Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвестиционный портфель предназначен для инвестирования. Инвестирование может осуществляться в форме прямых или портфельных инвестиций, аннуитета, предоставления займов. 1 page





При прямом инвестировании гражданин получает право участия в управлении объектом инвестирования.

При портфельном инвестировании гражданин вкладывает деньги в ценные бумаги, не дающие ему права участия в управлении объектом инвестирования, в иностранную валюту, недвижимость.

Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени (обычно после выхода на пенсию).

К таким инвестициям относится вложение средств в страхование и в негосударственные пенсионные фонды.

Для того, чтобы определить, в каких ситуациях граждане вступают в финансовые отношения, нужно иметь в виду следующие:

1) финансовые отношения связаны с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств, формирование которых:

а) имеет целевую направленность;

б) четко заданную процедуру;

в) может контролироваться и регулироваться;

2) финансовые отношения – это только часть денежных отношений. Кроме денежно-финансовых существуют денежно-расчетные и денежно-кредитные отношения.

Поэтому не любое расходование денежных средств можно считать финансовым.

Например, денежные средства на текущие расходы можно было бы назвать фондом текущих расходов при условии, если бы можно было заранее не только определить его размер, но и детально расписать, на что (в натуральном измерении) и по какой цене он будет использован, а затем использовать его в соответствии с заданной росписью. Вряд ли кто-либо из граждан заранее определяет, сколько, каких и по какой цене товаров повседневного спроса он будет покупать в течение месяца, а затем покупает только столько и по той цене, которые запланированы.

Поэтому покупку продуктов питания нельзя отнести к финансовым отношениям. Планирование получения кредита или займа и уплаты процентов по ним, предоставления займов и получения процентов по ним относится к финансовым отношениям, т.к. связано с формированием целевых фондов денежных средств. Но сам процесс получения кредита, уплата процентов и возврат кредита – это денежно-кредитные отношения.

Названные выше денежные отношения можно представить следующим образом:

 

Денежные отношения Направления отношения
расчетные кредитные финансовые
1. Оплата продуктов питания +
2. Покупка одежды, обуви и т. п. +
3. Покупка товаров длительного пользования, в т. ч. - если доходов достаточно - если берем кредит - если накапливаем     + – –     – + –     – – +
4. Получение и предоставление кредитов и займов, в т. ч. - планирование - оформление и возврат - получение в запланированном размере     – – –     – + –     + – +
5. Покупка ценных бумаг: - планирование - оплата покупки - получение ценных бумаг на запланированную сумму   – +   –   – –   –   + –   +
6. Страхование +
7. Вложение средств в негосударственные пенсионные фонды +

 

Безусловно, в таблице приведены не все варианты денежных отношений, но дано представление об их различии.

В целом следует сказать, что фонды денежных средств у граждан отличаются от фондов денежных средств организаций и государства отсутствием подробной росписи.

Представим некоторые фонды денежных средств граждан в виде таблицы.

Фонд денежных средств
Формирование Распределение Использование в пределах сформированной величины по направлениям распределения
на покупку ценных бумаг – на покупку акций - на покупку облигаций на покупку акций и облигаций
на страхование - личное - имущественное на личное и имущественное страхование
на получение дополнительной пенсии при достижении пенсионного возраста может быть распределение средств между различными негосударственными пенсионными фондами в целях снижения риска на выплату дополнительной пенсии по достижению пенсионного возраста

 

ГЛАВА 6. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(БАНК РОССИИ)

 

§1. ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ

 

Функции, полномочия, цели деятельности, операции и сделки Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Функции, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом, Банк России (ЦБР) осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


Целями деятельности Банка России являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Статья 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ» регламентирует функции, которые выполняет ЦБР:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

ЦБР (Совет директоров Банка России) разрабатывает проект основных направлений и обеспечивает выполнение утвержденных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

На Банк России возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной системы.

ЦБР ежедневно производит выпуск наличных денег в пределах сумм, изымаемых из обращения.

Эмиссия наличных денег является конституционной, исключительной обязанностью Банка России. Эмиссию наличных денег ЦБР осуществляет сверх сумм, изъятых из обращения. Банк осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирует объем денег, выпускаемых и изъятых из обращения.

Подробнее данная функция будет рассмотрена в §2 данной главы.

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Главная задача ЦБР состоит в оперативном обеспечении банковской системы денежными ресурсами с целью поддержания ее ликвидности и стабильности.

Суть функции кредитора последней инстанции - предоставление кредита исключительно как временного, достаточно дорогостоящего ресурса. Кредиты, предоставляемые ЦБР по определению должны быть самыми дорогими.

В условиях России ЦБР функцию кредитора последней инстанции выполняет недостаточно полно, это связано с особенностями проводимой в РФ экономической политики, ЦБР применяет следующие формы кредитования:

– предоставление централизованных кредитов в форме покупки у банков векселей (переучетный кредит);

– предоставление банкам кредитов под обеспечение ценных бумаг (ломбардный кредит);

– предоставление банкам целевых кредитов по низким процентным ставкам для распределения ими денежных средств между конечными потребителями (для сельских товаропроизводителей, топливно-энергетического комплекса, конверсионных предприятий и т.п.).

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

1) золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

2) иностранная валюта;

3) векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

4) государственные ценные бумаги.

Списки веселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБР.

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, регламентированных гл. 46 ГК РФ - расчетов наличных и безналичных, платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками.


Более подробно данная функция будет рассмотрена в §3 данной главы.

5) устанавливает правила проведения банковских операций. К таким операциям относятся:

– привлечение денежных средств физических лиц (ФЛ) и юридических лиц (ЮЛ) во вклады (до востребования и на определенный срок);

– размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов ФЛ и ЮЛ;

– осуществление расчетов по поручению ФЛ и ЮЛ, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание ФЛ и ЮЛ;

– купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форм;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдача банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств по поручению ФЛ без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. ЦБР является участником бюджетного процесса.

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБР - т.е. официальными запасами золота и иностранной валюты, используемыми для осуществления международных расчетов и платежей, покрытия дефицита платежного баланса, стабилизации курса валют и т.д.

Золотовалютные резервы (международные резервные активы) Российской Федерации состоят из:

1) валютных резервов, включающие иностранную валюту, специальные права заимствования (СДР) и резервную позицию в международном валютном фонде. На них приходится большая часть (на 1.01.06 – 96,5%) Международных резервных активов России;

2) монетарного золота. На 1.01.06 рыночная оценка этой части международных резервных активов составила 6349 млн. дол. (386,87 т), а доля в активах – 3,5%.

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор) - для поддержания стабильности банковской системы РФ и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Предмет банковского надзора - соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБР и установленных ими обязательных нормативов.

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами (в настоящее время регулирующим документом является Инструкция ЦБР от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»).


11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

Перечень банковских операций и сделок, которые ЦБР вправе осуществлять, регламентируется ст. 46 ФЗ «О Центральном банке РФ».

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ - т.е. определяет порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила выдачи лицензий банкам ииным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии и т.п.

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с ФЛ и ЮЛ (на основании соответствующих соглашений или договоров с данными субъектами).

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ - для обеспечения единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых кредитными организациями; составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении кредитных организаций, их доходах и расходах.

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

16) принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса РФ - эта функция имеет непосредственное отношение к области внешнеторговой деятельности: в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами (в РФ на данный момент 9 межбанковских валютных бирж - ММВБ, Санкт-Петербургская валютная биржа и т.д.) деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные - это обусловлено необходимостью ежегодной разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики.

18.1) осуществляет выплаты ЦБР по вкладам ФЛ в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов ФЛ в банках РФ, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. К их числу относятся:

– осуществление совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) функций антимонопольного регулирования и антимонопольного контроля на рынке банковских услуг.

– обслуживание государственного внутреннего долга РФ

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены повреждение банкнот и монеты Банка России;

– определение порядка ведения кассовых операций и др.

Статья 46 Федерального закона «О Центральном банке РФ» регламентирует банковские операции и сделки, которые имеет право осуществлять Банк России:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Без взимания комиссионного вознаграждения ЦБР обязан осуществлять операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами.

 

§2. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОМ РОССИИ

НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

Центральный банк РФ (Банк России) является эмиссионным центром страны, в связи с чем на него возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной системы.

Эмиссия наличных денег является конституционной обязанностью Банка России. Согласно ч.1 ст.75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. Эмиссионное регулирование включает:

– определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

– документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

В настоящее время налично-денежное обращение в РФ регулируется следующими документами:

– положения «О правилах наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.98 г. № 14-П;

Принципы организации наличного денежного обращении в РФ устанавливаются на основании целей деятельности ЦБР и выполняемых им функций, и регламентируются ст.ст. 27-34ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

- принцип номинала:

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

- принцип необязательности обеспечения:

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Банк России теоретически может выпускать рубли (т.е. печатать деньги) в неограниченном количестве, т.к. прямые законодательные ограничения отсутствуют. Но эмиссия наличных денег ограничивается, т.к. основная цель и функция ЦБР, предусмотренная ч.2 ст.75 Конституции РФ - это защита и обеспечение устойчивости рубля. Именно исходя из предусмотренных законодательством косвенных ограничений, Банк России осуществляет эмиссию наличных денег в ограниченном количестве.

- принцип монополии:

Эмиссия наличных денег (банкнот и монет»), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

Эмиссионная монополия, как дарованная государством привилегия, необходима Банку России для проведении единой государственной денежно-кредитной политики и дает ему возможность держать денежное обращение под контролем; эмиссионная монополия означает право выпускать бумажные деньги, являющиеся по своей сути беспроцентными векселями, привлекательность которых объясняется их статусом как единственного платежного средства в стране.

- принцип уникальности:

Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Подделка и незаконное изготовление денежных знаков влечет за собой уголовную ответственность. Ст. 186 УК РФ предусматривает ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов ЦБР, металлической монеты либо иностранной валюты.

В целях защиты денежных знаков от фальсификации при изготовлении банковских билетов применяются специальные технические приемы, призванные затруднить фальсификацию купюр. Такие приемы позволяют придать банкнотам характерные признаки, отличающие подлинную банкноту от поддельной. К ним относятся: качество бумаги, водяные знаки, цветные волокна, специальные способы и приемы печати, а также наличие сложных узоров и рисунков.

- принцип безусловной обязательности:

Банкноты и монета ЦБР являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета ЦБР обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Банкноты и монета Банка России являются не обремененными какими-либо условиями и обязательствами ЦБР и обеспечиваются всеми его активами. В России, как и в других развитых странах, не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Банка России, однако это отражается в публикуемых балансах ЦБР.

Обеспечением эмитируемых Банком России банкнот и монет являются:

– золотовалютные резервы;

– государственные и прочие ценные бумаги, собственником которых является ЦБР;

– кредиты Банка России коммерческим банкам под залог ценных бумаг.

Так как банкноты (банковские билеты) и монеты ЦБР являются единственным законным платежным средством на территории РФ, они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей.

- принцип неограниченной обмениваемое:

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монет Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монета из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Обмен банкнот и монет старого образца на банкноты и монеты нового образца может осуществляться Банком России либо в рамках денежной реформы, либо в рамках деноминации.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация - техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денежных единиц в старых знаках.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

- принцип разграничения компетенции:

Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

Принцип разграничения компетенции - распределение компетенции органов управления ЦБР в сфере организации налично-денежного обращения в РФ. К компетенции Совета директоров Банка России относится:

– принятие решения о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца;

– принятие решения об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца;

– утверждение номиналов и образцов новых денежных знаков.

Остальные вопросы организации налично-денежного обращения находятся в компетенции Председателя Банка России.

Полномочия Госдумы и Правительства РФ в сфере налично-денежного обращения ограничены их предварительным информированием, которое осуществляется Банком России путем направления соответствующего решения Совета директоров Банка России. Остальные органы государственной власти России каких-либо полномочий в этой сфере не имеют.

 

ГЛАВА 12. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

§1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли.

Они могут создаваться на базе любой формы собственности в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и функционировать в различных сферах деятельности. Мы будем рассматривать коммерческие организации в промышленности.

Финансирование коммерческих организаций будет рассматриваться как обеспечение необходимыми для её жизнедеятельности средствами, не зависимо от их источника.

В международной практике принято различать две формы финансирования: внешнее финансирование и внутреннее финансирование.

 

Схема видов и форм финансирования

 

Виды финансирования Формы финансирования
Внешнее финансирование Внутреннее финансирование
Финансирование на основе собственного капитала 1 Финансирование на основе вкладов и долевого участия (акции, доли, паи) - используется собственный привлеченный капитал 2 Финансирование за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений - используется собственный накопленный капитал
Финансирование на основе заемного капитала 3 Кредитное финансирование (кредиты, займы) 4 Использование кредиторской задолженности
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала 5 Выпуск обратимых (конвертируемых) облигаций, привилегированных акций, ссуды на основе предоставления права участия в прибылях 6 Использование резервных фондов, доходов будущих периодов

 

Данная схема позволяет увидеть, что существует разграничение между тем, что принадлежит собственникам коммерческой организации, её персоналу и контрагентам.

Функционирование коммерческой организации будет успешным, если она будет исходить из баланса интересов, с одной стороны, тех, кто в ней работает, а с другой стороны, тех, кто предоставляет ей свои средства и хотел бы иметь от этого определенную выгоду.

Собственники предоставляют коммерческой организации средства в процессе её создания (уставный капитал, а затем и добавочный капитал). В процессе своего функционирования коммерческая организация должна увеличивать капитал собственников или, хотя бы, не уменьшать его. Это накопление возможно только при получении прибыли, т.е. при эффективном использовании собственного привлеченного капитала.

Персонал коммерческой организации может предоставлять средства в ходя её самокредитования (см. главу 4, §1), т.е. добровольно. Но коммерческая организация может использовать и временно возникающую задолженность по оплате труда за вторую половину месяца (кредиторскую задолженность по оплате труда в размере устойчивых пассивов).

Средства контрагентов весьма разнообразны (кредиты, займы, кредиторская задолженность).

Кроме того, в распоряжении коммерческой организации находятся средства, принадлежность которых на конкретный момент не совсем ясна, т.к. они еще полностью не вошли в доходы данного периода и их можно временно использовать (резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов).

В доходах будущих периодов учитываются доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Резервы предстоящих расходов перечислены в §1 главы 4.

Все перечисленные источники формируют капитал коммерческой организации. Его можно классифицировать по следующим признакам:

1) по принадлежности: собственный и заемный (или предпринимательский и ссудный);

2) по продолжительности использования: постоянный и переменный;

3) по направлениям использования: основной и оборотный;

4) по источникам формирования: капитал, сформированный за счет внутренних источников, и капитал, сформированный за счет внешних источников;

5) по степени срочности обязательств: бессрочные обязательства (постоянные пассивы), долгосрочные обязательства (пассивы), краткосрочные обязательства (пассивы) и наиболее срочные обязательства.

Последняя классификация требует дополнительных разъяснений, т.к. она, как-будто, противоречит первой классификации. В действительности никакого противоречия нет, т.к. понятие «собственный капитал» не означает, что он является собственностью самой коммерческой организации. Более того, самой коммерческой организации ничего не может принадлежать, т.к. она является структурой, посредством которой взаимодействуют собственники, её персонал и её контрагенты. Она (структура) может быть по-разному организована (организационно-правовая форма), но всё, что отражается в пассиве её баланса ей не принадлежит. Она это формирует, распоряжается этим и использует. Поэтому отраженные в пассиве источники финансирования все являются её обязательствами перед теми, кто их предоставил. Срок, на который эти источники предоставлены, и положен в основу их последней классификации.







Date: 2016-02-19; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию