Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всенощное бдение
Всенощное бдение праздника состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. Великое повечерие Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением «Приидите, поклонимся…» и завершается особой молитвой. Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется «Бог Господь» с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглас «Восстаните» не говорит, но сразу возглашает: «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Краткая схема великого повечерия праздника Рождества Христова (и Крещения Господня) 1-я часть После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й (после «Слава, и ныне», «Аллилуиа» – трижды), «Господи, помилуй» — трижды, «Слава, и ныне» и псалмы 24-й, 30-й и 90-й. Затем «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...». Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: «Отец будущего века…»). Хор припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог...». Чтец: «День прешед...», «Верую». Затем — «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных», «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите...» и т.д. Далее — Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Просвети очи мои, Христе Боже...» и других хор поет тропарь праздника (царские врата на время пения тропаря открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и заключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи...». 2-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся…», псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и других хор поет кондак праздника (царские врата на время пения кондака открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и заключительную молитву: «Владыко Боже Отче Вседержителю…» 3-я часть Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры праздника. По «Ныне отпущаеши…» — тропарь праздника (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й. Утреня После шестопсалмия, на «Бог Господь» — тропарь праздника (трижды), затем – кафизмы и полиелей. По полиелее — величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенны — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». Прокимен, гл. 4: «Из чрева прежде денницы родих Тя...»
Евангелие от Матфея, зач. 2-е. По 50-м псалме вместо «Молитвами...» поется: «Слава»: «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы». «И ныне» — то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме». «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем...». Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды). По 3-й песни — ипакои: «Начаток языков...». По 6-й песни — кондак и икос. Вместо «Честнейшую» – припев 9-й песни: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: «Днесь Дева раждает Владыку...» Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: «Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». Тот же ирмос в русском переводе (М. Скабаллановича): «Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие». Этот же ирмос («Любити убо нам…») вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени – праздничный отпуст (см.: Служебник). «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш...»
Date: 2016-01-20; view: 460; Нарушение авторских прав |