Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика. Югославия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней (наряду с другими бывшими югославскими республиками) обособленное место





 

Югославия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней (наряду с другими бывшими югославскими республиками) обособленное место.

Для королевской Югославии был характерен правовой партикуляризм: после 1918 г. действовали 6 обособленных правовых систем (хорватско-словенская, далматинско-словенская, воеводинская, сербская, черногорская и боснийско-герцеговинская), в каждой из которых присутствовали элементы римского, германского, венгерского, византийского, османского, а также канонического права. В 1920-1930-е гг. началась кодификация права, существенную роль в которой сыграли местные ученые-правоведы.

Приход коммунистов к власти в 1945 г. нарушил преемственность развития югославского права. 23 октября 1946 г. издан специальный Закон о недействительности правовых актов, принятых до 6 апреля 1941 г. (день начала войны) и в период оккупации. До принятия нового законодательства такие акты могли действовать в части, не противоречившей основам нового, народного строя.

С другой стороны, коммунисты добились унификации югославского права в масштабах всей страны. До расширения законодательных полномочий союзных республик по Конституции 1974 г. все основные отрасли права находились в компетенции федеральных властей. В социалистический период югославское право, как и страна в целом, развивалось своим собственным, оригинальным путем. Его отличал отказ от кодификации гражданского права, а также интенсивный поиск новых форм общественного и производственного самоуправления в конституционном и хозяйственном праве. Югославия была наиболее либеральной из всех социалистических стран; ее экономика с начала 1960-х гг. основывалась на рыночных принципах при сохранении сильного государственного сектора в промышленности и значительных регулировочных функций у государства. В конце 1940 - начале 1950-х гг. ряд отраслей югославского права развивался под сильным влиянием советской юридической школы, но в дальнейшем советские образцы потеряли для югославского законодателя привлекательность из-за идеологических расхождений.

В период демократических преобразований начала 1990-х гг. югославское право в большей степени стало ориентироваться на западно-либеральные ценности, особенно в конституционной сфере. В то же время переход от "рыночного социализма" к "социально ориентированной рыночной экономике" не потребовал такой глубокой ломки гражданского и смежных с ним отраслей права, как в других бывших социалистических странах. Сохранению многих элементов прежней правовой системы способствует то, что Сербия и Черногория, составляющие новую Югославию, принадлежат не к западному, а к восточно-православному типу правовой культуры с характерным для последней преобладанием общинно-социалистических ценностей над индивидуалистическими.

Основным видом источников права являются законы и другие нормативные акты. Все законодательство делится на федеральное (союзное) и республиканское. На вершине иерархии нормативно-правовых актов находится Конституция СРЮ. Конституции союзных республик, союзные законы, законы союзных республик и все иные предписания и общие акты должны ей соответствовать. Законы, иные предписания и общие акты, изданные в союзных республиках, должны соответствовать союзным законам.

Конституция СРЮ содержит перечень вопросов, по которым может законодательствовать федерация: единый рынок; правовое положение предприятий и других хозяйствующих субъектов; денежная, банковская, валютная системы, внешняя торговля и таможенные пошлины; система кредитных отношений с иностранными субъектами; основы налоговой системы; обеспечение конституционных прав и безопасности граждан; оборона и государственная безопасность; организация федеральных органов.

В настоящее время на территории СРЮ наряду с законодательством Сербии, Черногории и новой федерации продолжает действовать прежнее федеральное законодательство.

Согласно Конституции СРЮ международные договоры, которые ратифицированы и опубликованы в соответствии с Конституцией и общепринятыми нормами международного права, являются составной частью внутреннего права.

Судебная практика в югославской правовой доктрине не считается источником права.

 







Date: 2016-02-19; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию