Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Основные принципы построения диагностического минимумаСтр 1 из 11Следующая ⇒ Основные способы получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума:
1. Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители. - Опрос педагогов - основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет, .во-первых, выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; .во-вторых, уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения. - Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии. 2. Структурированное наблюдение школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом. 3. Психологическое обследование школьников направлено на получение информации прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. 4. Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, анализ данных предыдущих диагностических срезов. - Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить: . насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), . сравнить успешность обучения по разным предметам, . сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников. - Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.). - Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи. Т.О. в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. В такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (скрининговыми методами), ориентированными на групповое проведение. Ø В наиболее полной форме этот принцип реализовывается в минимумах 1-го и 3—5-го классов. Внутренние психологические проблемы данной категории детей в той или иной форме отражаются в поведении и эффективности учебной деятельности. При этом возникает другая проблема — определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. (Например, хроническая неуспешность может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной тревожности). Эта проблема решается в углубленном обследовании. Ø Минимумы 8 и 10 классов значительно расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих детей (выявление системы отношений, эмоционального состояния). Связано это с тем, что серьезные психологические проблемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время. При этом они сказываются на психическом и соматическом здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, создают ситуацию скрытого кризиса. Ø Диагностический минимум на этапе приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании детей. Связано это с тем, что организационно очень трудно провести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и социального развития ребенка от родителей. Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выяснение возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников. Общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований состоит в следующем:
Ø
Ø
Ø
Таблица. Взаимосвязь параметров психолого-педагогического статуса и возможных диагностических методик.
|