Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торговли. Их права и обязанности





 

Под государственным регулированием экономики следует понимать комплексную систему мер, осуществляемых государством для создания предпосылок эффективного развития экономики государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере становления рыночной экономики возрастает роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства сторон имущественно-стоимостные отношения.

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей, путем принятия следующих законов: «Об стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политики и поддержанию новых экономических структур», «О рекламе» и т.д.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ (вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной, а также ценообразования, налогообложения). К постановлениям Правительства РФ относятся «Правила продаж отдельных видов товаров», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Практическая реализация всех актов государственного регулирования, принятых государством, возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Госторгинспекция Министерство экономического развития и торговли РФ. Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, регулирующие и производящие товары и услуги.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

К важнейшим задачам системы государственного регулирования в области внутренней торговли относятся:

- формирование достаточной конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;

- защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, повышение доли товаров отечественных производителей путём упорядочения систем расчётов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

- всестороннее развитие и укрепление нормативно - правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;

- создание условий для интеграции хозяйственной деятельности различных торговых образований путём формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово - финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность страны;

- определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин- склад, магазин - дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание современных оптово- розничных цепей, основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

- совершенствования товародвижения и логистического обслуживания;

- эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

- совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;

- развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;

- развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.

Существуют следующие методы государственного регулировании отрасли торговли (рисунок 1)

Экономические методы - это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования эко­номических ресурсов, затрат и результатов в системе товарного обращения, включающие регулирование цен на товары и тарифов на услуги, налоговое, таможенное, финансовое и кредитно-денежное регулирование.

Под административным надзором со стороны государства нахо­дятся товары, имеющие особую социальную значимость (энерге­тические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, транспортные тарифы и др.). Сложившаяся в некоторых странах система регули­рования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах коридора между верхним пределом и нижним. При этом верхний предел защищает интересы потребителей этой продукции, а нижний — призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Регулирование цен позволяет государству сдерживать их неоправ­данный рост, ставить их в зависимость от изменения конкретных экономических условий в народном хозяйстве, смягчать негативное воздействие инфляции на жизненный уровень населения. Масштаб государственного регулирования цен зависит от конкретной эко­номической ситуации в стране, от складывающейся структуры потребления и национальных привычек населения.

Информационно-ориентирующие методы участников рынка стали активным инструментом его регулирования в условиях стремитель­ного развития научно-технического прогресса второй половины XX в. В современных условиях их роль возрастает по мере усложнения системы товарного обращения, внедрения современных технологий товародвижения и обработки экономической инфор­мации. Они ориентированы на обеспечение производственных и торговых предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспек­тивных задач.

Законодательные методы регулирования обеспечивают правовые основы обращения товаров, включающие защиту прав собствен­ности, предпринимателей, наемных работников и потребителей. В современной рыночной экономике особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих конкуренцию на рынке, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства.

Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет моно­полий, а на ограничение их деятельности, способствуя поддержанию конкуренции, применительно особенно к мелким и средним фирмам, в современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т.п.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) - государственный орган, основными задачами которого являются:

- государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;

- деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Госторгинспекция имеет право:

а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями;

б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

в) осуществлять контроль за качеством товаров (услуг), соблюдением правил продажи и оказания услуг, а также проверку наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям;

г) давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

д) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания: об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;

ж) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

з) выступать стороной в суде и арбитражном суде;

и) выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Нормативно-правовыми актами регулирования коммерческой деятельности и взаимодействия ее субъектов выступают: Конституция РФ; Трудовой Кодекс РФ; Гражданский, Административный и Уголовный кодексы РФ; Коммерческие договора; Отдельные Постановления, Указы и Положения; Кодекс корпоративного поведения.

Date: 2016-06-08; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию