Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенности
Канун праздника — 24 декабря — называется еще Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого. Если Навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или неделей (воскресеньем), то Великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время. В самый день Навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает литургия святого Иоанна Златоуста (в свое время), после которой совершается великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника. Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они имеют основное назначение — заменить собой в Навечерие литургию, которая хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, а, следовательно, относится к следующему дню1. Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паримию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения. Схема построения Великих часов Великие часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) читаются по следующей схеме: 1) Три псалма, причем берется только один из обычных псалмов2, остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Например, на 1-м часе из обычных остается 5-й и добавляются 44-й и 45-й пс.; на 3-м часе остается 50-й и добавляются 66-й и 86-й пс.; на 6-м часе остается 90-й и вводятся 71-й и 131-й пс.; на 9-м часе остается 85-й и добавляются 109-й и 110-й пс. Последовательность псалмов бывает следующая. На 1-м часе 5-й пс. читается первым, а на последующих часах обычные псалмы читаются последними. 2) На «Слава» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...», на «И ныне» — обычный Богородичен часа. 3) После этого (перед «Святый Боже») — большая вставка (по сравнению с обычной схемой часов), а именно: а) Поются (по дважды) три тропаря, посвященные событию праздника. б) Прокимен. в) Паримия. г) Апостол (без прокимна). д) Евангелие. 4) После Евангелия — читается «Святый Боже» по «Отче наш» и кондак предпразднства, остальное по порядку, как на обычных часах. Великие часы заканчиваются чином изобразительных, который обычно совершается вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носит название «обедницы». Чин изобразительных имеет на Великих часах разное окончание, в зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет. Если в этот день литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читается Символ веры и пс. 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...», не поется «Буди имя Господне», потому что это присуще только литургии. Date: 2016-01-20; view: 523; Нарушение авторских прав |