Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Страны и регулирование её развития государством в условиях рынка услуг. 1. Производственная инфраструктура, её состав, роль в экономике страныПлан: 1. Производственная инфраструктура, её состав, роль в экономике страны. Развитие рынка производственных услуг в Казахстане. 2. Государственное регулирование развития транспортного комплекса. Вопрос 1 Как известно, общественное хозяйство делится на отрасли двух сфер. Раньше их называли материальной сферой и нематериальной или производственной и непроизводственной сферой. Подход этот сохранился. Это отрасли, где создаются продукты, удовлетворяющие личные и общественные потребности и вторая сфера объединяет отрасли нематериального производства (транспорт, связь, торговля, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, культура, искусство, информация и другие (коммуникации, радио, телевидение). Деление это условно, ибо все отрасли народного хозяйства находятся в неразрывном единстве. Так, отрасли первой сферы не могут развиваться без «обслуживания» отраслями второй сферы, которые должны своевременно обеспечивать движение выпущенных товаров, создавать интеллектуальные ресурсы общества вообще и производственной сферы. Таким образом, две сферы не могут развиваться друг без друга, и в то же время отрасли второй сферы появились и расширяются благодаря тому, что появились и развиваются отрасли первой сферы. А деление на две сферы – это результат дальнейшего углубления разделения труда и создания внешних условий для этого непрерывного процесса. Как и отрасли материального производства, отрасли сферы нематериального производства характеризуются большим разнообразием. В этой связи её можно разделить на 4 группы. Нематериальное производство Производственная инфраструктура Социальная Институциональная Экологическая инфраструктура инфраструктура инфраструктура
1. Производственная инфраструктура – это комплекс отраслей, обеспечивающих непосредственно внешние условия процессов производства. Сюда входят грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-газо-водообеспечение, складское хозяйство, связь, обработка информации, предпринимательство в сфере рекламно-маркетингового обслуживания, аренды, консалтинга, инжиниринга и т.д. § Инжиниринг (англ.)- сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры, прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерных услуг. § Консалтинг (англ.) – консультирование по широкому кругу вопросов экономической деятельности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Формы организации оптовой торговли средствами производства: биржи, аукционы 2. Социальная инфраструктура – отрасли, обеспечивающие непрерывное воспроизводство качественной рабочей силы (здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, коммунально-бытовое обслуживание, общественное питание, организация отдыха, спорта, туризма и т.д.) 3. Институциональная инфраструктура – это комплекс отраслей и служб, обеспечивающих макроэкономическое регулирование развития народного хозяйства (госаппарат управления, лизинговые и брокерские фирмы, торговые дома, фонды, финансово-кредитная и банковская система, система научных учреждений и т.д.) 4. Экологическая инфраструктура – она объединяет инженерные сооружения и отрасли, обеспечивающие защиту окружающей среды от загрязнения, экологические условия развития общественного производства, минимизацию внешнего эффекта производительной деятельности людей и др. Остановимся на рассмотрении вопросов государственного регулирования транспортного комплекса. Роль её в обеспечении воспроизводственных процессов очень велика и она выполняет важнейшие функции в развитии экономики, социальной сферы, культуры, оборонно-политической системы и др. Экономическая роль транспорта также состоит в том, что он является органическим звеном любого производства. С его помощью доставляется продукция из мест производства в пункты потребления. Образно говоря транспорт – это «кровеносная система» государства. Представляя собой пятую часть производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. С другой стороны, транспорт сам по себе представляет крупнейшую отрасль народного хозяйства. Основные фонды транспорта составляют 30 % от объёма всех фондов народного хозяйства. Транспортно-коммуникационный комплекс республики создаёт более 10 % ВНП Казахстана. Основной объёмный показатель, характеризующий работу транспорта – объём грузоперевозок. Общий объем грузоперевозок в январе 2007 г. составил 139,9 млн. тонн и по сравнению с соответствующим периодом 2006г. возрос на 2,3 %. По статистике на транспорте числятся 9% рабочих и служащих (200 тыс. рабочих мест) от занятого населения. При этом не учитывается ведомственный и городской пассажирский транспорт, а также занятые на разгрузочно-погрузочных работах. Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или полностью работает для транспорта. К первой подгруппе отраслей относится топливная промышленность, энергетика, металлургия, лесная промышленность и многие другие. Во вторую подгруппу отраслей, практически целиком работающих для транспорта, входят локомотиво-и вагоностроительная промышленность, в значительной степени – автомобильная, судостроительная, самолётостроительная и другие. С учётом всего этого удельный вес работающих на транспорте и для транспорта превышает 20% занятых в народном хозяйстве. Удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15-40%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в отдалённые районы многократно превышают их цену в пунктах производства. Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей. Транспорт способствует сохранению и улучшению здоровья населения, представляя большим массам людей возможность ездить в курортные зоны. Транспорт выполняет огромную работу по перевозке туристов. В настоящее время к любому виду транспорта предъявляется комплекс следующих 4-х требований: - полностью и своевременно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках; - обеспечивать возможно более высокую экономичность работы и снижать себестоимость перевозок; - сокращать сроки доставки грузов с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств и средств транспорта; - повышать уровень комфорта для пассажиров в пунктах отправления, в пути следования и в пунктах назначения. Вопрос 2. Основу госрегулирования и управления деятельностью транспорта в нашей республике составляет Закон РК «О транспорте в РК», подписанный Президентом 21 сентября 1994 г. Согласно этому закону госрегулирование деятельностью транспорта осуществляется путём правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением транспортными предприятиями законодательства РК. В Законе указано, что госорганы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РК. Управление транспортом осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций РК. Правительством на это ведомство возложены определённые функции. Выделю некоторые из них: это – разработка концепции и государственных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, а также обучение и подготовка кадров; разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках. В 2007 г. принята Транспортная стратегия РК до 2015г. Транспортный комплекс республики сегодня представляет большой организм, большое хозяйство, которое состоит из таких составляющих, как транспортная система, транспортная сеть, транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования. Уточним эти понятия. Когда говорят о транспортной системе, то имеют в виду комплекс различных видов транспорта. Хотя различные виды транспорта имеют определённую административно-хозяйственную самостоятельность, все они находятся во взаимосвязи и каждый вид оказывает существенное влияние на перевозочный процесс. Например, Казахстан – это крупная транспортная система, транзитное государство, расположено на перекрёстке дорог в евроазиатском регионе. Через Казахстан протягивается Туркестано-Сибирская железная дорога Оренбург- Ташкент, Трансказахстанская (Петропавловск – Моинты – Чу), которые имеют выход практически на все направления. Что значит транспортная сеть? – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты республики и отдельного региона. Транспортная сеть представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуживаемости определённой территории и мощности транспорта. Справка. В Казахстане внутренняя интеграция и транспортная обслуживаемость внутри республики низкая. Связь между различными населёнными пунктами отсутствует. Транспорт общего пользования (или магистральный транспорт) в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять все виды перевозок грузов, пассажиров и включает: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт и все виды городского общественного транспорта. Он составляет основу единой транспортной системы государства и представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды государства в перевозках. Транспорт необщего пользования включает ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и транспорт, находящийся в частной собственности. Трубопроводный транспорт, предназначенный для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, занимает особое положение и фактически эксплуатируется в интересах всех отраслей народного хозяйства. В нашей республике имеются почти все вышеназванные виды транспорта, за исключением морского. В связи с географическим положением страны он только формируется. В республике имеется один морской порт «Актау». Если говорить о показателях развития транспортного комплекса республики, то выделяют прежде всего такие объёмные показатели, как общий объём перевозок (отправление грузов) и грузооборот (т/км). Отсутствие в республике транспортного машиностроения, производящего подвижной состав, локомотивы, запасные части и детали приводит к моральному и техническому старению транспортных средств. 100% подвижного состава, материалов, комплектующих деталей и запчастей транспорт Казахстана получает из-за пределов. Справка. На железнодорожном транспорте локомотивный парк отработал на 68 %, грузовой – на 70%, парк пассажирских вагонов – на 73 %. Не отвечает требованиям 79 % автодорожного покрытия, 27 % транспортных средств не соответствуют техническим требованиям. Не могут быть допущенными к эксплуатации 74% самолётов (большая часть их имеет средний возраст более 20 лет и износ 90%). Технические неисправности стали причиной 45 % железнодорожных происшествий, 52% - в авиации и 25% - в водном транспорте. До 10% аварий происходит из-за плохих дорожных условий: зафиксировано более 70 тыс. дефектов дорожного покрытия, повреждений дорожных знаков и средств регулирования. К плохим дорогам сегодня можно отнести более десяти тысяч километров, это на 2,6 тыс. км. больше, чем в 1998 г. Основными недостатками железнодорожной сети, насчитывающей более 14 тыс. км. являются: - наличие малодеятельных, слабозагруженных тупиковых линий (более 4,0 тыс. км.); - центральная и северная части республики не связаны железными дорогами с западными регионами; - недостаточная пропускная и провозная способность многих участков железных дорог – протяжённость двухпутных линий составляет не более 50% всей протяжённости железных дорог республики, а электрофицированных – всего 26%. Главный вопрос, который волнует не только население, но и правительство – состояние внутренней безопасности и безопасность перевозок на транспорте. Проблема либерализации отношений собственности в системе связи и железных дорог Казахстана уже нашла своё практическое воплощение. Проблема собственности на железные дороги в различных странах решается по разному. Например, в США все дороги первого класса, составляющие львиную долю в железных дорогах страны, принадлежат частным компаниям. В Японии жёсткий кризис государственной железной дороги привёл к тому, что в середине 80-х гг. он был полностью приватизирован. В Италии практически все железные дороги находятся в собственности государства, на их долю приходится 98% всех железнодорожных перевозок. В Германии и Франции железные дороги являются государственной собственностью на 100% и находятся на дотации государства. В условиях нашей республики проведение массовой приватизации системы железных дорог Казахстана нежелательно по нескольким причинам: 1) капитал, вовлечённый в любой вид приватизации, будет слишком велик для любого казахстанского консорциума, и дорожная система, возможно, немедленно попадёт в руки иностранцев, что нежелательно для таких важных стратегических активов; 2) железные дороги, похоже, останутся естественными монополистами в некоторых аспектах своей деятельности в Казахстане и если они будут приватизированы, то такие монополии будут подвергнуты такому строгому управлению государством, что у них останется очень мало реальной свободы для достижения коммерческой прибыли; 3) железные дорог отвечают важной социальной цели в пассажирском секторе, и т.к. государство ответственно за достижение этой цели и должно нести социальные затраты по пассажирским перевозкам, оно не должно финансировать прибыль частных владельцев; 4) до тех пор, пока не будет достигнуто эффективное содержание государством школ, больниц и т.д., которые в настоящее время обеспечиваются железной дорогой, её приватизация будет лишать железнодорожных рабочих большинства льгот, т.к. ни одна частная компания не сможет гарантировать эти основные социальные права. Какие сферы в железнодорожном транспорте могут быть приватизированы или возможны различные виды собственности? Это – действующие подъездные пути, тупиковые линии и ответвления от магистрали, огромный комплекс разгрузочно-погрузочных работ, это ремонтные работы, изготовление и поставка запасных частей, целых машин и механизмов, материалов для надёжного функционирования магистральных линий. При рыночной структуре экономики железным дорогам безразлично – у кого покупать все необходимое, здесь главное: низкая цена, надёжность и соответствие стандартам.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Состав материальной и нематериальной сферы Назовите отрасли нематериального производства и раскройте их содержание 2.Роль транспорта как составной части производственной инфраструктуры. 3. Транспортная Стратегия РК до 2015 г.
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения (СРС) План: 1. Государственное регулирование рынка труда 2. Основные методы и направления государственного регулирования занятости 3. Программа «Занятость- 2020» Вопрос 1 Проблема занятости сегодня занимает одно из главных мест в мировой повестке дня. Так, по прогнозам Международной организации труда (МОТ) в последующие четыре года число безработных на планете будет увеличиваться примерно на три миллиона в год и к концу 2017 года достигнет, по предварительным расчетам 211 млн. человек. Рассмотрим основные направления государственного регулирования социально-трудовых отношений. В нашей стране были приняты эффективные опережающие меры, которые позволили даже в период разгара мирового финансового кризиса уровень безработицы сохранить в пределах 6,6 %. В настоящее время уровень незанятого населения в стране (2013г.) составляет более 5 %. Уровень безработицы в Европе (Италия, Португалия, Греция, Испания) достигает 27 %. Рынок труда в отличие от других рынков имеет социальную природу, связанную с необходимостью учёта интересов и потребностей людей. Рынок труда – это сфера, в которой соприкасаются, сталкиваются, с одной стороны, спрос на рабочую силу, потребность в ней, а с другой стороны – предложение рабочей силы, возможности удовлетворения потребностей.(Лившиц) Рынок труда реализуется через систему государственной и негосударственной служб занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений, или напрямую – между работником и работодателем. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия её найма, в т.ч. величина заработной платы, условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда – это не только и не столько купля-продажа рабочей силы, сколько проблема сбалансированности посредством рынка труда между трудовыми ресурсами и рабочими местами, как в количественном, так и в качественном выражении. Проблема в основном заключается в отраслевой и профессионально-квалификационной несбалансированности. Вопрос 2 Под занятостью понимается общественно-полезная деятельность населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход. При государственном регулировании занятости применяются экономические, организационные, административно-правовые методы. Основными направлениями (путями) государственного регулирования занятости являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров; установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы на предстоящий год в процентном отношении к численности экономически активного населения (уполномоченный орган ежегодно в срок до первого декабря вносит в Правительство проект решения. Правительство дает разрешение заявителям, исходя из необходимости реализации приоритетных проектов или их реконструкции). Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности. БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (примерная структура) Всего трудовых ресурсов (А+Б) - ….млн.чел., в т.ч.: А. экономически активное население – рабочая сила, часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, представлена занятыми в народном хозяйстве и безработными. Б. экономически неактивное население – та часть населения в трудоспособном возрасте, которая в данный момент времени не занята в общественном производстве От имени государства вопросами обеспечения рациональной занятости занимаются департаменты занятости и социальных программ. В соответствии с Законом РК «О занятости населения» от 23 января 2001 г. в обязанности государственной службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы; сбор и представление информации о состоянии рынка труда; учёт свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, по вопросу о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий, организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан Государственные органы предоставляют услуги бесплатно. Кроме того, на рынке труда действуют коммерческие бюро, частные агентства и другие организации, которые оказывают услуги по трудоустройству на платной основе при наличии лицензии. Основные показатели, характеризующие безработицу являются: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, численность безработных, которым назначена материальная помощь. уровень безработицы – отношение численности безработных к численности рабочей силы; естественный уровень безработицы – сумма уровней фрикционной и структурной безработицы. Он отражает ту долю безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости. В развитых странах он составляет 5-6 % трудоспособного населения. Проблема безработицы является предметом пристального внимания со стороны государства. Так было всегда и в обозримом будущем едва ли возможны какие-то радикальные перемены. Согласно выводам кейнсианской теории занятости, в условиях рыночной экономики не существует механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость. Кроме того, одним из выводов этой теории является фундаментальное положение о том, что рыночная система не может считаться саморегулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном государственном регулировании. Государственное вмешательство, однако, не означает решение вопросов занятости, обеспечения рабочим местом каждого трудоспособного гражданина. Содержание государственного вмешательства можно свести к двум основным направлениям: регулированию уровня и продолжительности безработицы; социальной защите пострадавших от неё людей. При выборе первого направления задача государства заключается в том, чтобы превратить реальную безработицу в естественную и по уровню, и по продолжительности. Речь идёт о социально-приемлемом уровне безработицы. Государство не предпринимает никакого регулирования, если текущая безработица опускается ниже естественного. Надо просто перестать создавать помехи рынку труда, оставить его в покое, оставить бесплодные попытки установить «полную занятость». На технологическую, структурную, региональную, циклическую и другие виды вынужденной безработицы государство реагирует уже по-другому. Вот тут-то оно в полной мере реализует свой регулирующий потенциал, добиваясь снижения безработицы до уровня естественной нормы. Организовать это, однако, совсем не просто. Дело в том, что вторгаясь в область занятости, государство вправе воспользоваться не всякими методами воздействия. Основное требование можно сформулировать так: допустимо применение любых способов регулирования, если они, сохраняя свою высокую эффективность, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия. В противном случае, экономика окажется в порочном кругу стагфляции. Стагфляция – состояние экономики, характеризующееся застоем при развитии инфляционных тенденций (стаг-нация + ин-фляция) Государство полностью соблюдает это условие, когда организует и совершенствует систему информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Вопрос 3 На активную занятость населения повлияла принятие Программы «Занятость-2020». Целью новой программы является повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, которая должна быть достигнута через решение нескольких задач. Это вовлечение в продуктивную экономическую деятельность самозанятого, безработного и малообеспеченного населения, а также развитие кадрового потенциала для реализации государственной программы форсированого — инновационного развития и совершенствование системы оказания социальной помощи гражданам. Программа предусматривает три направления:
За время реализации ее участниками стали 227 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. В целом уровень безработицы в 2012 г. по сравнению с предыдущим снизился с 5,4 до 5,2 %.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Раскройте понятие рынка труда и роль государства на этом рынке. 2. Каковы основные направления и методы государственного регулирования занятости? 3. Опишите структуру баланса трудовых ресурсов. 4. Основные меры государственного регулирования на рынке труда 5. Перечислите показатели занятости и безработицы. 6. В чём содержание программы борьбы с бедностью и безработицей.
|