Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сбытовая политика: цели, задачи, основные направления. Каналы распределения: понятие, виды, уровни, критерии их выбора
В эпоху стремительных свершений и быстрых перемен успеха добиваются те фирмы, которые могут сконцентрироваться на главных направлениях маркетинговой деятельности и своевременно использовать корпоративные ценности; способны эффективно распоряжаться потоком инноваций, перспективных идей; создают условия для гибких организационных форм управления, режимов работы и творчества работников. Дистрибьюция (от англ. distribution — распределение) не относится к точным наукам, где для решения задачи достаточно подобрать соответствующую формулу. При ее реализации необходимо знать передовые формы и методы логистики в лучших компаниях страны и мира. Логика маркетинга базируется на том, что пока не определены потребители, не стоит приступать к бизнесу, главная цель которого — продать. Производитель, начиная управлять сбытом своих товаров, выбирает оптимальный путь товародвижения. Маркетинговые решения о каналах распределения являются одними из самых важных, с которыми сталкивается управленческий персонал. Эти решения определяют, как потребители получают доступ к продукции и является ли принятая система распределения эффективной с точки зрения затрат и полученных результатов. Многие компании уделяют мало внимания системе распределения своих товаров, что приводит к большим потерям. Менеджеры зачастую считают, что функциями канала распределения являются лишь транспортировка, хранение и доставка грузов. При этом они не учитывают, что система распределения — это мощное оружие в конкурентной борьбе, включающее огромный арсенал инструментов распределения и продвижения грузов. Дистрибьюция — понятие достаточно объемное, включающее в себя обоснование каналов товародвижения с позиции участия торговых посредников и суммарных затрат на их организацию; это совокупность организаций и лиц в области продвижения товара от сферы производства до сферы потребления. Целевая функция дистрибьюции — использование логистических форм и методов эффективной доставки изделия или услуги в рамках заключенного договора, заказа. Иными словами, дистрибьюторы принимают товар от производителя как эстафету и несут ответственность за удовлетворение покупательского спроса. В маркетинге традиционно сложились три основных метода распределения продукции: экстенсивное; выборочное; избирательное. Все остальные методы являются различными сочетаниями этих методов. Смысл экстенсивного распределения — формирование системы управления распределением с использованием услуг различных посредников, доступных производителю. Данный метод характерен для производителей простых в технологическом и эксплуатационном отношении мелких и недорогих изделий массового спроса — сигарет, продуктов питания, зубной пасты и др. При выборочном распределении система управления создается с учетом выбора тех посредников, которые смогут наилучшим образом выполнить намеченную маркетинговую программу по каждому виду изделия. Исключительное распределение — это выбор единственного дилера, которому представляются эксклюзивные права на реализацию товара от имени производителя. Данный тип распределения используется при поставках уникальных изделий, выполненных по спецзаказам. Предприятие-производитель может переходить от исключительного распределения к выборочному и далее к экстенсивному по мере прохождения продукта по стадиям жизненного цикла. Однако обратное движение — от экстенсивного к выборочному и исключительному — крайне затруднительно. Несвоевременная доставка продукции, высокие издержки обращения могут свести на нет все маркетинговые усилия компании-производителя. Выбор канала распределения является сложным управленческим решением, поскольку выбранный канал непосредственным образом влияет на результативность других стратегий рыночного участия. Канал распределения — это совокупность фирм или предпринимателей, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу при движении его от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать как путь (маршрут) передвижения товаров от производителей к потребителям. Выбор канала распределения зависит от протяженности маршрута движения груза, количества мест продажи товаров, издержек распределения, степени контроля над движением товара по каналам. Выбор канала распределения осуществляется на основе оценки экономических критериев сравнения объемов реализации с затратами на создание, управление материальным потоком, функционирование канала. При разработке решений по управлению каналами распределения менеджеры используют совокупность критериев: • характеристика потребителей — количество, концентрация, цена, ассортимент, потребность в помощи при покупке, потребность в кредите; • характеристика предприятия — цели, объем продаж, величина ресурсов, гибкость, уровень сервисного обслуживания, опыт работы на рынке; • характеристика товара или услуги; • уровень конкуренции в отрасли; • характеристика существующих каналов движения. Главная задача организации канала — обеспечить перемещение и изменение права собственности на товары и услуги, а также сгладить неравномерность их потоков. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга: 1) исследовательская работа — сбор информации, необходимой для планирования и осуществления обмена; 2) стимулирование сбыта — создание и распространение информационных и стимулирующих коммуникаций о товаре; 3) установление контактов по цепи поставок в целях налаживания и поддержания связи с партнерами и потенциальными покупателями; 4) приспособление товара — подгонка товара к требованиям покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка; 5) проведение переговоров — попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения; 6) организация товародвижения — транспортировка и складирование товара с учетом пространства и времени; 7) финансирование — изыскание и использование денежных средств для покрытия издержек по функционированию канала; 8) принятие риска — принятие на себя ответственности за ритмичное функционирование канала. Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех — завершению уже заключенных сделок. Всем этим функциям присущи три общих свойства: они поглощают дефицитные ресурсы, нередко могут быть выполнены лучше благодаря специализации, могут выполняться разными членами канала. Если часть их выполняет производитель, его издержки растут, значит — цены должны быть выше. При передаче части функций посредникам издержки и цены производителя могут быть ниже. Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки на организацию работ. Вопрос о том, кому следует выполнять различные функции, присущие каналу, — это, по сути дела, вопрос об относительной результативности и эффективности. Если появится возможность более результативно выполнять функции, канал соответственно перестроится. Существует три вида каналов распределения: прямые, косвенные и смешанные. Прямые каналы — это перемещение товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками. Косвенные каналы — это перемещение товаров и услуг от изготовителя к участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые в целях увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и, соответственно, определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями. Смешанные каналы объединяют первые два канала товародвижения. Так, предприятия машиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, реализуя продукт через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значительно больший набор снабженческо-сбытовых услуг. Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована. Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно прежде все для производителей. В какой-то мере они теряют контроль над тем, как и кому продают товар, тем не менее производители считают, что использование посредников приносит им определенные выгоды. У многих производителей не хватает коммуникационных каналов, информационного массива достоверных данных о спросе клиентов, финансовых средств для осуществления прямого маркетинга. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до конечных потребителей в целевых рынках сбыта. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников можно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. Нетрудно убедиться, что при трех производителях и трех потребителях продукции количество связей между ними будет равно девяти. Участие же посредника в реализации продукции сокращает количество связи до шести. В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома, торговые центры и магазины. Основные причины, обусловливающие использование посредников: • смена форм собственности в процессе выполнения заказа требует наличия достоверных информационных данных о спросе, пожеланиях клиентов; • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов; • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения. Розничную продажу и техническое обслуживание осуществляют независимые уполномоченные дилеры, расположенные на территории, подконтрольной дистрибьютору, имеющему сертифицированную производителем сеть торговых и сервисных пунктов. Поставка автомобилей дилерам осуществляется только компанией или эксклюзивным дистрибьютором. Главная роль во взаимоотношениях компании с торговой и розничной сетью отводится региональным представителям. В обязанности региональных представителей входит выполнение широкого спектра мероприятий, связанных с реализацией сбытовой, товарной, ценовой, коммуникационной политики, контролем над дистрибьюторами и дилерами в диапазоне определенной территории. Дилеры обслуживают конечных потребителей автомобилей и несут полную ответственность за качество облуживания, техническое оснащение, квалификацию персонала, разнообразие сервисных услуг. Обоснование выбора посредника обусловлено его контактами, опытом, практической специализацией, масштабом деятельности, что в конечном счете обеспечивает компании-производителю большие доходы. Посредники в свою очередь часто принимают на себя гарантии, как финансовые, так и удостоверяющие качество товара и обслуживания клиентов. Дополнительно посредники могут оказать услуги по транспортировке грузов, их растаможиванию, страхованию и стимулированию сбыта за счет проведения рекламных кампаний и паблисити. Посредники получают статус уполномоченных дилеров. К этому методу прибегают в крупных городах, где имеется достаточно емкий рынок сбыта. Такая продукция, как радио- и телеаппаратура, автомобили, электронные и электробытовые приборы, реализуется через сеть уполномоченных дилеров. В условиях рыночной экономики предприятия значительное внимание уделяют оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от правильности выбора каналов распределения товаров, формы и методов их сбыта, широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции. Каналы распределения характеризуются по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу в целях приближения товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала мы будем обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней (рис. 5). Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины. Так фирма «Эйвон» продает косметику методом торговли вразнос; фирма «Франклин минт» продает предметы коллекционирования методом посылочной торговли, а фирма «Зингер» продает свои швейные машины через собственные магазины. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника, которым на потребительских рынках обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения — агент по сбыту или брокер.
Рис. 5 - Примеры каналов распределения разных уровней
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, а на рынках товаров промышленного назначения — промышленный дистрибьютор и дилеры. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик, который покупает товары у крупных оптовых торговцев и перепродает их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают. Существуют каналы и с большим количеством уровней. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей его контролировать. Обоснование пути, по которому будет доставлен груз, выполняется с учетом следующих факторов: • специфика рыночной среды, целевого сегмента, уровня спроса и конкурентоспособности продукции; • состояние сбытовой сети, ее ресурсного потенциала; • количество и типы посредников; • принципы работы сети магазинов и параметры качественного обслуживания; • суммарные затраты на управление и организацию движения; • контроль со стороны фирмы-производителя над доведением продукции до конечного потребителя. Реализация продукции в большинстве случаев осуществляется через цепочку посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. На рынке России наиболее широкое распространение получили такие институты посредников, как дистрибьюторы, дилеры, маклеры и агенты. Дистрибьюторы — это оптовые сбытовые посредники, реализующие изделия и услуги другим сбытовым посредникам (дилерам или другим дистрибьюторам) с учетом рекомендаций поставщиков. На практике дистрибьюторы — это крупное оптовое предприятие, имеющее собственную торгово-складскую сеть с сервисными пунктами и реализующее товары крупными партиями другим оптовикам и розничным дилерам. Такие предприятия имеют достаточные товарные запасы и принимают решения по управлению системой распределения в части активизации товарного предложения, контроля над продвижением грузов. Дилеры — это независимые посредники, реализующие продукцию фирмы-производителя непосредственно конечному покупателю. На практике дилеры — это предприятия оптовой и розничной торговли, которые покупают в свою собственность продукцию и продают ее по более высокой цене. Они, как правило, располагают собственной системой магазинов, торговым оборудованием, достаточно квалифицированным персоналом для качественного обслуживания населения, осуществляют гарантийный сервис. Большинство дистрибьюторов и дилеров являются независимыми юридическими или физическими лицами, самостоятельно решающими вопросы формирования системы распределения. Поэтому налаживание тесных контактов со сбытовыми посредниками для многих компаний-производителей представляет определенную трудность. На рынке товаров промышленного назначения активное участие принимают представители производителей или, как их еще называют, промышленные представители — агенты производителя, занимающиеся преимущественно сбытом специализированного оборудования на определенной территории. На практике они работают одновременно на нескольких производителей, которые по ассортименту дополняют друг друга и не конкурируют. Они способствуют внедрению новых товаров, услуг и могут выходить на самые разнообразные по своему географическому положению рынки сбыта. Сбытовые агенты в рамках заключенного договора отвечают за сбыт промышленной продукции. По существу они являются выражением корпоративного отдела сбыта «на стороне» и имеют полномочия вести переговоры по ценам, получению кредита, формам доставки и другим условиям продажи. Выполняют все оптовые функции без права собственности на товар. Фирма может прибегнуть к услугам только одного сбытового агента в отличие от агентов производителей. Поэтому сбытовые агенты работают «в упряжке» с небольшими компаниям и производителей по изготовлению продуктов питания, пошиву одежды, производству обуви. При реализации промышленных товаров во многих регионах сбытовой сети встречается такой тип посредника, как маклер, или комиссионер, принимающий участие в процессе распределения крупных партий товаров между розничными торговыми точками за определенный процент вознаграждения. Консигнаторы (от слова «консигнация», означающего условие продажи через склады посредников, когда право собственности на товар остается за поставщиком — принцип «комиссионного магазина») иногда предлагают кредит, обеспечивают доставку товаров, оказывают содействие в исследовании конъюнктуры рынка, но обычно не помогают в дальнейшей реализации и продвижении. Джобберы (от англ./ой — недобросовестная сделка) — отдельные лица и компании, скупающие крупные партии товаров для быстрой перепродажи. Часто их называют биржевыми спекулянтами. При создании системы управления распределением большое внимания уделяется нововведениям в построении сбытовой сети. На рынке России широкое применение получили такие формы, как маркетинг-интернет и франчайзинг. Маркетинг-интернет предлагает многовариантную селекцию выбора наиболее эффективной системы управления распределением с использованием электронных технологий. Известно, что франчайзинг как новая система договорных отношений между головным предприятием и другими организациями, осуществляющими розничную торговлю, вносит большой вклад в развитие системы распределения. Организации оптовой торговли за определенное вознаграждение позиционируют на рынке от имени головного предприятия, под ее торговой маркой. Система франчайзинга позволяет более гибко формировать финансовую политику для обеспечения наращивания объемов продаж. Взаимные услуги и ответственность должны быть четко оговорены, особенно с эксклюзивными дистрибьюторами и компаниями, работающими в режиме франчайзинга. Например, компания McDonalds предоставляет своим партнерам здания, поддержку в продвижении, систему учета, обеспечивает обучение сотрудников, управленческие и технические консультации. В таком режиме компания McDonalds работает более чем с 14 тыс. предприятий во многих странах мира. 14. Жизненный цикл товара: понятие, этапы, Date: 2016-06-08; view: 567; Нарушение авторских прав |