![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Особенности богослужения праздника
Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах» — 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» — стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерне после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паримия из книги Бытия (28, 10—17) — о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паримия (Иез. 44, 2-4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паримия (Притч. 9, 1-11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира. На литии — 5 стихир праздника, глас 6-й. На стиховне — 4 стихиры со своими стихами. На благословении хлебов и на «Бог Господь...» (трижды) в конце утрени (единожды) — тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее1 поется величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». После величания, малой ектении и седальна праздника поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое...». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо...». Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия — псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» — то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл. 6-й: «Сей день Господень...» и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...». Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень во Иерусалим и Пятидесятницу. (В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется еще в Неделю Фомину, имеющую во многом особенности богослужения двунадесятого праздника). Канонов два. Тропари на 12. Первый канон — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. По 3-й песни — седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» — то же. По 6-й — кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» и икос. Катавасия — ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери». Ирмос: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». После 9-й песни светилен «От неплодныя днесь Анны...» (дважды), «Слава, и ныне» — «Адаме обновися...». На хвалитех стихиры на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст. На литургии1 тропари на «Блаженны» берутся из 1-го канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6-я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, поклонимся». (В Господские двунадесятые праздники при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак. (См.: Никольский. С. 396). Затем — тропарь, «Слава, и ныне» — кондак праздника. Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя...». Апостол — Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Вместо «Достойно» — задостойник – ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом. Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом. Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября. Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне. Date: 2016-01-20; view: 535; Нарушение авторских прав |