Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
Конкурентоспособность фирмы не может быть определена лишь конкурентоспособностью товара, так как охватывает всю деятельность организации. Термин «конкурентоспособность» в системе рыночных отношений относят и к продукции (товару, услуге), и к объекту (организации, отрасли), и к экономике страны в целом. Европейский форум по проблемам управления определил конкурентоспособность организации как «реальную и потенциальную способность объекта проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Конкурентоспособность организации определяется соблюдением основных принципов взаимоотношений с бизнес - средой: гибкости, адаптации и взаимодействия. Высокая гибкость конкурентного поведения и эффективная адаптация внутренней деятельности организации к внешним условиям подразумевает постоянные организационные изменения в целях обеспечения устойчивого развития организации в условиях нестабильной внешней среды. Достижение конкурентоспособности возможно только при своевременном выявлении возможностей и угроз бизнес - среды и разработки эффективной конкурентной стратегии. Выделяют четыре уровня конкурентоспособности фирмы: 1) внутренне нейтральная: высший менеджмент уверен в конкурентоспособности продукции и считает любые улучшения производства или управления излишеством; 2) внешне нейтральная: руководители стремятся заимствовать все управленческие и организационные приемы и методы у главных конкурентов; 3) поддерживаемая изнутри: управление активно воздействует на производственные системы с целью их развития и совершенствования; 4) поддерживаемая из - вне: эффективность деятельности фирмы определяется, в первую очередь, внешними факторами. В современных трудах критериями конкурентоспособности организации определены производственные, сбытовые, рыночные и товарные критерии. Их основой являются долговременные конкурентные преимущества организации, субъективно воспринимаемые клиентом/потребителем как лучшие по сравнению с конкурирующими фирмами. Конкурентные преимущества фирмы принято классифицировать на две группы: 1) Внутренние конкурентные преимущества фирмы: · Структурные (организационная структура, персонал, миссия фирмы); · Ресурсные (поставщики, доступ к качественному дешевому сырью и др.); · Технические (патентованный товар, технологии, качество товара и др.); · Управленческие (состав менеджеров, организационные изменения, анализ выполнения заказов, др.); · Рыночные (эксклюзивность товара, каналов распределения, рекламы и др.); · Эффективность функционирования фирмы. 2) Внешние конкурентные преимущества фирмы: · Уровень конкурентоспособности страны, региона; · Налоговые ставки в стране и регионах; · Научный уровень управления экономикой; · Государственная поддержка науки, инновационной деятельности; · Климатические условия и географическое положение; · Качество информационного обеспечения на всех уровнях управления. Исследование и выявление конкурентных преимуществ организации в сравнении с другими игроками рынка является необходимым элементом анализа ее конкурентоспособности. Единая методика оценки конкурентоспособности предприятия отсутствует. В практике применяют различные подходы: «цепочка ценностей» М. Портера, система Mc Kinsey, диаграмма Р. Омае, портфельный анализ, разработаны авторские методики. Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий отрасли проводят двумя методами: · Параметрический анализ носит качественный, неформализованный характер (данными служат субъективные суждения и неформальные источники информации). · Рейтинговая оценка предприятий строится на количественном сравнении показателей с учетом коэффициентов их весомости. Выбор показателей должен отражать отраслевую специфику и важнейшие аспекты финансово – хозяйственной деятельности предприятия, а анализ должен проводиться на основе реальной информации об изменении потенциала за последние три - пять лет. Конкурентоспособность (стратегического потенциала) характеризует возможности и динамику приспособления всех реальных и потенциальных ресурсов и деловых способностей организации к условиям рыночной конкуренции, способность эффективно вести все виды деятельности, способность занять и удержать устойчивую позицию на конкретном рынке в условиях противостояния конкурентов - производителей (продавцов) аналогичных товаров. Для оценки конкурентоспособности фирмы необходимо провести анализ ее состояния на основе системного подхода. Он включает анализ по следующим сферам деятельности и. факторам, влияющим на конкурентоспособность: 1.Анализ качества используемых научных подходов в 2.Анализ факторов макро- и микросреды маркетинга. 3. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. 4. Анализ эффективности использования всех видов ресурсов. 5. Анализ инновационной активности организации. 6. Анализ широты и глубины ассортимента товаров. 7. Анализ конкурентоспособности реализуемой продукции. 8. Анализ послереализационного обслуживания. 9. Анализ сбытовой сети фирмы и др. Среди методов оценки конкурентоспособности оргшанизаций наибольшее распространение получили: 1) метод балльной оценки; 2) метод анализа экономических показателей. При методе балльной оценки обычно используют 5- и 10-балльные системы. Устанавливают основные технико-экономические и финансовые показатели соперничающих фирм и дают им сравнительную экспертную балльную оценку. По итоговой сумме баллов определяется уровень конкурентоспособности фирмы. Иногда учитывают коэффициенты значимости отдельных параметров. Метод анализа экономических показателей конкурентоспособности состоит в определении важнейших экономических показателей функционирования фирм, которые сравниваются с соответствующими показателями конкурентов. Анализируются в динамике за последние 3-5 лет следующие финансово-экономические показатели: • рентабельность производства / продаж / затрат / инвестиций отдельных видов продукции и бизнеса в целом; • отношение чистой прибыли к затратам на маркетинг; • ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность; • производительность труда; • чистая прибыль на одного работника и на одного менеджера организации. После расчета всех показателей строится многоугольник конкурентоспособности - лепестковая диаграмма (рис.). По итогам анализа формулируется вывод об уровне конкурентоспособности фирмы, разрабатываются мероприятия по повышению ее конкурентоспособности. Date: 2016-06-08; view: 396; Нарушение авторских прав |