Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инвестиционный портфель предназначен для инвестирования. Инвестирование может осуществляться в форме прямых или портфельных инвестиций, аннуитета, предоставления займов. 4 page
Для организации очень важно, чтобы условия получения и представления коммерческого кредита были максимально схожими. К смешанным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: 1) выпуск обратимых, т.е. конвертируемых через определенный срок в акции, облигаций; 2) выпуск привилигированных акций. Эти акции, вместе с обыкновенными акциями, формируют уставный капитал акционерного общества, т.е. собственный капитал, но обязательность уплаты дивидендов по ним, а также отсутствие у их владельца права на участие в управлении акционерным обществом сближает их с облигациями (заемным капиталом); 3) использование доходов будущих периодов. В этих доходам учитываются: а) бюджетные средства на безвозмездное и безвозвратное финансирование капитальных и текущих расходов; б) сумма превышения цены продажи облигаций над их номиналом и проценты по ним; в) стоимость безвозмездно полученного амортизируемого имущества и других материальных ценностей; г) предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы; д) доходы, полученные в счет будущих периодов (арендная и квартальная плата, плата за коммунальные услуги, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользование средствами связи и др.); 4) резервы предстоящих расходов (см. гл. 4 §1) могут использоваться в пределах их величины от начала формирования до момента расходования. Кредитным орудием является вексель. С помощью векселя можно оплатить купленный товар или оказание услуги на условиях коммерческого кредита, оформить привлечение дополнительного оборотного капитала. Вексель обеспечивает кредитование покупателя продавцом без посредничества банков и других финансовых организаций. Сумма долга покупателя, составляющая валюту векселя (обозначенную в векселе сумму) включает стоимость товарной сделки и абсолютную величину процентов за коммерческий кредит. Коммерческие вексели основаны на реальной сделке по купле-продаже товаров и услуг. Их выдача влечет отсрочку платежа. Финансовые вексели являются непосредственным следствием договора займа, когда получение денег оформляется векселем. Обеспечительные вексели используются как одна из форм обеспечения своевременности исполнения обязательств по какой-то другой сделке (например, при получении кредита в банке). Привлекая те или иные источники средств предприятие должно стремится к росту рентабельности собственных источников средств. Рентабельность собственных источников средств (собственного капитала) определяется путем отнесения чистой прибыли к величине собственного капитала. Но для получения чистой прибыли предприятие привлекает и заемные источники, использование которых может как увеличивать, так и уменьшать рентабельность собственного капитала предприятия. Для определения направления воздействия (+, -) рассчитывается эффект финансового рычага (ЭФР) по формуле:
ЭФР = () ´ ,
где РА – рентабельность активов (имущества) предприятия; СРСП – средняя расчетная ставка процента; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал. Финансовый рычаг даст положительный эффект, если (РА – СРСП) > 0. Значит ЭФР увеличит рентабельность собственного капитала. Степень увеличения будет зависеть от соотношения . Поэтому финансисты предприятия должны внимательно следить за эффективностью использования всех средств предприятия, обеспечивая рентабельность имущества более высокую, чем средний процент по заемным средствам. Более подробно эти вопросы рассматриваются в финансовом менеджменте.
§6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Финансирование внеоборотных активов означает осуществление организацией инвестиционной деятельности. Инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Для финансирования внеоборотных активов организация может использовать: 1) суммы накопленной амортизации; 2) чистую (нераспределенную) прибыль; 3) долгосрочные кредиты и займы; 4) средства, поступившие от учредителей в погашение задолженности по вкладам в уставный капитал; 5) средства бюджетного и другого целевого финансирования; 6) средства, полученные от дополнительной эмиссии акций. Реальное инвестирование осуществляется путем капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по следующим направлениям: 1) на замену; 2) на модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение; 3) на новое строительство; 4) на расширение. Капитальные вложения осуществляются с целью обеспечения простого или расширенного воспроизводства. Простое воспроизводство осуществляется путем замены изношенных основных средств. Его источником являются амортизационные отчисления. Расширенное воспроизводство осуществляется путем увеличения количества основных средств (экстенсивный рост) или путем приобретения более совершенных основных средств (интенсивный рост). Расширения обеспечивается путем использования части прибыли (фонд накопления). Если у организации недостаточно собственных средств, и она не может (или не желает) получить долгосрочный кредит или займ, то существует возможность использования механизма лизинга. Лизинг – это перспективная форма реального инвестирования. Он является долгосрочной арендой движимого имущества, включающей элементы кредитования. Существует оперативный и финансовый лизинг. Оперативный лизинг осуществляется специализированными лизинговыми фирмами. Особенности: 1) имущество сдается многим арендаторам, поэтому в ходе сделки с каждым из них лизингодатель покрывает только часть своих затрат, связанных с приобретением имущества, сдаваемого в аренду; 2) срок каждого лизингового договора не охватывает полного физического износа имущества; 3) риск порчи или утери имущества лежит в основном на лизингодателе; 4) по завершении срока лизингового договора с одним лизингодателем имущество возвращается к лизингодателю и может быть опять сдано в аренду или продано. Оперативный лизинг похож на прокат, товарный кредит. В состав оперативного лизинга включаются: - рейтинг – краткосрочная аренда (1 день ® 1 год); - хайринг – среднесрочная аренда (1 год ® 3 года). Финансовый лизинг в основном осуществляется банками и является своеобразной формой кредита. Лизингодатель по поручению клиента и у указанной им фирмы приобретает имущество, которое передается клиенту на весь срок полезного использования имущества. Платежи по лизингу твердо устанавливаются на весь срок договора таким образом, чтобы обеспечить полную амортизацию имущества и получение лизингодателем дополнительной суммы, достаточной для покрытия его расходов и получения прибыли. Организация может использовать возвратный лизинг (как разновидность финансового лизинга), при котором она продает свои основные средства лизинговой компании, получает деньги и одновременно оформляется как их лизингополучатель. Финансовое инвестирование – это затраты организации-инвестора на приобретение долгосрочных ценных бумаг (частных и государственных), вложения в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, долгосрочная дебиторская задолженность в виде займов, предоставленных другим организациям и дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования (цессии), а также средства, внесенные в простое товарищество. Это инвестирование осуществляется за счет временно свободных денежных средств организации на расчетном счете, долгосрочных заемных средств или использования организацией в расчетах с покупателями и заказчиками механизма уступки прав требования. Финансовое инвестирование целесообразно, если оно гарантирует организации получение большего дохода, чем обеспечивают ей использованные для этого инвестирования источники. Инвестированию в долгосрочные и бессрочные ценные бумаги должен предшествовать анализ инвестиционной привлекательности различных ценных бумаг. В таком анализе может быть два подхода: 1) оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг с точки зрения их рыночной конъюнктуры. В этом случае изучается спрос и предложение ценных бумаг, динамика объемов операций на рынке по их купле-продаже, динамика курсов. Это более технически легкий и быстрый анализ; 2) оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг через изучение финансово-экономического положения эмитента и отрасли, к которой от принадлежит. В отечественной практике сравнение организаций осуществляет по конкретному набору количественных показателей, которые состоят из пяти групп: 1. Показатели, отражающие эффективность использования и доходность вложенного капитала: норма прибыли, рентабельность активов, оборачиваемость активов, рентабельность продаж, рентабельность производства, доходность акций, рыночная капитализация компаний. Эти показатели характеризуют прибыльность организации и качество управления его активами. 2. Показатели финансового состояния организации и его устойчивость (платежеспособность, ликвидность). 3. Показатели, характеризующие производственный потенциал организации, состав и структуру его имущества и источников его финансирования (доля основных средств в активах, степень их использования и изношенность; доля собственных и заемных источников). 4. Показатели, характеризующие надежность и безопасность вложения средств в ценные бумаги определенной организации (риск дебиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, риск банкротства, ликвидационная стоимость на вторичном рынке). 5. Показатели, отражающие перспективы роста стоимости акций, динамику развития отрасли, ее экспортный потенциал (соотношение курсовой стоимости акций и дохода в расчете на одну акцию, доля прибыли, направляемой на развитие организации и др.). Инвестирование на рынке ценных бумаг осуществляется с целью получения дохода и/или обеспечения возможности участия в управлении. В то же время оно связано с риском. Оптимальное сочетание доходности и риска может быть обеспечено путем формирования портфеля ценных бумаг. Портфель ценных бумаг организации – это некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих организации, выступающая как целостный объект управления. Он формируется из ценных бумаг различного вида, выпущенных различными эмитентами в разных отраслях, приносящих различный доход и т.д. Целью формирования портфеля ценных бумаг является улучшение условий инвестирования путем формирования у совокупности ценных бумаг таких инвестиционных характеристик, которых невозможно достичь с позиций отдельно взятой ценной бумаги и возможны только при их комбинации. В связи с этим происходит постоянное изменение состава и структуры портфеля. В результате в каждый данный момент времени финансовый менеджер достигает оптимального количественного соответствия между прибылью и риском. В процессе управления портфелем ценных бумаг менеджер должен обеспечивать сохранность первоначального инвестированных средств, достижения максимального уровня дохода, обеспечить инвестиционную направленность портфеля.
