Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Подготовка и оформление работ
Подготовка и оформление работ Для участия в областном молодежном Научном форуме «Шаг в будущее»
Тюмень
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
Подготовка и оформление работ Для участия в областном молодежном Научном форуме «Шаг в Будущее»
Тюмень Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ТОГИРРО
Составители: Е.Д. Балахнина, специалист отдела мониторинговых исследований Л.В. Иванова, специалист отдела организационно-педагогической работы
Программа «Шаг в будущее» - научно-инновационное звено в российском образовании. Эта система, привлекающая социальные ресурсы, базируется на интеграции образования, науки, культуры, производства и связана с подвижнической деятельностью как молодых людей, так и их научных наставников. Публикуемое методическое пособие содержит комплекс теоретических, методических и практических материалов. Пособие может быть полезно учащимся и их научным руководителям при проведении исследований и оформлении результатов.
Информационно-аналитические материалы: подготовка и оформление работ для участия в областном молодежном научном форуме «Шаг в будущее». – Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – с. 24.
ã ТОГИРРО, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Наука является главным фактом, определяющим развитие цивилизации. Она изучает мир, выявляет его закономерности, предлагает способы деятельности и обоснованные решения, позволяющие миру и человеку устойчиво развиваться не разрушая, а поддерживая друг друга. Именно поэтому наш современник, если он хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должен знать, что такое наука, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода. Современная наука вышла за пределы исследовательских институтов и лабораторий, а научная деятельность сегодня не ограничена кругом ученых-профессионалов. Самыми разнообразными путями наука входит в наше повседневное существование. Мало того, что современный человек постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы (сооружения, механизмы и т.д.), он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой. Многие молодые люди хотят познать себя и окружающих их людей, суть процессов, происходящих в природе и обществе. Чтобы достичь успеха на этом трудном пути, необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, включающие те же процедуры, которые применяются и в повседневной жизни (классификацию, сравнение, аналогию и др.). Однако эти примеры в науке осуществляются более строго, организованно и систематично, а сами подходы и полученные с их помощь результаты всегда подвергаются особому осмыслению, критическому анализу, обоснованию, надежности применяемых методов и их составных элементов, а также оценке реальных возможностей в решении конкретной проблемы. Научно-исследовательская деятельность школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает: • формирование и совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.); • стимулирование процессов перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на современной (поливалентной, диалектической) логике; • умение выделять существенные свойства объектов и явлений, отделять от несущественных, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, раскрывать существо основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции, аналогии), излагать свои мысли ясно, обоснованно и последовательно; • комплексное видение научных проблем и использование различных подходов к их решению; • понимание смысла научных высказываний, их интерпретации, поиск и формулирование аргументов и контраргументов в научной дискуссии, осознание сходств научных методов и освоение стиля научного общения (составление текста сообщения, выступление на семинарах и конференциях, обмен мнениями, навыки научной полемики и пр.) Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им и необходима помощь научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, помогут постепенно войти в мир науки, найти в нем свое место, свою проблематику и свой путь. Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня: · На первом уровне руководитель ставит учащимся проблему и намечает метод ее решения, поиск самого же решения осуществляет ученик; · На втором уровне учитель только ставит проблему, метод ее решения учащийся ищет самостоятельно; · На третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения. В рамках современного школьного образования, главной задачей которого является знакомство учащихся с основами наук, исследовательской практике уделяется незначительное внимание. Более широкие возможности для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность открывает система дополнительного образования, объединяющая учащихся со склонностью к научным занятиям в кружки, научные школы и общества на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования. Научные объединения такого рода, с одной стороны, построены как гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой поставленных задач, склонностями и способностями конкретного обучаемого, а, с другой стороны, – позволяют организовать под руководством профессиональных научных работников, преподавателей вузов и творчески работающих учителей индивидуальные и коллективные (в микрогруппах) формы работы (занятия, консультации, семинары, конференции). Значительный вклад в развитие исследовательской деятельности, а также подготовки кадрового обеспечения научных школ России вносит МГТУ им. Н.Э.Баумана в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», который организует Российский научно-методический семинар «Наука в школе», школу-семинар «Академия юных», проводит научные выставки, соревнования и конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». С каждым годом увеличивается число участников этих мероприятий – юных исследователей. Настоящее методическое пособие поможет учащимся под руководством научных руководителей освоить методы научных исследователей, а также успешно их реализовывать на всех этапах исследовательской практики: от постановки проблемы до представления конечных результатов.
Date: 2015-12-12; view: 468; Нарушение авторских прав |