Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Подготовка и оформление работ





Подготовка и оформление работ

Для участия в областном молодежном

Научном форуме

«Шаг в будущее»

 

 
 

 


Тюмень


 

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

 

 

Подготовка и оформление работ

Для участия в областном молодежном

Научном форуме

«Шаг в Будущее»

 

Тюмень

Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом ТОГИРРО

 

Составители:

Е.Д. Балахнина, специалист отдела мониторинговых исследований

Л.В. Иванова, специалист отдела организационно-педагогической работы

 

 

Программа «Шаг в будущее» - научно-инновационное звено в российском образовании. Эта система, привлекающая социальные ресурсы, базируется на интеграции образования, науки, культуры, производства и связана с подвижнической деятельностью как молодых людей, так и их научных наставников.

Публикуемое методическое пособие содержит комплекс теоретических, методических и практических материалов. Пособие может быть полезно учащимся и их научным руководителям при проведении исследований и оформлении результатов.

 

Информационно-аналитические материалы: подготовка и оформление работ для участия в областном молодежном научном форуме «Шаг в будущее». –

Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – с. 24.

 

ã ТОГИРРО, 2008

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Наука является главным фактом, определяющим развитие цивилизации. Она изучает мир, выявляет его закономерности, предлагает способы деятельности и обоснованные решения, позволяющие миру и человеку устойчиво развиваться не разрушая, а поддерживая друг друга.

Именно поэтому наш современник, если он хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должен знать, что такое наука, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода.

Современная наука вышла за пределы исследовательских институтов и лабораторий, а научная деятельность сегодня не ограничена кругом ученых-профессионалов. Самыми разнообразными путями наука входит в наше повседневное существование. Мало того, что современный человек постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы (сооружения, механизмы и т.д.), он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой.

Многие молодые люди хотят познать себя и окружающих их людей, суть процессов, происходящих в природе и обществе. Чтобы достичь успеха на этом трудном пути, необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, включающие те же процедуры, которые применяются и в повседневной жизни (классификацию, сравнение, аналогию и др.). Однако эти примеры в науке осуществляются более строго, организованно и систематично, а сами подходы и полученные с их помощь результаты всегда подвергаются особому осмыслению, критическому анализу, обоснованию, надежности применяемых методов и их составных элементов, а также оценке реальных возможностей в решении конкретной проблемы.

Научно-исследовательская деятельность школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает:

• формирование и совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.);

• стимулирование процессов перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на современной (поливалентной, диалектической) логике;

• умение выделять существенные свойства объектов и явлений, отделять от несущественных, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, раскрывать существо основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции, аналогии), излагать свои мысли ясно, обоснованно и последовательно;

• комплексное видение научных проблем и использование различных подходов к их решению;

• понимание смысла научных высказываний, их интерпретации, поиск и формулирование аргументов и контраргументов в научной дискуссии, осознание сходств научных методов и освоение стиля научного общения (составление текста сообщения, выступление на семинарах и конференциях, обмен мнениями, навыки научной полемики и пр.)

Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.


Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им и необходима помощь научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, помогут постепенно войти в мир науки, найти в нем свое место, свою проблематику и свой путь.

Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня:

· На первом уровне руководитель ставит учащимся проблему и намечает метод ее решения, поиск самого же решения осуществляет ученик;

· На втором уровне учитель только ставит проблему, метод ее решения учащийся ищет самостоятельно;

· На третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения.

В рамках современного школьного образования, главной задачей которого является знакомство учащихся с основами наук, исследовательской практике уделяется незначительное внимание. Более широкие возможности для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность открывает система дополнительного образования, объединяющая учащихся со склонностью к научным занятиям в кружки, научные школы и общества на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования.

Научные объединения такого рода, с одной стороны, построены как гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой поставленных задач, склонностями и способностями конкретного обучаемого, а, с другой стороны, – позволяют организовать под руководством профессиональных научных работников, преподавателей вузов и творчески работающих учителей индивидуальные и коллективные (в микрогруппах) формы работы (занятия, консультации, семинары, конференции).

Значительный вклад в развитие исследовательской деятельности, а также подготовки кадрового обеспечения научных школ России вносит МГТУ им. Н.Э.Баумана в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», который организует Российский научно-методический семинар «Наука в школе», школу-семинар «Академия юных», проводит научные выставки, соревнования и конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». С каждым годом увеличивается число участников этих мероприятий – юных исследователей.

Настоящее методическое пособие поможет учащимся под руководством научных руководителей освоить методы научных исследователей, а также успешно их реализовывать на всех этапах исследовательской практики: от постановки проблемы до представления конечных результатов.

 

 







Date: 2015-12-12; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию