Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные особенности богослужения двунадесятых праздников





1. Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение. На утрени поются каноны только праздничные. (В средние же праздники, кроме праздничного, читается еще канон Богородице).

Праздники Господские отличаются от двунадесятых Богородичных. Если случится праздник в воскресенье, то в Господский праздник воскресная служба отменяется, а поется только служба праздника по Минее или Триоди (см.: Типикон, последования праздничных служб 14 сентября, 6 августа и др.). Если же в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то служба его совершается в соединении со службой воскресной (см.: Типикон, последование 8 сентября). При этом схема обычной воскресной всенощной, а также литургии остается без изменения, только к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и прочие песнопения Богородичного праздника.

Примечание. Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то:

а) на вечерне на входе вместо догматика поется стихира праздника. Паримии праздника и лития. На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).

б) На «Бог Господь» поется тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» — тропарь праздника Богородицы. После полиелея поется величание праздника, после чего — воскресные тропари «Ангельский собор удивися…».

в) Степенны антифоны поются рядового гласа, но прокимен поется праздника.

г) Евангелие — праздника, а не воскресное утреннее.

д) Поется «Воскресение Христово видевше», но вместо «Воскрес Иисус от гроба» во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.

е) После воскресного канона (на 4 с ирмосом) поется канон Богородичный из Октоиха (на 2) и затем праздника из Минеи (на 8), а канон Октоиха крестовоскресный оставляется.

ж) По 8-й песни канона поется «Честнейшую Херувим», но на литургии поется задостойник.

з) После великого славословия — тропарь воскресный.

и) Перед первым часом на «Слава, и ныне» — стихира евангельская1.

к) На часах — тропарь воскресный и на «Слава» — праздника. Кондаки попеременно.

л) На литургии после малого входа — тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, «Слава» — кондак воскресный и на «И ныне» праздника. Прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз). Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — воскресные и праздника.

2. В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. И лишь в том случае, если Господский праздник совпадает с воскресеньем, стихословится 1-я кафизма, а если случится в понедельник, то на великой вечерне поется 1-й антифон первой кафизмы («Блажен муж»).

3. В двунадесятые праздники — Господские и Богородичные — на великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» обычно поются на 8.

На утрени:

а) по полиелее всегда бывает величание праздника (только в Кириопасху не поется полиелей и не бывает величания праздника Благовещения).

б) Перед чтением Евангелия поются степенны 4-го гласа, 1-й антифон «От юности моея» (за исключением воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны рядового гласа).

в) В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста (с каким бы днем он ни совпал) поем «Воскресение Христово видевше». В Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» один раз.1

г) Каноны праздника, по Уставу, должны петься с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы по дважды, а на катавасии – те же ирмосы каждой песни или же ирмосы, особо указанные в службе праздника).

д) На утрени по 8-й песни канона во все двунадесятые праздники вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (или только один ирмос)2, за исключением Богородичных праздников, случившихся в воскресенье.

4. Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на литургии вместо изобразительных поются праздничные антифоны (Типикон, гл. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и отдание поются изобразительны («Благослови, душе...» и «Хвали, душе моя, Господа» и «Блаженны»).

В те праздники, когда поются праздничные антифоны, на малом входе на литургии всегда произносится «входный стих» праздника. (Исключением являются праздники Сретения Господня и День Святого Духа, когда на литургии произносится «входный стих», но праздничные антифоны не поются).

Примечание. При архиерейском служении литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет: «Приидите, поклонимся», причем припев берется из второго литургийного антифона, например, на Рождество Христово:

«Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа».

При иерейском служении «Приидите, поклонимся» не поется, а сразу поются тропарь и кондак праздника1.

5. В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), причем седмичные святые (например, Небесных Сил, или святого Предтечи, или Честнаго Креста) на нем не упоминаются. Малый отпуст (например, в конце 1-го часа) — обычный, без праздничного начала.

В воскресные дни отпуст (и великий, и малый) — всегда воскресный, кроме случая, когда Господский праздник совпадает с воскресным днем; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый — как в обычные дни.

6. На литургии во все праздники (даже в воскресные дни) вместо «Достойно» поется задостойник — припев с ирмосом 9-й песни или один ирмос (в Неделю ваий и Пятидесятницу) до отдания.

Примечание. В праздник Пятидесятницы задостойник может петься и с припевом (см. ниже о празднике Пятидесятницы). Припев приводится, например, в Бахметевском «Обиходе».

7. В самый день Господского праздника вечером совершается великая вечерня с входом и пением особого великого прокимна.

Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в субботу вечером поется прокимен воскресный: «Господь воцарися», а великий прокимен поется на праздничном всенощном бдении — «в пяток вечера».

8. Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника (за исключением праздника Входа Господня в Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Так, попразднства и отдания были приняты при организации богослужения в IV веке, преимущественно главных праздников Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время попразднства умножаются, и Церковь для большей торжественности устанавливает их применительно и к другим великим праздникам.

9. Дни предпразднства как бы пророчески предуказывают день великого праздника и своим богослужением подготавливают верующих к достойной встрече и проведению этого праздника.

В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службами святым имеются стихиры, тропари и иногда целые каноны в честь наступающего праздника. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями предстоящего праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.

Все двунадесятые праздники, кроме праздников Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства. Рождество Христово имеет 5 дней, а Богоявление — 4 дня предпразднства. Праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.

10. Дни попразднства — это своеобразное продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Пресвятой Богородицы, а именно — 9 сентября, совершается празднование в честь святых Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества Христова — Собор (т.е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня празднуется Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Собор архистратига Гавриила.

В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями cвятым пoмeщaютcя песнопения самого праздника или попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.

Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разное — от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного назначения Церковью количества дней попразднства служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам (например, Рождество Пресвятой Богородицы находится вблизи праздника Воздвижения), то пост (например, Благовещение Пресвятой Богородицы).

11. Последний день попразднства называется отданием праздника. Он отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но в отдание, в отличие от службы самого праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паримий, на утрени нет полиелея и чтения праздничного Евангелия, вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней), утреня завершается великим славословием.

На литургии в отдание нет праздничных антифонов. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, а в воскресенье – дня и праздника. В отдание Господских праздников читаются Апостол и Евангелие, чтения дня праздника не бывают. (См. Типикон, 6 августа). Только в отдание Богородичных праздников читаются праздничные Евангелие и Апостол после дневных (в том числе и воскресных) зачал (см.: Типикон, 12 сентября). Вместо «Достойно есть» поется задостойник.

В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым, по Уставу, положено бдение, полиелей или великое славословие. Более подробные сведения о службах предпразднства и попразднства двунадесятых праздников приведены ниже.

Примечание: Укажем более подробно Особенности богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием)

а) Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, хвалитные и стиховные стихиры утрени поются не по Октоиху, а по Минее — предпразднства обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» — всегда стихира праздника, но в субботу поется догматик текущего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения и отдания Пятидесятницы).

б) После «Ныне отпущаеши» — тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым тропарь святого, на «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства или попразднства, (в воскресные дни — «Богородице, Дево, радуйся» (дважды) и затем тропарь предпразднства или попразднства). В отдание праздника в седмичные дни — только тропарь праздника (трижды).

в) На утрени на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда (даже в воскресные дни) тропарь предпразднства или попразднства.

г) Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) — канон предпразднства или попразднства.

Если же имеется еще и полиелейный святой, то в воскресенье и Богородичный канон из Октоиха не читается, а читается вместо него канон святому.

По 3-й песни канона — кондак и икос предпразднства или попразднства.

д) В предпразднства и попразднства (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую» (за исключением 26 декабря — Собор Пресвятой Богородицы, 7 января — Собор Предтечи и Крестителя Иоанна и на Духов день, в эти дни поются припевы, а не «Честнейшую»), но в отдание вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни, кроме воскресных дней, когда поется «Честнейшую» (Типикон 31 декабря).

Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года — и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря — Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января — Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели святых отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Святой Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»).

На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников — «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»).

В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно.

В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни — отпуст воскресный, а не праздника.

 

Date: 2016-01-20; view: 2574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию