Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли





 

Под концентрацией понимается сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объем продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях торговли их объединение.

Концентрация бывает трех видов:

1) Диверсификация – представляет собой расширение сферы производства или торговли предпринимателем или торговцем за счет включения в нее новых продуктов.

Диверсификация наиболее активно проходит в розничной торговле, когда предприятия различного товарного профиля объединились под общим финансовым контролем крупных торговых предприятий и цепных систем.

В торговле сформировались два типа диверсификации:

- внутриотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля;

- межотраслевая диверсификация – объединение функционально-независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности.

2) Горизонтальная интеграция – формировалась в виде образования цепных фирм, которые владеют некоторым количеством однотипных магазинов в одном городе или в разных частях страны, то есть являясь первоначальной формой концентрации в системе товарного обращения.

Горизонтальная интеграция представляет собой объединение двух или более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы.

Первой и существенной особенностью организционной структуры цепных компаний является разделение функций закупки товаров у поставщиков и функций розничной продажи товаров потребителям, то есть основной экономический эффект горизонтальной интеграции в системе товарного обращения заключается в низких ценах закупки при ее массовом характере.

Вторая особенность цепных компаний – их формирование как строго иерархических, централизованно- управляемых организационных структур, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования. При этом эффект повышения эффективности получается за счет совершенствования управления.

Третьей особенностью цепных компаний является наличие менеджеров высокого уровня (управляющих) в управлении по территориям, рынкам и товарным группам (линейно-функциональный способ управления).

3) Вертикальная интеграция – объединения, слияние, кооперация или взаимодействие функционально-зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта.

Вертикальная интеграция включает:

- отношение предприятий торговли с предприятиями, которые снабжают их товарами для дальнейшей перепродажи;

- отношение торговых предприятий с покупателями этих товаров;

- отношения предприятий торговли с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отрасли торговли.

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТОРГОВЛЕ (по материалам Концепции развития торговли товарами народного потребления)

Анализ итогов реформирования торговли позволяет сделать вывод о том, что в кон­це 90-х годов в развитии отрасли начался качественно новый этап.

На смену разъединительным и обособленческим настроениям, порожденным ошибочной стратегией приватизации, приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хо­зяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.

Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руко­водства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммер­ческой структуры.

Для развития интегрированных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпо­сылки.

Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации товаров, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потре­бителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

Сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой от­расли. Решающим среди них является усиление конкуренции даже в ее неразвитых формах.

Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потреби­тельском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточ­но традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным меж­отраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных си­стем хозяйственных взаимоотношений.С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, ко­оперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.


Цепные торговые организации как вид добровольного объединения в принципиальном пла­не могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена, включая массовое питание.

Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе кото­рого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных ви­дов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предпри­ятия. Причем данная торговая марка широко известна потребителям и воспринимает­ся ими как своеобразная гарантия качества.

Цепные торговые организации должны создаваться на принципах добровольного подчинения, с использованием договоров аренды или даже продажи предприятия с со­блюдением норм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

На практике создание цепных торговых организаций по договору аренды предпри­ятия может рассматриваться как срочный управленческий контракт. При такой поста­новке вопроса объединение может быть работоспособным лишь при полном включе­нии его участников в систему деловой активность головной структуры.

Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа должны формироваться как своеобразный ответ на усиления позиций цепных торговых структур. Сущность данного вида объединений, в отличие от предыдущего, состоит в том, что группа малых и средних торговых структур будет стремиться обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы, способной к же­сткой конкуренции на потребительском рынке.

Принципиальной особенностью работы таких объединений будет опора на согласо­вание и централизацию выполнения наиболее важных функций сноси хозяйственной политики. Исходя из этого можно предположить, что подобные объединения получат широкое распространение в розничной торговле и общественном питании. Именно в этих торговых сферах согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения являются основанием для возникновения объединения.

Наиболее перспективным направлением создания объединений ассоциативного типа в розничной торговле может быть объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяй­ственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, мага­зины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания, и т.п.

В массовом питании кооперативные объединения наиболее целесообразны при ор­ганизации обслуживания в общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия – доготовочные в школах, там, где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.


Добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного тина будут фор­мироваться как альтернатива усилению позиций цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа.

Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридиче­ской и финансовой независимости каждого члена объединения. При этом розничные стру­ктуры, входящие в цепь, как правило, должны будут иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику, определяемую оп­товой структурой.

Вместе с тем рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчер­пывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают дей­ствие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусло­вленная этим широко распространенная практика предоплаты за товары, неэффектив­ная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.

Кардинальное решение проблемы возможно лишь на путях еще более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.

Создание единых хозяйственных комплексов - торгово-финансово-промышленных групп является обоюдовыгодным для всех участников и поднимает процесс структур­ной перестройки торговли на качественно новый уровень.

Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово-промышлен­ных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние созда­ние торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:

- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;

- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйствен­ных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе особых механизмов их самофинансирования, повышения их инвестицион­ной активности на потребительском рынке;

- в области появления новых технологий оптово-складских и коммер­ческих операций, а также оказания транспортно-экспедишюпных услуг по перевозке торговых грузов с минимальными затратами, в максимально короткие сроки, с рациональным использованием под­вижного состава.

Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополнятся их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях».

Создание таких объединений обоюдовыгодно как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, так и для государства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и для профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.

 







Date: 2016-06-08; view: 1171; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию