Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны и регулирование её развития государством в условиях рынка услуг. 1. Производственная инфраструктура, её состав, роль в экономике страны





План:

1. Производственная инфраструктура, её состав, роль в экономике страны. Развитие рынка производственных услуг в Казахстане.

2. Государственное регулирование развития транспортного комплекса.

Вопрос 1

Как известно, общественное хозяйство делится на отрасли двух сфер. Раньше их называли материальной сферой и нематериальной или производственной и непроизводственной сферой. Подход этот сохранился. Это отрасли, где создаются продукты, удовлетворяющие личные и общественные потребности и вторая сфера объединяет отрасли нематериального производства (транспорт, связь, торговля, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, культура, искусство, информация и другие (коммуникации, радио, телевидение).

Деление это условно, ибо все отрасли народного хозяйства находятся в неразрывном единстве. Так, отрасли первой сферы не могут развиваться без «обслуживания» отраслями второй сферы, которые должны своевременно обеспечивать движение выпущенных товаров, создавать интеллектуальные ресурсы общества вообще и производственной сферы.

Таким образом, две сферы не могут развиваться друг без друга, и в то же время отрасли второй сферы появились и расширяются благодаря тому, что появились и развиваются отрасли первой сферы. А деление на две сферы – это результат дальнейшего углубления разделения труда и создания внешних условий для этого непрерывного процесса.

Как и отрасли материального производства, отрасли сферы нематериального производства характеризуются большим разнообразием. В этой связи её можно разделить на 4 группы.

Нематериальное производство

       
   
 


Производственная

инфраструктура Социальная Институциональная Экологическая

инфраструктура инфраструктура инфраструктура

 

1. Производственная инфраструктура – это комплекс отраслей, обеспечивающих непосредственно внешние условия процессов производства. Сюда входят грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-газо-водообеспечение, складское хозяйство, связь, обработка информации, предпринимательство в сфере рекламно-маркетингового обслуживания, аренды, консалтинга, инжиниринга и т.д.

§ Инжиниринг (англ.)- сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры, прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерных услуг.

§ Консалтинг (англ.) – консультирование по широкому кругу вопросов экономической деятельности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

Формы организации оптовой торговли средствами производства:

биржи, аукционы

2. Социальная инфраструктура – отрасли, обеспечивающие непрерывное воспроизводство качественной рабочей силы (здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, коммунально-бытовое обслуживание, общественное питание, организация отдыха, спорта, туризма и т.д.)

3. Институциональная инфраструктура – это комплекс отраслей и служб, обеспечивающих макроэкономическое регулирование развития народного хозяйства (госаппарат управления, лизинговые и брокерские фирмы, торговые дома, фонды, финансово-кредитная и банковская система, система научных учреждений и т.д.)

4. Экологическая инфраструктура – она объединяет инженерные сооружения и отрасли, обеспечивающие защиту окружающей среды от загрязнения, экологические условия развития общественного производства, минимизацию внешнего эффекта производительной деятельности людей и др.

Остановимся на рассмотрении вопросов государственного регулирования транспортного комплекса. Роль её в обеспечении воспроизводственных процессов очень велика и она выполняет важнейшие функции в развитии экономики, социальной сферы, культуры, оборонно-политической системы и др.

Экономическая роль транспорта также состоит в том, что он является органическим звеном любого производства. С его помощью доставляется продукция из мест производства в пункты потребления.

Образно говоря транспорт – это «кровеносная система» государства. Представляя собой пятую часть производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда.

С другой стороны, транспорт сам по себе представляет крупнейшую отрасль народного хозяйства. Основные фонды транспорта составляют 30 % от объёма всех фондов народного хозяйства. Транспортно-коммуникационный комплекс республики создаёт более 10 % ВНП Казахстана. Основной объёмный показатель, характеризующий работу транспорта – объём грузоперевозок. Общий объем грузоперевозок в январе 2007 г. составил 139,9 млн. тонн и по сравнению с соответствующим периодом 2006г. возрос на 2,3 %.

По статистике на транспорте числятся 9% рабочих и служащих (200 тыс. рабочих мест) от занятого населения. При этом не учитывается ведомственный и городской пассажирский транспорт, а также занятые на разгрузочно-погрузочных работах.

Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или полностью работает для транспорта. К первой подгруппе отраслей относится топливная промышленность, энергетика, металлургия, лесная промышленность и многие другие. Во вторую подгруппу отраслей, практически целиком работающих для транспорта, входят локомотиво-и вагоностроительная промышленность, в значительной степени – автомобильная, судостроительная, самолётостроительная и другие. С учётом всего этого удельный вес работающих на транспорте и для транспорта превышает 20% занятых в народном хозяйстве.

Удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15-40%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в отдалённые районы многократно превышают их цену в пунктах производства.

Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей. Транспорт способствует сохранению и улучшению здоровья населения, представляя большим массам людей возможность ездить в курортные зоны. Транспорт выполняет огромную работу по перевозке туристов.

В настоящее время к любому виду транспорта предъявляется комплекс следующих 4-х требований:

- полностью и своевременно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках;

- обеспечивать возможно более высокую экономичность работы и снижать себестоимость перевозок;

- сокращать сроки доставки грузов с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств и средств транспорта;

- повышать уровень комфорта для пассажиров в пунктах отправления, в пути следования и в пунктах назначения.

Вопрос 2.

Основу госрегулирования и управления деятельностью транспорта в нашей республике составляет Закон РК «О транспорте в РК», подписанный Президентом 21 сентября 1994 г. Согласно этому закону госрегулирование деятельностью транспорта осуществляется путём правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением транспортными предприятиями законодательства РК.

В Законе указано, что госорганы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РК.

Управление транспортом осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций РК.

Правительством на это ведомство возложены определённые функции.

Выделю некоторые из них: это – разработка концепции и государственных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, а также обучение и подготовка кадров; разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках. В 2007 г. принята Транспортная стратегия РК до 2015г.

Транспортный комплекс республики сегодня представляет большой организм, большое хозяйство, которое состоит из таких составляющих, как транспортная система, транспортная сеть, транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Уточним эти понятия.

Когда говорят о транспортной системе, то имеют в виду комплекс различных видов транспорта. Хотя различные виды транспорта имеют определённую административно-хозяйственную самостоятельность, все они находятся во взаимосвязи и каждый вид оказывает существенное влияние на перевозочный процесс.

Например, Казахстан – это крупная транспортная система, транзитное государство, расположено на перекрёстке дорог в евроазиатском регионе. Через Казахстан протягивается Туркестано-Сибирская железная дорога Оренбург- Ташкент, Трансказахстанская (Петропавловск – Моинты – Чу), которые имеют выход практически на все направления.

Что значит транспортная сеть? – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты республики и отдельного региона. Транспортная сеть представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуживаемости определённой территории и мощности транспорта.

Справка.

В Казахстане внутренняя интеграция и транспортная обслуживаемость внутри республики низкая. Связь между различными населёнными пунктами отсутствует.

Транспорт общего пользования (или магистральный транспорт) в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять все виды перевозок грузов, пассажиров и включает: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт и все виды городского общественного транспорта. Он составляет основу единой транспортной системы государства и представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды государства в перевозках.

Транспорт необщего пользования включает ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и транспорт, находящийся в частной собственности. Трубопроводный транспорт, предназначенный для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, занимает особое положение и фактически эксплуатируется в интересах всех отраслей народного хозяйства.

В нашей республике имеются почти все вышеназванные виды транспорта, за исключением морского. В связи с географическим положением страны он только формируется. В республике имеется один морской порт «Актау».

Если говорить о показателях развития транспортного комплекса республики, то выделяют прежде всего такие объёмные показатели, как общий объём перевозок (отправление грузов) и грузооборот (т/км).

Отсутствие в республике транспортного машиностроения, производящего подвижной состав, локомотивы, запасные части и детали приводит к моральному и техническому старению транспортных средств. 100% подвижного состава, материалов, комплектующих деталей и запчастей транспорт Казахстана получает из-за пределов.

Справка.

На железнодорожном транспорте локомотивный парк отработал на 68 %, грузовой – на 70%, парк пассажирских вагонов – на 73 %. Не отвечает требованиям 79 % автодорожного покрытия, 27 % транспортных средств не соответствуют техническим требованиям. Не могут быть допущенными к эксплуатации 74% самолётов (большая часть их имеет средний возраст более 20 лет и износ 90%). Технические неисправности стали причиной 45 % железнодорожных происшествий, 52% - в авиации и 25% - в водном транспорте. До 10% аварий происходит из-за плохих дорожных условий: зафиксировано более 70 тыс. дефектов дорожного покрытия, повреждений дорожных знаков и средств регулирования. К плохим дорогам сегодня можно отнести более десяти тысяч километров, это на 2,6 тыс. км. больше, чем в 1998 г.

Основными недостатками железнодорожной сети, насчитывающей более 14 тыс. км. являются:

- наличие малодеятельных, слабозагруженных тупиковых линий (более 4,0 тыс. км.);

- центральная и северная части республики не связаны железными дорогами с западными регионами;

- недостаточная пропускная и провозная способность многих участков железных дорог – протяжённость двухпутных линий составляет не более 50% всей протяжённости железных дорог республики, а электрофицированных – всего 26%.

Главный вопрос, который волнует не только население, но и правительство – состояние внутренней безопасности и безопасность перевозок на транспорте. Проблема либерализации отношений собственности в системе связи и железных дорог Казахстана уже нашла своё практическое воплощение.

Проблема собственности на железные дороги в различных странах решается по разному.

Например, в США все дороги первого класса, составляющие львиную долю в железных дорогах страны, принадлежат частным компаниям.

В Японии жёсткий кризис государственной железной дороги привёл к тому, что в середине 80-х гг. он был полностью приватизирован.

В Италии практически все железные дороги находятся в собственности государства, на их долю приходится 98% всех железнодорожных перевозок.

В Германии и Франции железные дороги являются государственной собственностью на 100% и находятся на дотации государства.

В условиях нашей республики проведение массовой приватизации системы железных дорог Казахстана нежелательно по нескольким причинам:

1) капитал, вовлечённый в любой вид приватизации, будет слишком велик для любого казахстанского консорциума, и дорожная система, возможно, немедленно попадёт в руки иностранцев, что нежелательно для таких важных стратегических активов;

2) железные дороги, похоже, останутся естественными монополистами в некоторых аспектах своей деятельности в Казахстане и если они будут приватизированы, то такие монополии будут подвергнуты такому строгому управлению государством, что у них останется очень мало реальной свободы для достижения коммерческой прибыли;

3) железные дорог отвечают важной социальной цели в пассажирском секторе, и т.к. государство ответственно за достижение этой цели и должно нести социальные затраты по пассажирским перевозкам, оно не должно финансировать прибыль частных владельцев;

4) до тех пор, пока не будет достигнуто эффективное содержание государством школ, больниц и т.д., которые в настоящее время обеспечиваются железной дорогой, её приватизация будет лишать железнодорожных рабочих большинства льгот, т.к. ни одна частная компания не сможет гарантировать эти основные социальные права.

Какие сферы в железнодорожном транспорте могут быть приватизированы или возможны различные виды собственности? Это – действующие подъездные пути, тупиковые линии и ответвления от магистрали, огромный комплекс разгрузочно-погрузочных работ, это ремонтные работы, изготовление и поставка запасных частей, целых машин и механизмов, материалов для надёжного функционирования магистральных линий. При рыночной структуре экономики железным дорогам безразлично – у кого покупать все необходимое, здесь главное: низкая цена, надёжность и соответствие стандартам.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Состав материальной и нематериальной сферы

Назовите отрасли нематериального производства и раскройте их содержание

2.Роль транспорта как составной части производственной инфраструктуры.

3. Транспортная Стратегия РК до 2015 г.

 

Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения (СРС)

План:

1. Государственное регулирование рынка труда

2. Основные методы и направления государственного регулирования занятости

3. Программа «Занятость- 2020»

Вопрос 1

Проблема занятости сегодня занимает одно из главных мест в мировой повестке дня. Так, по прогнозам Международной организации труда (МОТ) в последующие четыре года число безработных на планете будет увеличиваться примерно на три миллиона в год и к концу 2017 года достигнет, по предварительным расчетам 211 млн. человек.

Рассмотрим основные направления государственного регулирования социально-трудовых отношений.

В нашей стране были приняты эффективные опережающие меры, которые позволили даже в период разгара мирового финансового кризиса уровень безработицы сохранить в пределах 6,6 %. В настоящее время уровень незанятого населения в стране (2013г.) составляет более 5 %. Уровень безработицы в Европе (Италия, Португалия, Греция, Испания) достигает 27 %.

Рынок труда в отличие от других рынков имеет социальную природу, связанную с необходимостью учёта интересов и потребностей людей.

Рынок труда – это сфера, в которой соприкасаются, сталкиваются, с одной стороны, спрос на рабочую силу, потребность в ней, а с другой стороны – предложение рабочей силы, возможности удовлетворения потребностей.(Лившиц)

Рынок труда реализуется через систему государственной и негосударственной служб занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений, или напрямую – между работником и работодателем.

На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия её найма, в т.ч. величина заработной платы, условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости.

Рынок труда – это не только и не столько купля-продажа рабочей силы, сколько проблема сбалансированности посредством рынка труда между трудовыми ресурсами и рабочими местами, как в количественном, так и в качественном выражении. Проблема в основном заключается в отраслевой и профессионально-квалификационной несбалансированности.

Вопрос 2

Под занятостью понимается общественно-полезная деятельность населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход.

При государственном регулировании занятости применяются экономические, организационные, административно-правовые методы.

Основными направлениями (путями) государственного регулирования занятости являются:

регулирование развития системы рабочих мест;

регулирование спроса на рабочие места;

участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы на предстоящий год в процентном отношении к численности экономически активного населения (уполномоченный орган ежегодно в срок до первого декабря вносит в Правительство проект решения. Правительство дает разрешение заявителям, исходя из необходимости реализации приоритетных проектов или их реконструкции).

Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (примерная структура)

Всего трудовых ресурсов (А+Б) - ….млн.чел., в т.ч.:

А. экономически активное население – рабочая сила, часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, представлена занятыми в народном хозяйстве и безработными.

Б. экономически неактивное население – та часть населения в трудоспособном возрасте, которая в данный момент времени не занята в общественном производстве

От имени государства вопросами обеспечения рациональной занятости занимаются департаменты занятости и социальных программ. В соответствии с Законом РК «О занятости населения» от 23 января 2001 г. в обязанности государственной службы занятости входят:

анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы;

сбор и представление информации о состоянии рынка труда;

учёт свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, по вопросу о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

оказание услуг по трудоустройству;

регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий, организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;

организация профессионального обучения и переобучения граждан

Государственные органы предоставляют услуги бесплатно. Кроме того, на рынке труда действуют коммерческие бюро, частные агентства и другие организации, которые оказывают услуги по трудоустройству на платной основе при наличии лицензии.

Основные показатели, характеризующие безработицу являются: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, численность безработных, которым назначена материальная помощь.

уровень безработицы – отношение численности безработных к численности рабочей силы;

естественный уровень безработицы – сумма уровней фрикционной и структурной безработицы. Он отражает ту долю безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости. В развитых странах он составляет 5-6 % трудоспособного населения.

Проблема безработицы является предметом пристального внимания со стороны государства. Так было всегда и в обозримом будущем едва ли возможны какие-то радикальные перемены.

Согласно выводам кейнсианской теории занятости, в условиях рыночной экономики не существует механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость. Кроме того, одним из выводов этой теории является фундаментальное положение о том, что рыночная система не может считаться саморегулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном государственном регулировании.

Государственное вмешательство, однако, не означает решение вопросов занятости, обеспечения рабочим местом каждого трудоспособного гражданина. Содержание государственного вмешательства можно свести к двум основным направлениям: регулированию уровня и продолжительности безработицы; социальной защите пострадавших от неё людей.

При выборе первого направления задача государства заключается в том, чтобы превратить реальную безработицу в естественную и по уровню, и по продолжительности. Речь идёт о социально-приемлемом уровне безработицы.

Государство не предпринимает никакого регулирования, если текущая безработица опускается ниже естественного. Надо просто перестать создавать помехи рынку труда, оставить его в покое, оставить бесплодные попытки установить «полную занятость».

На технологическую, структурную, региональную, циклическую и другие виды вынужденной безработицы государство реагирует уже по-другому. Вот тут-то оно в полной мере реализует свой регулирующий потенциал, добиваясь снижения безработицы до уровня естественной нормы.

Организовать это, однако, совсем не просто. Дело в том, что вторгаясь в область занятости, государство вправе воспользоваться не всякими методами воздействия. Основное требование можно сформулировать так: допустимо применение любых способов регулирования, если они, сохраняя свою высокую эффективность, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия. В противном случае, экономика окажется в порочном кругу стагфляции.

Стагфляция – состояние экономики, характеризующееся застоем при

развитии инфляционных тенденций (стаг-нация + ин-фляция)

Государство полностью соблюдает это условие, когда организует и совершенствует систему информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы.

Вопрос 3

На активную занятость населения повлияла принятие Программы «Занятость-2020». Целью новой программы является повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, которая должна быть достигнута через решение нескольких задач. Это вовлечение в продуктивную экономическую деятельность самозанятого, безработного и малообеспеченного населения, а также развитие кадрового потенциала для реализации государственной программы форсированого — инновационного развития и совершенствование системы оказания социальной помощи гражданам.

Программа предусматривает три направления:

  • первое направление «Активизация» нацелено на вовлечение в продуктивную и производительную занятость самостоятельного занятого, малообеспеченого и безработного населения, а также сельской молодежи посредством обучения с дальнейшим трудоустройством и социальной поддержки. Участникам первого направления будут предложены поиск подходящих вакансии, направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки.
  • второе направление — развитие предпренимательства на селе. Стимулирования предпренимательства направлено на повышениеэкономической активности граждан через организацию своего дела. Участниками программы могут быть граждане желающие организовать свое дело. Приоритет будет отдаваться участникам программы желающим организовать свое дело на селе. Основным механизмом поддержки предпринимательства на селе будет микрокредитование.
  • третье направление «Повышение мобильности трудовых ресурсов». Данное направление предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переселению граждан из сельских регионов с низким экономическим потенциалом в точки экономического роста, в первую очередь туда, где реализуются индустриальные проекты. Участниками третьего направления могут только, граждане из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения. Приоритетное право на участие в третьем направлении реализации программы имеет молодежь до 30 лет.

За время реализации ее участниками стали 227 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. В целом уровень безработицы в 2012 г. по сравнению с предыдущим снизился с 5,4 до 5,2 %.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Раскройте понятие рынка труда и роль государства на этом рынке.

2. Каковы основные направления и методы государственного регулирования занятости?

3. Опишите структуру баланса трудовых ресурсов.

4. Основные меры государственного регулирования на рынке труда

5. Перечислите показатели занятости и безработицы.

6. В чём содержание программы борьбы с бедностью и безработицей.

Date: 2016-02-19; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию