Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики. 1. Бюджетное регулирование экономики страны
План: 1. Бюджетное регулирование экономики страны. 2. Налоги и налоговая система. Виды налогов. Формирование налоговой системы Казахстана. Вопрос 1 Нам необходимо выяснить что собой представляет государственный бюджет, в чём заключается бюджетная политика, что представляет собой бюджетная система страны. · Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Он представляет собой подлежащую перераспределению часть национального дохода и составляется в виде баланса доходов и расходов на отчётный период. В зависимости от административно-территориального устройства управления конкретной страны бюджеты бывают центральными, провинциальными и местными. Между ними существуют довольно сложные отношения в части разделения доходов по видам поступлений и доле в них отдельных бюджетов, по задачам финансирования, на них возложенным, а также в связи с перераспределительными функциями центрального бюджета. Значение бюджета проявляется в его важнейших функциях: а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства, в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения; б) обеспечение содержания государства с его институтами, через которые реализуют функции управления; в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям; г) социальная защита беднейших слоёв населения, пенсионеров, детей Государство проводит бюджетную политику, т.е. регулирует уровень государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия, стимулирования отдельных сфер национальной экономики. Объем доходов в Государственный бюджет РК, по оперативным данным Министерства финансов РК, на 1 января 2007 г. составил 2338 млрд. тенге, что на 11,4 % больше, чем на 1 января 2006 г., затраты – 2150,6 млрд.тенге (на 10,5 %). Таким образом, бюджетная политика – это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Госбюджет есть концентрированное выражение экономической политики. Рассмотрим основные понятия, используемые в бюджетной политике. Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней. Структура госбюджета отражает структуру доходов и расходов бюджета. · Бюджетные доходы – поступления в государственную казну. Они формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений. · Налоговые поступления – это различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. · Неналоговые поступления в бюджет – поступления от использования государственной собственности и госимущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации госимущества, от государственных займов, роялти и прочее. · Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и прочее. Функции бюджетных расходов К основным функциям бюджетных расходов относятся: политические, социальные и хозяйственные. Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и прочее. Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и прочее). Экономические функции состоят в: ü формировании конкурентной рыночной среды в экономике ü структурной перестройке экономики путём поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение; ü содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок ü выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочетания различных функций. Перейдём к проблеме сбалансированности госбюджета. Идеальный случай, когда имеет место полное покрытие государственных расходов доходами, а ещё лучше наличие остатка (профицита) госбюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рассматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны государства. В соответствии с монетаристской концепцией дефицит бюджета – это величайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с которыми надо всеми мерами бороться. Способы покрытия дефицита бюджета: ü внутренние государственные займы (продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов); ü внешние госзаймы. Это займы у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций; ü эмиссия госзнаков · Государственный займ – получение государством на возвратной основе и на определённый срок денежных средств. Важное значение в сфере регулирования процессов на финансовом рынке имеет Государственный долг. Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных государств. На начало 2007 г. Согласно Закона РК «О республиканском бюджете на 2007 г.» лимит правительственного долга составил 782000000 тысяч тенге. · Государственный долг – сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам. · Внутренний долг – это долг государства своему населению, а также внебюджетным фондам, пенсионному, фонду страхования и другим. Предметом особого внимания является внешний долг. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, для того, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей. 1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных резервов. Как правило, это путь исключён для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны. 2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдалённое будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов. Существует такое понятие как «обслуживание долга» - т.е. включается механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. В 1998 г. на выплату прямого гарантированного долга планировалось изыскать 539,7 млн. долларов – 25 процентов от всего экспорта республики. Рассмотрим порядок разработки и принятия госбюджета. Здесь существует законодательно установленная процедура формирования доходов и расходов государства. При составлении бюджета его разработчики исходят из определённых экзогенно-заданных условий. В качестве таковых выступают: цели социально-экономического развития, внутренние и внешние экономические ограничения на развитие национальной экономики. Разработка госбюджета включает: А. Цели социально-экономического развития · помощь отдельным гражданам населения · содержание социальной сферы · селективная поддержка производителей · поддержка научного и оборонного потенциала Б. Внешнеэкономические ограничения на развитие экономики: · экспортные возможности · импортные возможности В. Внутренние ограничения · на развитие производства · увеличение доходов · уровень ставок, тарифов, акцизов К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госбюджета, относятся: Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство финансов, Министерство индустрии и торговли, Главное управление казначейства, счётная палата, законодательные органы власти. Вопрос 2 Основным источником доходов государства являются налоги. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Внимание к налогам остаётся вполне оправданным на протяжении последних двух тысячелетий, поскольку налоги – это 1) вычеты из доходов налогоплательщиков; 2) основной источник доходов современного государства; 3) эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с бюджетными и денежно-кредитными инструментами) Таким образом, дадим следующее определение. · Налог – это изъятие в пользу государства заранее определённой и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта. Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформировал А.Смит. На основе его взглядов сложились до настоящего времени две крупные концепции налогообложения. 1-я основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). 2-я концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода. Современные налоговые системы используют целый ряд принципов: ü Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов ü Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени ü Равнонапряжённость, т.е. взимание налогов по идентичной для всех налогоплательщиков ставке ü Обязательность ü Принудительность, т.е. неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога · Налоговая система есть совокупность налогов (сборов), а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, границы налогообложения. Виды налоговых систем: (основное различие состоит в способах налогообложения прибыли корпораций). - классическая система двойного налогообложения; - система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога; - система снижения налогообложения на уровне акционеров. Четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая. Принципы построения налоговой системы: Налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих во всём мире. К их числу относятся гласность и открытость, простота исчисления и взимания, гибкость налоговой системы, неотвратимость налоговых платежей, стабильность налоговой системы. Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот. Направления совершенствования налоговой системы: - построение стабильной, понятной и единой налоговой системы - создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов; - развитие региональной и местной налоговой системы - повышение действенности налогового законодательства, формирование единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшение налогового администрирования. Различают прямые и косвенные налоги. Прямые взимаются с доходов конкретного физического или юридического лица. Подразделяются на реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся земельный, сбор за ценные бумаги. Личные: подоходный налог с граждан, взимаемые у источника дохода или по декларации, налог на прибыль, наследство, дарение, поимущественный и т.д. Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара (услуги), тарифа. Бывают 3-х видов: акцизы, НДС, налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины. В Казахстане введение Налогового Кодекса с 2001 г. ознаменовало новый этап реформирования налоговой системы. Это означало внедрение международных принципов в казахстанское налогообложение, сделало налоговое законодательство страны ясным, понятным и простым. Одними из нововведений стали упрощенные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, а именно: · специальный налоговый режим на основе разового талона; · специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации; В данном случае предпринимателю предоставлено право самостоятельно выбирать один из порядков исчисления и уплаты налогов, не исключая возможности осуществления деятельности в общеустановленном порядке. Установлены ограничения по применению специальных налоговых режимов для: · Юридических лиц, имеющих филиалы, представительства; · Филиалов, представительств; · Дочерних организаций юридических лиц и зависимых акционерных обществ; · Налогоплательщиков, имеющих иные обособленные структурные подразделения в разных населённых пунктах.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Что собой представляет госбюджет и каковы его важнейшие функции? Каковы условия разработки госбюджета. 2. Какие цели ставит государство, проводя бюджетную политику? 3. Назовите функции бюджетных расходов 4. В чём состоит проблема управления государственным долгом. 5. Бюджетный дефицит и способы его покрытия. 6. Назовите основные функции налогов. 7. В чём заключается суть концепции налогообложения. 8. По каким принципам строится налоговая система. 9. Расскажите о реформировании налоговой системы Казахстана.
|