§7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Для финансирования оборотных активов могут быть использованы следующие источники: 1) собственный оборотный капитал; 2) краткосрочные кредиты и займы, в т.ч. учет векселей и факторинг; 3) кредиторская задолженность. Основным источником должен быть собственный оборотный капитал. Организация располагает определенным собственным оборотным капиталом, но её потребность в нем может быть другой. Это потребность можно определить двумя способами: 1) потребность в собственном оборотном капитале (ПСобК) равна:
ПСобК = (Доа – Дкз) ,
где Доа и Дкз – продолжительность оборота оборотных активов и кредиторской задолженности соответственно; КЗсг – среднегодовой остаток кредиторской задолженности.
2) ПСобК = Ав + ПЗ + НП + ГП + ДЗскор. – КЗ – Ап,
где Ав, Ап – авансы выданные и полученные соответственно; ПЗ – производственные запасы; НП – незавершенное производство; ГП – готовая продукция.
ДЗскор. = средняя величина дебиторской задолженности× Если собственного оборотного капитала недостаточно, то можно решить проблему путем ускорения оборачиваемости оборотных активов, т.е. повысить эффективность использования имеющихся оборотных активов. Существует три показателя оборачиваемости: 1. Коэффициент оборачиваемости (Коб.):
Коб. = .
Показывает количество оборотов оборотных средств. 2. Продолжительность одного оборота (Д):
Д =
или .
3. Коэффициент закрепления – показатели, оборотный коэффициенту оборачиваемости. Со скоростью оборота оборотных средств связаны: 1) минимально необходимая величина инвестированного капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (дивиденды, проценты); 2) наличие или отсутствие потребности в дополнительных источниках финансирования и плата за них; 3) сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением; 4) величина уплачиваемых налогов и т.д. Данные расчета показателей оборачиваемости оборотных активов могут быть использованы в расчете величины дополнительно привлеченных или высвобожденных из оборота оборотных активов. Расчет осуществляется по формуле:
Привлечение (+), высвобождение (-) средств в обороте = ,
где До, Дп – продолжительность одного оборота в отчетном и прошлом периоде соответственно. Для увеличения объема производства, а значит и прибыли, при невозможности пополнить оборотные активы организация нуждается в ускорении оборачиваемости оборотных средств, которое приводит к их абсолютному высвобождению (рост объема производства с меньшими чем в предыдущий период оборотными средствами). Расчет оборачиваемости элементов оборотных активов позволяет определить продолжительность производственно-коммерческого цикла организации (ПКЦ):
ПКЦ = Дзапасов + Дсредств в расчетах.
Если из продолжительности ПКЦ вычесть продолжительность оборота кредиторской задолженности, то получим продолжительность финансового цикла (или длительность оборота денежных средств организации). При недостатке собственного оборотного капитала и при невозможности ускорить его оборачиваемость для формирования оборотных средств организации используются заемные источники. К таким источникам относятся: 1. Операции банков с векселями: а) учет векселей. Банк учитывает только векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках. В процессе учета векселя банк принимает вексель, выдает сумму векселя до срока платежа по нему удерживая в свою пользу определенную сумму, которая называется учетным процентом, или дисконтом. Величина дисконта (С) определяется по формуле:
С = ,
где В – сумма векселя, р.; Т – срок (в днях) до наступления платежа по векселю; П – годовая учетная ставка процента (%). б) получение ссуд под залог векселей. Выдается в размере от 60 до 90% номинальной суммы векселя. Выдача ссуд под залог векселей может носить как постоянный, так и разовый характер. При постоянном характере выдачи ссуд банк открывает специальный ссудный счет. Это делается только для клиентов с постоянным оборотом. Так как специальный ссудный счет является онкольным (до востребования), то банк в любой момент может потребовать полного или частичного погашения ссуды, а также ее дополнительного обеспечения. Разовые ссуды под залог векселей выдаются банком с простого ссудного счета. Срок и размер ссуды зависит от срока погашения векселя и его номинала, т.к. при выдаче разовых ссуд объектом залога выступает каждый отдельный вексель. в) комиссионные операции банка с векселями включают операции, при которых обязанностью банка является получение или содействие в получении денег от векселедателя и передача их векселедержателю. г) кредиты с использованием собственных векселей банка. 2. Факторинг. Факторинг – это комиссионно-посреднические услуги, оказываемые специализированной фирмой или факторинговым отделом банка в процессе осуществления клиентом расчетов за продукты и услуги, и сочетающиеся, как правило, с кредитованием его оборотных средств. Это факторинг с финансированием, когда факторинговая фирма, а чаще факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента с немедленной оплатой 80-90% стоимости отгруженных товаров. Оплата факторинговых услуг включает комиссионные за инкассацию счетов и проценты по факторинговому кредиту. В условиях неплатежей оплачиваться может сумма меньшая, чем 80%. При факторинге без финансирования фирма-фактор выполняет услуги по получению платежа в пользу клиента. Помимо инкассирования счетов-фактур фирма может вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности клиенту, консультировать по всем вопросам, связанным с продажей продукции, работ, услуг (организация расчетов, цены, рынки, заключение договоров и т.д.). 3. Другие краткосрочные кредиты банков (кредитование по обороту и по остатку). 4. Увеличение кредиторской задолженности за пределы устойчивых пассивов.
§8. РАСЧЕТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Коммерческая организация осуществляет расчеты в безналичной и наличной форме. Преобладающей является безналичная форма. Безналичные расчеты осуществляются организацией с использованием расчетных, валютных и специальных счетов в банках, а также текущих счетов структурных подразделений организации, выделенных на отдельный баланс. Безналичные расчеты осуществляются в следующих формах: 1) расчеты платежными поручениями; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты чеками; 4) расчеты по инкассо (используются инкассовые поручения и платежные требования); 5) иные формы, предусмотренные законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота, применяемыми в банковской практике. Конкретные формы расчетов предусматриваются организацией в договорах. Условия расчетов являются в договоре одним из наиболее значимых. Выбор организацией формы расчетов зависит от вида товара, соотношения спроса и предложения, характера хозяйственных связей между участниками сделки, способа транспортировки груза, финансового положения контрагентов, соотношением во времени поставки товара и его оплаты. Более 90% расчетов в нашей стране осуществляется организациями с использованием платежного поручения. Схема документооборота по нему отличается простотой, поэтому данная форма расчетов первой подверглась автоматизации (переводы по почте, телеграфу, электронные переводы). Платежные поручения применяются для расчетов за продукты, услуги, работы, а все виды нетоварных платежей почти полностью осуществляются путем переводов платежными поручениями. При использовании платежного поручения инициатива платежа исходит от плательщика (дебитора). Но инициатором может быть и получатель платежа (кредитор). Он направляет в обращение платежный инструмент, подтверждающий долг дебитора (вексель, чек, инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств). При этом вексель не является формой безналичных расчетов, он служит способом оформления долгового обязательства, исполнение которого может осуществляться с помощью платежного поручения. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (например, организации) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (т.е. юридическому лицу, в пользу которого выдан чек). Распоряжение относится к банку, в котором у чекодержателя находятся денежные средства. По чекам чекодатель получает со своего счета наличные деньги в пределах установленного лимита наличных денег. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) и без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). При расчетах по аккредитиву организация поручает банку осуществить платеж в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующим всем условиям аккредитива. Существуют следующие способы безналичных платежей: 1) расчеты по открытому счету или плановые платежи. Используется между конктрагентами, связанными традиционными отношениями, при равномерных и постоянных, в ряде случаев взаимных поставках. В договорах при использовании данного способа платежа указывается сумма плановых платежей, сроки их перечисления, порядок завершения расчетов и т.д.; 2) вексельный способ расчета, когда в качестве средства платежа используется вексель (переуступка прав требования); 3) расчеты по договору мены (бартер, прямые натуральные компенсации); 4) расчеты путем взаимозачетов (клиринга) требований организации друг к другу и к физическим лицам; 5) срочный, досрочный и отсроченный способы расчета; 6) авансовый способ расчета и др. Организация осуществляет расчеты: 1) с поставщиками и подрядчиками; 2) с покупателями и заказчиками; 3) по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам; 4) с персоналом по оплате труда и прочим операциям; 5) с учредителями; 6) с разными дебиторами и кредиторами. В тех случаях, когда это возможно для организации важно правильно выбрать форму и способ расчета.
§9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Обеспечение устойчивости финансового развития предприятия невозможно без финансового планирования. Финансовое планирование – это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводства соответствующими финансовыми средствами как по объему, так и по структуре. Методы планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Нормативный метод предполагает применение целой системы норм и нормативов, которая включает федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, отчислений на социальные нужды и т.д.); нормативы отдельных субъектов федерации; отраслевые и местные нормативы; нормативы самой организации (норматив потребности в оборотных средствах, норматив распределения финансовых ресурсов, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.). Расчетно-аналитический метод Плановая величина финансового показателя (например, прибыли, отчислений в фонд потребления, фонд накопления и др.) определяется при использовании этого метода на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемой за базу, и индексов его изменения в плановом периоде. Балансовый метод С помощью построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых средств и фактической потребности в них. Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. Для этого нужно определить критерий выбора: максимум прибыли, минимум текущих затрат, ускорение оборачиваемости средств и т.д. Обычно составляются стратегические (т.е. перспективные), текущие (детализирующие стратегические планы) и оперативные (тактические, или краткосрочные) планы. Финансовые планы – это план доходов и расходов, баланс активов и пассивов (прогнозный баланс), план движения денежных средств. В процессе оперативного планирования составляется кассовый план, платежный календарь и рассчитывается потребность в краткосрочном кредите. План движения денежных средств (денежного потока, потока денежной наличности или каш-флоу (cash-flow)) – это план поступления денег и платежей. Он определяется по всем трем видам деятельности. Каш-флоу (CF) означает ту часть денежных средств, которая остается у предприятия, хотя бы временно, до дальнейшего их использования. План движения денежных средств имеет ту же форму, что и отчет о движении денежных средств.
План движения денежных средств необходим потому, что счета оплачиваются в разное время, поэтому, даже при хорошем спросе на продукцию может возникнуть потребность в краткосрочных кредитах и займах.
Деньги в банке и кассе ¹ Прибыль
Прибыль = доходы – расходы
Денежные средства у предприятия = реальные денежные поступления – платежи
Поэтому предприятие не может судить об успехе своей деятельности только по прибыли, если прирост денежных средств отсутствует. План движения денежных средств строится на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые временные разрывы (лаги). В последние годы все чаще понятие финансового планирования заменяют понятием бюджетирования, а финансовые планы – бюджетами. Различие здесь не только в терминологии, но, и это главное, в детальности разработки. Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Date: 2016-02-19; view: 350; Нарушение авторских прав |