используя индивидуальный подход. Возникла необходимость рассматривать каждую организацию не только как техническую, но и социальную систему, в центре которой находится человек, нормальное существование которого требует удовлетворения его потребностей. Вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место. При рассмотрении формирования основных положений доктрины «человеческих отношений» следует рассмотреть содержание и значение Хоторнского эксперимента, на основе которого было сделано много научных открытий. В целом школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую систему и игнорировала производственные и технологические факторы, т.е. отсутствовал системный подход к проблемам управления, но, несмотря на это, основные ее положения нашли отражение в новых, более сложных современных концепциях менеджмента. Становление школы науки управления (количественной школы) связано с развитием математики, статистики и др. наук. Наиболее известными представителями этой школы являются Людвиг фон Берталанфи, А. Гольдбергер и др. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов. В этой школе различают два главных направления: 1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. 2. Исследование систем управления на основе системного анализа и использование кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Основными подходами данной школы являются: системный, ситуационный, а также процессный подходы. Системный подход. Применяется для решения проблем управления и основан на принципе целостности системы. В развитых странах в менеджменте используется ряд разновидностей этого метода: системно-комплексный, системно-структурный, системно-функциональный, системно- Ситуационный подход. Предусматривает выбор оптимальных способов управления организацией в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий ее деятельности. Процессный подход с позиции школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Date: 2016-06-08; view: 1107; Нарушение авторских прав |