Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Основные принципы построения диагностического минимума





Основные способы получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума:

• экспертные опросы педагогов и родителей; • структурированное наблюдение школьников в процессе обследования; • психологическое обследование самих детей; • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

1. Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.

- Опрос педагогов - основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет,

.во-первых, выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;

.во-вторых, уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения.

- Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

2. Структурированное наблюдение школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

3. Психологическое обследование школьников направлено на получение информации прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.

4. Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, анализ данных предыдущих диагностических срезов.

- Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить:

. насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок),

. сравнить успешность обучения по разным предметам,

. сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

- Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

- Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Т.О. в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. В такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (скрининговыми методами), ориентированными на групповое проведение.

Ø В наиболее полной форме этот принцип реализовывается в минимумах 1-го и 3—5-го классов. Внутренние психологические проблемы данной категории детей в той или иной форме отражаются в поведении и эффективности учебной деятельности.

При этом возникает другая проблема — определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. (Например, хроническая неуспешность может быть как следствием

нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной тревожности). Эта проблема решается в углубленном обследовании.

Ø Минимумы 8 и 10 классов значительно расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих детей (выявление системы отношений, эмоционального состояния). Связано это с тем, что серьезные психологические проблемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время. При этом они сказываются на психическом и соматическом здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, создают ситуацию скрытого кризиса.

Ø Диагностический минимум на этапе приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании детей. Связано это с тем, что организационно очень трудно провести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и социального развития ребенка от родителей. Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выяснение возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников.

Общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований состоит в следующем:

1. Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития

Ø

2. Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса

Ø

3. Описание конкретных психолого-педагогических характеристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики

Ø

4. Подбор конкретных диагностических приемов

Таблица. Взаимосвязь параметров психолого-педагогического статуса и возможных диагностических методик.

  Характеристики психолого-педагогического статуса Способ выявления Методический инструментарий и конкретные ситуации его применения
  1. Познавательная сфера.    
  1.1. Произвольность психических процессов. Основной: опрос педагогов Психолого-педагогическая карта школьника
    Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников).
  обследования; опрос родителей. Схема наблюдения (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников). Анкета для родителей (особое значение имеет для 1—4 минимумов).
1.2. Развитие мышления. Основной: обследование школьников, опрос педагогов.   Методика Э. Ф. Замбацявичене (1—3 классы). ШТУР и его модификации (8—10 классы). Психолого-педагогическая карта школьника.
  Дополнительный: анализ речевых высказываний ребенка в процессе обследования. Схема наблюдения.
1.3. Сформированность важнейших учебных действий. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника.
  Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования. Схема наблюдения.
1.4. Развитие речи. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника
  Дополнительный: анализ речевых высказываний ребенка в процессе обследования. Схема наблюдения.
1.5. Развитие тонкой моторики. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника.
           

 

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Основной: обследование школьника, опрос педагогов.   Теппинг-тест. Тест Равена (5—8 классы). Психолого-педагогическая карта школьника.
  Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования. Опрос родителей. Схема наблюдения. Анкета для родителей.
2. Особенности поведения и общения школьников.    
2.1. Взаимодействие со сверстниками. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника. Карта наблюдений Стотта (1—3—5 классы).
2.2. Взаимодействие с педагогами. Основной: опрос педагогов.   Психолого-педагогическая карта школьника. Карта наблюдений Стотта (1—3—5 классы).
  Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования. Схема наблюдения.
2.3. Соблюдение социальных и этических норм. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника.
  Дополнительный: наблюдение за ребенком в процессе обследования. Схема наблюдения.
2.4. Поведенческая саморегуляция. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника.
  Дополнительный: наблюдение за Схема наблюдения.

 

  ребенком в процессе обследования.  
2.5. Активность и независимость. Основной: опрос педагогов. Психолого-педагогическая карта школьника.
3. Особенности мотивационной сферы    
3.1. Наличие и характер учебной мотивации Основной: обследование ребенка. Мотивационные анкеты (содержание методики зависит от возраста обследуемых школьников).
  Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Психолого-педагогическая карта школьника. Анкета для родителей.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности). Основной: обследование ребенка. Тест «Несуществующее животное».
  Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Опросники на определение уровня тревожности. Методика сочинения (третий класс). Психолого-педагогическая карта школьника. Анкета для родителей.
4. Особенности системы отношений ребенка к миру и самому себе.    
4.1. Отношения со сверстниками. Основной: обследование ребенка. Рисуночные методы (1—3 классы).
  Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Мотивационные анкеты. Методика незаконченных предложений (5—8—10 классы).

 

    Карта наблюдений Стотта. Анкета для родителей.
4.2. Отношения с педагогами. Основной: обследование ребенка. Рисуночные методы. Незаконченные предложения.
  Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Карта наблюдений Стотта. Анкета для родителей.  
4.3. Отношение к значимой деятельности. Основной: обследование ребенка. Мотивационная анкета. Незаконченные предложения.
  Дополнительный: опрос педагогов; опрос родителей. Методика сочинения. Психолого-педагогическая карта школьника. Анкета для родителей.
4.4. Отношение к себе. Основной: обследование ребенка.   Тест «Несуществующее животное». Незаконченные предложения.

Date: 2016-02-19; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию