Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики. 1. Бюджетное регулирование экономики страны





 

План:

1. Бюджетное регулирование экономики страны.

2. Налоги и налоговая система. Виды налогов. Формирование налоговой системы Казахстана.

Вопрос 1

Нам необходимо выяснить что собой представляет государственный бюджет, в чём заключается бюджетная политика, что представляет собой бюджетная система страны.

· Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Он представляет собой подлежащую перераспределению часть национального дохода и составляется в виде баланса доходов и расходов на отчётный период.

В зависимости от административно-территориального устройства управления конкретной страны бюджеты бывают центральными, провинциальными и местными. Между ними существуют довольно сложные отношения в части разделения доходов по видам поступлений и доле в них отдельных бюджетов, по задачам финансирования, на них возложенным, а также в связи с перераспределительными функциями центрального бюджета.

Значение бюджета проявляется в его важнейших функциях:

а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства, в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;

б) обеспечение содержания государства с его институтами, через которые реализуют функции управления;

в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;

г) социальная защита беднейших слоёв населения, пенсионеров, детей

Государство проводит бюджетную политику, т.е. регулирует уровень государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия, стимулирования отдельных сфер национальной экономики. Объем доходов в Государственный бюджет РК, по оперативным данным Министерства финансов РК, на 1 января 2007 г. составил 2338 млрд. тенге, что на 11,4 % больше, чем на 1 января 2006 г., затраты – 2150,6 млрд.тенге (на 10,5 %).

Таким образом, бюджетная политика – это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.

Госбюджет есть концентрированное выражение экономической политики. Рассмотрим основные понятия, используемые в бюджетной политике.

Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней. Структура госбюджета отражает структуру доходов и расходов бюджета.

· Бюджетные доходы – поступления в государственную казну. Они формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений.

· Налоговые поступления – это различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий.

· Неналоговые поступления в бюджет – поступления от использования государственной собственности и госимущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации госимущества, от государственных займов, роялти и прочее.

· Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и прочее.

Функции бюджетных расходов

К основным функциям бюджетных расходов относятся: политические, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и прочее.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и прочее).

Экономические функции состоят в:

ü формировании конкурентной рыночной среды в экономике

ü структурной перестройке экономики путём поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

ü содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок

ü выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга

Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочетания различных функций.

Перейдём к проблеме сбалансированности госбюджета. Идеальный случай, когда имеет место полное покрытие государственных расходов доходами, а ещё лучше наличие остатка (профицита) госбюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рассматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны государства.

В соответствии с монетаристской концепцией дефицит бюджета – это величайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с которыми надо всеми мерами бороться.

Способы покрытия дефицита бюджета:

ü внутренние государственные займы (продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов);

ü внешние госзаймы. Это займы у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

ü эмиссия госзнаков

· Государственный займ – получение государством на возвратной основе и на определённый срок денежных средств.

Важное значение в сфере регулирования процессов на финансовом рынке имеет Государственный долг. Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путём займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счёт кредитов иностранных государств. На начало 2007 г. Согласно Закона РК «О республиканском бюджете на 2007 г.» лимит правительственного долга составил 782000000 тысяч тенге.

· Государственный долг – сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.

· Внутренний долг – это долг государства своему населению, а также внебюджетным фондам, пенсионному, фонду страхования и другим.

Предметом особого внимания является внешний долг. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, для того, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей.

1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных

резервов. Как правило, это путь исключён для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдалённое будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов.

Существует такое понятие как «обслуживание долга» - т.е. включается механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. В 1998 г. на выплату прямого гарантированного долга планировалось изыскать 539,7 млн. долларов – 25 процентов от всего экспорта республики.

Рассмотрим порядок разработки и принятия госбюджета. Здесь существует законодательно установленная процедура формирования доходов и расходов государства.

При составлении бюджета его разработчики исходят из определённых экзогенно-заданных условий. В качестве таковых выступают: цели социально-экономического развития, внутренние и внешние экономические ограничения на развитие национальной экономики.

Разработка госбюджета включает:

А. Цели социально-экономического развития

· помощь отдельным гражданам населения

· содержание социальной сферы

· селективная поддержка производителей

· поддержка научного и оборонного потенциала

Б. Внешнеэкономические ограничения на развитие экономики:

· экспортные возможности

· импортные возможности

В. Внутренние ограничения

· на развитие производства

· увеличение доходов

· уровень ставок, тарифов, акцизов

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госбюджета, относятся: Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство финансов, Министерство индустрии и торговли, Главное управление казначейства, счётная палата, законодательные органы власти.

Вопрос 2

Основным источником доходов государства являются налоги. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Внимание к налогам остаётся вполне оправданным на протяжении последних двух тысячелетий, поскольку налоги – это

1) вычеты из доходов налогоплательщиков;

2) основной источник доходов современного государства;

3) эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с бюджетными и денежно-кредитными инструментами)

Таким образом, дадим следующее определение.

· Налог – это изъятие в пользу государства заранее определённой и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформировал А.Смит. На основе его взглядов сложились до настоящего времени две крупные концепции налогообложения.

1-я основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).

2-я концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

ü Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов

ü Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени

ü Равнонапряжённость, т.е. взимание налогов по идентичной для всех налогоплательщиков ставке

ü Обязательность

ü Принудительность, т.е. неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога

· Налоговая система есть совокупность налогов (сборов), а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, границы налогообложения.

Виды налоговых систем: (основное различие состоит в способах налогообложения прибыли корпораций).

- классическая система двойного налогообложения;

- система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога;

- система снижения налогообложения на уровне акционеров.

Четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая.

Принципы построения налоговой системы:

Налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих во всём мире. К их числу относятся гласность и открытость, простота исчисления и взимания, гибкость налоговой системы, неотвратимость налоговых платежей, стабильность налоговой системы.

Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.

Направления совершенствования налоговой системы:

- построение стабильной, понятной и единой налоговой системы

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов;

- развитие региональной и местной налоговой системы

- повышение действенности налогового законодательства, формирование единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшение налогового администрирования.

Различают прямые и косвенные налоги. Прямые взимаются с доходов конкретного физического или юридического лица. Подразделяются на реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся земельный, сбор за ценные бумаги.

Личные: подоходный налог с граждан, взимаемые у источника дохода или по декларации, налог на прибыль, наследство, дарение, поимущественный и т.д.

Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара (услуги), тарифа. Бывают 3-х видов: акцизы, НДС, налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины.

В Казахстане введение Налогового Кодекса с 2001 г. ознаменовало новый этап реформирования налоговой системы. Это означало внедрение международных принципов в казахстанское налогообложение, сделало налоговое законодательство страны ясным, понятным и простым.

Одними из нововведений стали упрощенные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, а именно:

· специальный налоговый режим на основе разового талона;

· специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации;

В данном случае предпринимателю предоставлено право самостоятельно выбирать один из порядков исчисления и уплаты налогов, не исключая возможности осуществления деятельности в общеустановленном порядке.

Установлены ограничения по применению специальных

налоговых режимов для:

· Юридических лиц, имеющих филиалы, представительства;

· Филиалов, представительств;

· Дочерних организаций юридических лиц и зависимых акционерных обществ;

· Налогоплательщиков, имеющих иные обособленные структурные подразделения в разных населённых пунктах.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Что собой представляет госбюджет и каковы его важнейшие функции? Каковы условия разработки госбюджета.

2. Какие цели ставит государство, проводя бюджетную политику?

3. Назовите функции бюджетных расходов

4. В чём состоит проблема управления государственным долгом.

5. Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

6. Назовите основные функции налогов.

7. В чём заключается суть концепции налогообложения.

8. По каким принципам строится налоговая система.

9. Расскажите о реформировании налоговой системы Казахстана.

 

Date: 2016-02-19; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию