Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






описание;





8) повествование.

Каждое из указанных ЛЕ характеризуется определенной композиционнойструктурой, которая создается за счет конкретных семантических отношений, входящих в нее центральных(главных) понятий высказывания. Иначе говоря, композиционная структура ЛЕ реализуется элементами,относящимися к смысловому центру высказывания.

В высказывании может быть как минимум два смысловых элемента (два понятия), которые образуют либо последовательность (цепь), либо располагаются параллельно, образуя так называемый охват.Последовательный, или цепной, тип соединения характеризуется тем, что высказывания следуют одно задругим, как бы сцепляются друг с другом, создавая эффект перечисления мыслей, их соединения,нанизывания и т.п. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляютсяили противопоставляются в зависимости от конкретного лексического наполнения. При этом семантическийпараллелизм конструкций создается однотипностью (параллельностью) их главных членов, а такжелексическими повторами.

Последовательность и параллельность лежат в основе структурных характеристик логических единств,причем первые четыре из указанных разновидностей ЛЕ характеризуются последовательной связьюсмысловых элементов, тогда как вторые четыре разновидности могут характеризоваться какпоследовательной, так и параллельной структурной организацией. Однако если в высказывании содержитсяболее двух смысловых элементов, его структура усложняется и возможна комбинация типов смысловыхотношений. Важно, что разновидность К. п., лежащего в основе ЛЕ, определяется спецификой соединения ивзаимодействия всех смысловых элементов высказывания.

Для последовательного развертывания смыслового единства выделяются следующие разновидности К. п.:

1) простое перечисление – перечисляются, следуют друг за другом относительно самостоятельныесмысловые единицы: Раннее утро. Уныло стоят трамваи. Нет тока. Темно…; Экспрессивнаястилистика имеет дело с особыми текстами: во-первых, эти тексты целостны; во-вторых, онинасыщены новыми образными представлениями; в-третьих, они должны обладать особой силойвоздействия;

2) прием последовательного добавления, когда перечисляются разные стороны, признаки, особенностиодного понятия, которое объясняется в данной последовательности, напр.: Внесенный на заранееустановленный срок – не менее шести месяцев – вклад считается срочным. Этот срок не являетсяпредельным, вклад остается срочным и после истечения шести месяцев. Срочный вклад из сберкассыможет быть получен только полностью. По срочным вкладам выплачивается три процента годовых (Одинцов, 1982, с. 203);

3) прием аккумуляции, т.е. нагнетания, нагромождения, внешне как будто случайного, бессистемногоперечисления фактов, оценок, свойств объекта: Вадим стал застегивать и расстегивать "молнию" накуртке. Тон незнакомца его покоробил: это был не тот тон, к которому Вадим привык. И тем не менееположение было тяжелое. Человеку, который едет развлекаться, трудно спорить с человеком,которому нужно ехать по делу (Стругацкие);

4) логическое следование. По сути это простое перечисление фактов, событий, понятий, но осложненноенарочитым авторским подчеркиванием самого следования друг за другом представляемых фактов, т.е. речьидет о перечислении, снабженном логическим выделением связующих элементов. Логические связи в этомслучае представлены зримо (эксплицитно), они лингвистически актуализированы в рамках ЛЕ. Наиболееярко логическое следование выступает в силлогистическом построении речевой единицы, напр.: Есличеловек много работает над собой, он добивается поставленной цели. Но достигнутая цель обычнооказывается началом нового этапа духовного труда. Иначе говоря, вся наша жизнь – это постояннаяработа над собой.

Логическое следование может также актуализироваться посредством градации (приема, а не фигуры!). Такпостроена, напр., известная зарубежная "рекламная мудрость": Половина людей не читает рекламы.Половина из тех, кто ее читает, не обратит внимание на ваше объявление. Половина из тех, кто егозаметит, не станет его читать. Половина из тех, кто его прочтет, не придаст ему значения.Половина из тех, кто придаст ему значение, не поверит объявлению. Наконец, половина из тех, ктоповерит, не может считаться вашими покупателями – им ваши товары не нужны! (Одинцов, 1982, с.204);

5) вопросно-ответный ход – один из очень эффективных приемов построения ЛЕ. Данный прием имеет рядразновидностей в зависимости от характера отношений смысловых элементов. Он наиболее типичен дляпублицистики, а также как экспрессивный прием используется в разгов., худож. и науч., особенно научно-популярной, речи. Напр., цитата из размышлений Гельвеция: Почему требуется разнообразие,неожиданность в оборотах речи? Потому что однообразные обороты притупляют внимание, а когдавнимание притуплено, идеи и образы выступают перед нашим умом менее ясно и производят на насслабое впечатление;

6) прием динамического перечисления, который стоит на границе простого перечисления и логическогоследования (1-я и 4-я разновидности). Прием конструируется за счет быстрой смены коротких, как правило,однотипных синтаксических конструкций при опоре на лексические повторы, обеспечивающие актуализациюлогических связей предложений: С каждым годом растет количество абитуриентов. Чем большеабитуриентов, тем выше конкурс. Высокий конкурс поднимает цену знаниям. В этих условиях сложнеестановится поступить в вуз тем, кто в школе не ценил слово учителя. Отсюда – все болееназревающая необходимость школьной реформы (газ.).

При параллельной связи предложений используется, как указывалось, ряд приемов, в основе которых лежитто или иное сопоставление понятий; параллелизм часто связан как с лексико-семантическим, так исинтаксическим повтором. Для параллельного развертывания смыслового единства выделяются следующиеК. п.:

1) прием параллелизма – один из самых распространенных приемов, который характеризуется яркойструктурной и лексической соотнесенностью элементов строфы: параллелизм ключевых предложенийпроявляется в параллелизме их главных членов, причем каждое из ключевых предложений начинается (илизаканчивается), как правило, одними и теми же грамматическими членами, напр. подлежащими,выражающимися синонимичными словами. Впрочем, бывает достаточно и того, чтобы синонимичные слова относились к одному семантическому полю или одному классу понятий. Помимо этого смысловое единствострофы поддерживается лексико-синтаксическими повторами, являющимися главным структурнымпризнаком при создании синтаксического параллелизма. Таким образом, синтаксическая и лексическая однотипность и создает параллелизм ключевых предложений: Предвидящий опирается на факты, наточное знание и, горька она или отрадна, ищет объективную истину. Гадатель боится фактов, чуждзнанию, он фантазирует, прикрывая свое невежество ссылками на свидетельства карточных королейи дам, линий руки, звезд… Пророки предпочитают обходиться без знаний, без фактов и даже бездекораций и полезных атрибутов – они просто выдают чаемое за сущее… (Н. Грибачев). Прием параллелизма типичен для устной и письменной публицистики, для текстов массовой коммуникации;

2) разделение. В основе этого приема лежит логическая операция деления понятия. Прием разделенияособенно характерен для научных и деловых текстов, где логическая основа (само разделение) частовыражена специально, обнажена, напр.: Наша пресса сегодня весьма неоднородна. Одна ее часть стоитна службе у интересов правящей элиты. Другая часть защищает чаяния демократической иинтеллигентской прослойки общества. Третья же отстаивает интересы только коммунистов. Естьеще одна разновидность – пресса бульварная, "настроенная на волну" потакания низменным страстями прихотям (газ.).

В научно-популярных или публицистических текстах, напротив, логическое разделение понятий скрыто, замаскировано, т.е. специально не подчеркивается. В этих случаях обычно отсутствует лексико-синтаксический повтор, а отсюда и лексико-семантические показатели связи ключевых предложений. Поэтому особое значение здесь приобретает логико-смысловая соотнесенность предложений ЛЕ;

3) охват, или прием рамки. Данный прием основан на параллелизме, лексико-синтаксической однотипностиконструкций начала и конца ЛЕ, при этом рамочная конструкция может быть и специальным средством оформления абзаца и общим композиционным приемом. Напр., статья под заголовком "Секреты шведского социализма" заканчивается предложением: У них были свои ошибки, они постарались их исправить и никогда больше не повторять – в этом, по-моему, и заключается главный секрет шведскогосоциализма (газ.). Рамочное оформление возможно и в соединении с другими приемами, особенно свопросно-ответным ходом;

4) прием контраста основан на противопоставлении двух явлений, фактов, событий и т.п. Он чрезвычайно характерен для публицистики и текстов массовой коммуникации. Контраст может быть нерасчлененным ирасчлененным. Нерасчлененный контраст характеризуется простым противопоставлением двух субстанций,напр.: В годы мира газета – это часть жизни, ее подробность; газету читают вечером, она поучает иразвлекает. В годы войны газета – личное письмо, от которого зависит судьба каждого (И. Эренбург); при расчлененном контрасте последовательно противопоставляются отдельные признаки, черты, особенности каждого из двух противопоставляемых явлений, фактов, событий. При этом многократные повторы и сопоставления делают высказывание, оформленное по типу расчлененного контраста,экспрессивным. Приведем пример использования приема расчлененного контраста из одной речи В.Володарского об использовании буржуазных специалистов: И сейчас мы их берем не так, как брали ихнаши противники, – они их брали в качестве господ, а мы берем их в качестве слуг. Они давали импривилегии, а мы ничего не даем. Они брали их в качестве повелителей судеб русской армии, а мыберем их в качестве техников… (Одинцов, 1982, с. 208);

5) концессия – прием, основанный на логике "возврата аргумента": говорящий как бы соглашается со своим оппонентом, принимает его доводы, но затем неожиданно наносит удар этим же аргументом, превращая последний в контраргумент. При этом сила удара зависит от семантической и структурной продуманности высказывания, где в начале обязателен элемент подчеркнутого согласия: «Нам говорят, что эта жестокая,братоубийственная, кровавая война была развязана президентом без разрешения парламента. Да,действительно, парламент на это добра не давал. Иное дело, если бы жестокая, братоубийственная икровавая война была развязана с разрешения парламента! Тогда бы она мигом превратилась вблагородную, справедливую и бескровную» (газ.);

6 ) напряжение (или утрирование) – прием группировки в нарастающей последовательности (по степени их значимости для говорящего) однотипных фактов, положений, доводов, с тем чтобы далее резкопротивопоставить им факт или положение совершенно иного рода, совершенно иной значимости. Напряжение как конструктивный прием речи особенно употребителен в публицистике и в языке худож.литературы, напр.: Да, Обломов добр, отзывчив, незлобив, незаносчив. Он больше демократичен, чемдеспотичен, несмотря на то что потомственный барин (вспомним хотя бы их отношения с Захаром,которые больше напоминают отношения компаньонов, старшего и младшего, чем отношения баринаи слуги). Да, Обломов – привлекательная личность, ведь он не способен совершить преступление илиунизить, оскорбить, предать кого-либо. Но он ленив! Ленив не просто физически, но и духовно! И этоодно перечеркивает все его достоинства (из критической статьи);

7 ) прием дилеммы, когда логические единства, построенные по типу напряжения, организуютальтернативное противопоставление. Указывая на возможность выбора одного из двух положений (или…или…), говорящий защищает что-то одно и соответственно приводит противопоставление.

Т. о., последовательные (цепные) и параллельные связи между элементами высказывания реализуютсярядом основных конструктивных приемов и их разновидностей, а сама структура ЛЕ оказывается более илименее усложненной и выразительной.

 

 

 

Date: 2016-01-20; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию