Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переучивать или нет!





Рассказывая о леворукости и проблемах лево-Руких детей, нельзя обойти очень важный аспект этой i проблемы — переучивание. Чаще всего дилемма переучи­вать или нет возникает в начале школьной деятельности, [Но иногда целенаправленная борьба с леворукостью на-рИнается задолго до школы. Оправдывая переучивание, [Многие родители объясняют это желанием помочь ребен-РУ «спокойно жить потом» в праворуком мире. Безуслов-Р10, идеальной была бы ситуация, позволяющая каждому


 


78



человеку, право- и леворукому, так организовать свою жизнь, свою работу, чтобы использовать свою природную склонность.

Однако в реальной жизни левшам в праворуком мире живется совсем не сладко. Бытовая техника, прибору станки, пульты управления рассчитаны в основном щ праворуких людей, а значит неизбежны ограничения в выборе профессии. Пусть они не очень широки, но все же.

Видимо, это и определяет все еще нередкое желание многих родителей переучить ребенка. Во всяком случае ответы родителей леворуких детей полностью подтвер­ждают это. Вот их ответы на вопрос нашей анкеты: «Счи­таете ли вы необходимым, чтобы ваш леворукий ребенок работал (писал) левой рукой? Если да, то почему?» -«Думаю, что так ему будет удобнее», «Не придется выби­рать профессию «по руке», «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «Мне кажется, это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать. Нужно только уде­лить этому внимание». «В школе все дети пишут правой, зачем же ему выделяться». Правда, хотят переучить свое­го леворукого ребенка только 42% родителей, но пере­учивая, считают, что в этом нет ничего особенного.

Еще одна, скрытая причина стремления к переучива­нию — борьба за гармонию, которая поддерживается спе­циалистами физического воспитания. Предполагается, что результатом этой борьбы будет ликвидация асимметрии рук и их одинаковая ловкость. И несмотря на то, что уже лет двадцать доказана порочность такой борьбы, нередко мы сталкиваемся и с учителями, и с родителями, считаю­щими такое переучивание необходимым.

Однако не все специалисты в области спорта поддер" живают эту точку зрения: «Традиционность взглядов н желательность равнозначного владения конечностями < спортивных действиях больше отражает наше отношение к окружающему, чем учитывает реально существуюШйе


[ситуации, закрепленные в процессе эволюции. Природа (.создала асимметричность морфофункциональной органи- \ зации для того, чтобы ею пользоваться... Чем сложнее по I координации двигательное действие, тем асимметричнее [его координационная закрепленность. И это, надо по­лагать, не случайно. Биологическая система не может, по-видимому, позволить себе роскошь так же совершен­но пространственно дублировать сложно координирован­ные действия» (В.М. Лебедев).

Хотим еще раз подчеркнуть: важно учитывать и ис- \ пользовать то, что биологически заложено в ребенке.

Специальные исследования показали, что у переучен­ных левшей (даже если в процессе переучивания не было особых сложностей) на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные лев­ши только пишут правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные быто­вые и профессиональные действия выполняют все же ле­вой рукой.

На ведущую руку левши обращают внимание доста­точно рано, еще до школы, в семьях с так называемой наследственной леворукостью, т.е. в семьях, где левору­кость отмечается у родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, среди ближайших родственников. Чаще всего именно эти родители тревожатся, замечая, что ребенок предпочитает левую руку правой, именно они стараются переучить ребенка еще до школы. Почему это происхо- '■ дит? Скорее всего родители хотят по возможности огра-Гдить своего ребенка от тех трудностей, с которыми они [ столкнулись сами при обучении в школе, и считают, что раннее переучивание избавит ребенка от подобных труд-; ностей. Например, родители леворукого Алеши С, обра-! тившиеся к нам за консультацией, рассказали, что в их г семье леворукость передается по наследству по мужской [линии: леворуким был дедушка, его переучивали и он \ выучился писать, правда, очень плохо, только к десяти


 


80



J


годам, «двоечником» был и папа (правда, это не помещу ло ему стать известным химиком), но почерк до сих поп ужасный, одно спасение — диктофон и машинистка. Але­шу начали переучивать буквально с рождения. Переучи­вание кончилось тем, что он вообще перестал брать в руки карандаш и старался все, что можно, делать тущ руками, чтобы взрослые «не придирались».

Родители настояли, чтобы Алеша учился писать пра­вой рукой, и безуспешно бились с «плохим почерком» два года.

Если бы только почерк... Алеша был раздражитель­ным, плаксивым, «вечно настроенным, — по словам ро­дителей, — на негатив, на упрямство. Готовый замкнуть­ся по любому поводу или устроить истерику просто так». Он готов был делать все что угодно, только бы не садить­ся за уроки. Причем устные готовил «в пять минут», но то, что нужно было писать, «становилось мукой». Эти страдания и мучения начались буквально с первого дня в школе. На любой странице прописей — следы адского труда, который не приносил ни удовлетворения, ни удо­вольствия, ни одобрения, а только упреки, тяжелые вздо­хи мамы и вечное «не стараешься» учительницы.

Алеша старался, но... «ничего не получалось, и еще не успевал, тогда злился и все зачеркивал». А его заставляли писать целыми страницами «У Коли стаканы. Он налил соку». На математике было не легче. Цифры «плясали», ручка скользила, приходилось, как и буквы, обводить их по нескольку раз. К концу года «не успевал по всем пред­метам, даже по труду». Дальше рассказ мамы: «Хотели оставить его на второй год, но я упросила учительницу, что все лето будем заниматься. Получили задание и зани­мались. Каждый день часа по 3—4, когда нормально, но чаще со слезами, уговорами, а то и скандалами. Где-то в конце лета он вдруг перестал спать, засыпал уже под утро-Писал из рук вон плохо, и буквы пропускал, и недописы-вал, и путал буквы, а главное очень стала дрожать рука>


и ке левой рукой ее как-то стал придерживать. И только Е>гда я поняла, что мы что-то не то делаем. Пошли к ■невропатологу, он нам и объяснил, что ребенок болен, ЕеЧить нужно. Лечим, а что теперь со школой делать? Ь^ожет, заново учить его писать правой рукой?» Трудный г^прос, и ответ на него зависит от многих причин. Одно [можно сказать с уверенностью — заново учить ребенка [письму можно, но только действительно заново, по-но-Ьому, в том случае, если дублируется первый класс и если [сам ребенок этого хочет. Если же продолжается учеба во Ьгором классе (как в случае с Алешей), переучивать его ►нецелесообразно, но специальные занятия по корректи-|ровке почерка необходимы (о них расскажем в специаль­ном разделе). Однако заранее нужно смириться с тем, Ьго почерк никогда не будет каллиграфически правиль-Ьым, а письмо — красивым. Кроме того, следует хорошо [представлять себе, что повышенная возбудимость, неадек-[ватность реакций, нарушения сна и другие явления, сви­детельствующие о нарушении психического здоровья ре-[бенка, в значительной мере связанные с навязанным не [свойственным ребенку вариантом двигательной деятель­ности, с постоянными неудачами, тревогами, неудовлет-[воренностью, пройдут не скоро, поэтому от учителя и [родителей зависит очень многое. Алеше нужно учиться [работать заново — спокойно, без спешки, без тревоги, ■(ости и обид.

' Часто родители левшей «забывают» сказать о левору-Ьости ребенка учителю, а учитель не всегда подробно ^Тестирует рукость. Берет ребенок ручку в правую руку — Ш хорошо, а что не очень хорошо получается, так ведь это •Часто бывает у малышей — рука «не поставлена». И ребе-рок начинает писать правой рукой. Первые шаги — все-РИ проблемы почти для всех, но проходит время, и имен-ГНо с такими детьми обращаются к нам в центр, в конце В^вого, во втором и даже в третьем классе, т.е. тогда, В°гДа наиболее четко проявляются все трудности, свя-


82


занные с переучиванием, когда становятся явными це только трудности письма, но и другие проблемы.

Вите Л. 8 лет, он учится во втором классе. Витя ^ неуспевающий: пишет плохо, очень медленно, ряд букв с зеркальным отображением. Трудности письма начались с самого первого дня, но он очень старался, много писал занимался. Во втором классе прибавилось большое коли­чество ошибок (пропуски и замены букв), почерк ухуд­шился. Трудности не только с письмом, но и с чтением а во втором классе и с математикой. По характеристике учителя Витя то чересчур подвижный, то у него плохое настроение, вялость. В середине первого класса, по сло­вам мамы, ухудшился сон, появились ночные страхи, он стал вспыльчивым, раздражительным. После летнего от­дыха все вроде бы прошло и учиться он начал нормально, но в конце октября (во втором классе) все началось сна­чала и стало «даже хуже».

Тестирование показало, что Витя типичный левша, кроме того, у него папа леворукий (тоже переученный). Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке (но даже при тестировании линии, выполняемые левой рукой, были более точными, ровными, все движения левой рукой вы­полнялись без затруднений, а правой — с прикушенным от усердия языком). Учительница до сих пор не знала, что Витя — левша и считает причиной трудностей «неже­лание, неусидчивость» ребенка, мама тоже не связывает состояние ребенка и трудности обучения с переучивани­ем. Однако сниженный фон настроения, плохой сон, стра­хи были не просто изменениями в состоянии ребенка, а свидетельствовали о неврозе. По существу, спровоциро­вал возникновение этого нарушения так называемый «дек-стра-стресс» (давление праворукой среды), однако роди­тели считали, что весь комплекс трудностей обучения — от невроза, вызванного чем-то другим, но отнюдь не пе­реучиванием.


Ну, а теперь давайте разберемся, «что отчего»: невроз от переучивания или трудности обучения от невроза. Рос Л развивался Витя нормально, к школе был хорошо под­готовлен. Первые полгода никаких отклонений в его со­стоянии и поведении не отмечалось, были только трудно­сти обучения письму. Мальчик пропускал и путал раз­личные буквы, графические элементы и многие буквы писал зеркально, не дописывал слова. У него был иска­жен почерк, буквы «вылезали» за строку, было много до­полнительных штрихов и сильно выражен тремор. Мы не приводим примеры его письма, они очень похожи на те­тради Алеши. Ему было трудно переключать внимание, одновременно смотреть на доску и писать, сопоставлять то. что нужно, с тем, что получилось. Создавалось впе­чатление, что он «не видит» «перевернутых» букв, не за­мечает «перестановок» букв в слове. К тому же общий темп его работы был значительно медленнее, чем у дру­гих детей. И дома, и в школе все были недовольны им, его успехами, да и сам Витя расстраивался, т.к. «старал­ся-старался, а ничего не получалось». Все это и стало причиной негативного отношения к школе и возникно­вения конфликтных ситуаций. Неудачи и неудовлетво­ренность взрослых были теми психогенными факторами,: которые способствовали нарушению психического здо­ровья — возникновению невроза. А это, в свою очередь, обусловило дальнейшие трудности обучения уже во вто-; ром классе.

Характерной особенностью детей с неврозами являют­ся неустойчивость внимания (то, что учитель отмечает Как невнимательность, неусидчивость), высокая истоща-I емость, резкое снижение работоспособности (часто это [ Хорошо видно при выполнении письменных работ — пер-рые предложения написаны аккуратно, четко, без оши-|бок, и вдруг все резко изменяется и учитель, как правило, Рсалуется на то, что ребенок «не старается»). Эти дети не гЮгут быстро «включиться» в работу и столь же трудно


84


для них переключение на новый вид деятельности. yN дубление и усложнение школьных проблем при этом впол не объяснимо. А отдых (каникулы) снимают все отрица тельные явления лишь на короткий срок.

Вспомните, летнего отдыха Вите хватило ненадолго-лишь сентябрь и начало октября он мог нормально учиться а потом состояние его резко ухудшилось.

Конечно, переучивать Витю сейчас (вторично) нельзя так как ему придется все осваивать заново, а он уже в третьем классе. Все это может кончиться серьезным сры­вом здоровья. В нашей практике есть несколько случаев когда до школы ребенка-левшу переучивали и научили писать правой рукой. Значительные нарушения письма (письмо было нечитаемым) во втором классе вынудили взрослых заставить ребенка вновь «сменить» руку. Это, по мнению родителей, был «последний шанс», так как речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу, столь труден был для него весь процесс обучения и столь резко проявилось негативное поведение. Ни родителям, ни учительнице и в этом случае не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться, они решили действо­вать на свой страх и риск и в один прекрасный день запретили Денису, так звали мальчика, брать ручку в пра­вую руку и писать только левой рукой. И тут появились новые неожиданности: у ребенка возникла дрожь в руке, и он совершенно не мог писать. Пробовали дать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать было невозможно. Попробовали вместо ручки взять фломастер — то же самое, карандаш — все равно сильная дрожь. А вот ложку, чтобы есть, он брал совершенно спо­койно, и именно это вызвало гнев и раздражение матери, совершенно уверенной, что ребенок «притворяется», «Де" лает все специально», «просто безобразничает». Денис и до этого был плаксивым, раздражительным, неусидчи вым, жаловался на усталость, головные боли, повторно1 переучивание усилило все эти явления, еще появился


[«очное недержание мочи, при попытке писать у него су­дорожно сводило пальцы.

I Только тогда родители обратились за помощью. Оказа­лось, что время для педагогической коррекции упущено, [ребенка необходимо серьезно лечить, так как у него тя-Ькелое нервное заболевание — «писчий спазм». Лечили [мальчика долго, почти весь второй класс. Нельзя сказать, [что все проблемы исчезли. До пятого класса прочитать то, [что пишет Денис, могла лишь его учительница, осталась [ вспыльчивость, порой переходящая в агрессивность, со­хранилась повышенная утомляемость, расторможенность. [.В пятом классе Денис научился писать полупечатными [буквами, не соединяя их. Писать стало легче и можно было прочитать написанное. Мы наблюдали за ним до седьмого класса, писал он очень плохо, медленно, все­-таки правой рукой, а когда сильно уставал или нервни-гчал, то были просто каракули.

Это грустный пример — иллюстрация неправильной так­тики и учителя, и со стороны родителей. Ведь «писчий [спазм» — это заболевание, вид невроза, и возникло оно при сочетании комплекса условий. Повторная «смена руки» [была не основной причиной, а одной из причин. Так же \ как и в случае с Витей, уже в первом классе у него появи-' лись признаки нарушения психического здоровья — плак-; сивость, чрезмерная возбудимость, раздражительность, 'плохой сон. Уже тогда ему нужны были консультация и гпомощь врача, необходимо было изменить отношение к [ребенкуи «требовательной»учительнице, и «раздражитель-f Ной» маме. Повторная смена руки во втором классе оказа-[ лась последней каплей... То же самое могло случиться и с [Витей. Ради сохранения Витиного здоровья необходимо [смириться с неудовлетворительным качеством его почер-[ Ка, а остальные показатели успеваемости могут улучшить­ся, как только нормализуется его состояние.

Вопрос о смене руки может положительно решаться
Т в том случае, если до школы ребенка переучива-


 


86



ли, и он привык пользоваться правой рукой, но еще ле учился в школе, не учился систематически писать или,» крайних случаях, на самом начальном этапе обучения в школе. Вот один такой случай. Мама Шуры С, 6 лет обратилась к нам в октябре. Шура переученная левщд учась в первом классе, она с трудом осваивала написание букв, многие из них писала зеркально, не соблюдала про­порции и соотношение элементов. Рука при письме была очень напряжена, девочка скованна, задерживала дыха­ние, сильно сжимала ручку и держала ее почти верти­кально, захватывая в «щепоть», линии неровные, разо­рванные, с поправками, обводками. В то же время на доске мелом она всегда писала левой рукой, получалось неплохо, но самое странное — учительница не замечала, что она пишет мелом левой рукой.

На Шурину леворукость обратили внимание очень рано, в семье леворукие и мама, и папа (папа все делает левой рукой, но пишет правой, а мама все делает правой рукой, но ее долго и трудно переучивали). Помня о сво­их собственных трудностях при обучении в школе, мама требовала, чтобы девочка действовала только правой ру­кой, даже наказывала за непослушание. Годам к пяти Шура привыкла работать правой рукой и не сопротивля­лась. Тестирование показало, что качество выполнения различных двигательных действий левой рукой лучше, а вот качество письма оказалось одинаковым при письме и правой, и левой рукой (но писать-то ее учили не ле­вой, а правой). Так как навык письма еще не сформиро­вался, не поздно еще было «сменить руку». Правда, не­обходима была специальная тренировка левой (малотре­нированной) руки. На первом этапе обучения плохие моторные навыки в работе левой рукой мешали, но по­степенно эти трудности сгладились, хотя темп деятель­ности оставался несколько сниженным. Шура сейчас уже в третьем классе, но почерк так и остался «на трое1: ку».


I Но не всегда даже в самом начале обучения письму Ьдается «сменить» руку у переученного левши. Вот исто-|1ия, которая длится уже несколько лет. В нашей практи-Ее это был первый случай, когда навязанное правшество •^казалось «сильнее» природного левшества, но теперь у [рас почти десяток таких случаев. Мы впервые познако-Fjjjinncb с Сашей и его мамой в сентябре. Он оказался не [до возрасту маленьким, щуплым, застенчивым. Устано­вить с ним контакт удалось не сразу, но главное, он кате­горически отказывался взять в руку ручку, чтобы что-нибудь нарисовать. Рассказ мамы: «Переучивать Сашу [стали в детском саду. Я много раз просила разрешить ему рисовать и есть левой рукой. Не знаю по какой причине, f в саду настаивали на своем. И так продолжалось пример­но с трех до пяти лет. Я никогда не забуду тот день, когда он с рыданиями выбросил в мусорное ведро свои каран­даши, краски, альбом для раскрашивания. Плакал и при­считал: «Никогда, никогда в жизни не буду рисовать». И не рисовал, не писал до школы». Из беседы с мамой \ выяснилось, что у ребенка были осложнения в раннем | периоде развития: родовая травма (гематома на левой части [■головы, прошла лишь через полтора месяца после рожде­ния). В течение первых двух лет ребенок находился под [наблюдением невропатолога.

Нашу просьбу нарисовать человека Саша все-таки вы­полнил, но это был рисунок пятилетнего ребенка, а Саше [ было 7 лет 4 месяца. Первый рисунок он выполнял пра-! вой рукой и делал это очень медленно и неловко. Второй [Рисунок выполнен левой рукой, он хуже по качеству, но сделан быстро и уверенно. Вот эти рисунки. Внизу пред-Йожение «Я иду с мамой в лес», которое Саша написал [Правой рукой. Писал он очень медленно, старался, но [Четко виден тремор (дрожащие линии), соотношение эле­ментов букв нарушено, отчетливо проявляются моменты [остановки при письме (точки на линии письма), свиде-р^льствующие о нарушении темпа и ритма письма, не-


 


88




сформированности навыка. Кстати, как пишется заглав ная «Я», Саша так и не вспомнил.

Результаты тестирования подтвердили, что Саша лев­ша, но в их семье левшей среди ближайших родственни­ков не было. История его развития позволяла предпол­ожить, что причиной леворукости могла быть травма ле­вого полушария головного мозга. По-видимому, на ран­них этапах развития функции управления ведущей рукой «приняло на себя» более функционально полноценное правое полушарие. Значит, ведущей у него должна быть именно левая рука.

К сожалению, переучивание Саши началось в самый чувствительный период формирования моторных функ­ций. Все это не могло не вызвать отрицательных послед­ствий в развитии моторики, пространственного воспри­ятия, зрительно-моторных координации.

Вот как Саша выполнил задание по копированию гео­метрических фигур (работать он мог только правой ру­кой). Отчетливо видны: неуверенные штрихи, сильный тремор («дрожащие» линии), искажение формы и частей фигур, искажение величины, нарушение пропорций и т.п. При выполнении задания мальчик сильно покраснел, был напряжен, неправильно держал ручку, время от времени он бросал ее и вытирал мокрые ладошки. С таким же трудом он выполнял и другие задания. Но левой наотрез отказывался работать.

Учитывая выраженные трудности при работе правой рукой и то, что Саша еще не начинал учиться писать, мы решили в течение месяца использовать комплекс мер для тренировки левой (ведущей) руки, которые включали спе­циальные упражнения, массаж, тренировку графических движений (не букв) в комплексе со щадящим режимом и эмоционально-психологической разгрузкой. Мама готова была сделать все, чтобы научить Сашу работать левой рукой. Мама Саши, преподаватель физкультуры, разра­ботала специальную систему тренировки левой руки, сама

90


регулярно делала массаж, несколько раз в день применя­ла пальчиковую гимнастику. Но результатов не было: «на­вязанное правшество» оказалось сильнее, работать левой рукой Саша не смог, но и правой все давалось с большим трудом. Несмотря на значительный прогресс и все стара­ния учителя, мамы и Саши, результаты, которые удалось получить к концу первого класса, трудно было считать УДовлетворительн ыми.

Мы хотели бы отметить еще один аспект проблемы Переучивания. Саша по-прежнему остается самым малень­ким в классе, не прибавив в росте за учебный год ни [одного сантиметра (хотя его сверстники выросли за это

_________


же время на 3—4 сантиметра). Возможно, замедление роста также является в какой-то мере результатом навязанного двигательного обучения. Во всяком случае подобный фе_ номен описан в литературе (В.М. Лебедев, Р.Н. Медни­ков, 1987), и авторы считают, что факт угнетения роста — результат тормозящего влияния на формирование мор­фологических структур при навязанном двигательном обучении через неведущую в моторном отношении сто­рону.

История с Сашей заставила нас по-новому взглянуть на эти данные, проанализировать, нет ли среди переучен­ных леворуких детей, которых мы наблюдаем, отставания в росте. Оказалось, есть. Семь мальчиков первого и вто­рого класса оказались много ниже своих сверстников. Однако эти данные требуют и детальной проверки, и бо­лее длительного наблюдения.

Эти примеры убедительно показывают, что насильствен­ное переучивание леворуких детей в дошкольном возрас­те, и особенно в процессе обучения в школе, наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы мо­жет быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. Считается, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, и это может привести к на­рушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зри­тельно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной де­ятельности. Переучивание нарушает баланс взаимодей­ствия правого и левого полушарий и приводит к неустой­чивости психической деятельности и обучения.

Вот как психолог Н.Г. Лусканова описывает особен­ности интеллектуальной деятельности леворукого маль­чика Дениса Р., насильственно обученного письму пра­вой рукой. «В школе Денис столкнулся с серьезными труД"


ностями выполнения заданий. Он пропускал и путал раз­личные буквы и знаки, допуская иногда их зеркальное написание, не дописывал фразы и слова, к тому же писал очень неряшливо, неровным, неаккуратным почерком. Он постоянно получал неудовлетворительные оценки, что стало причиной формирования у него негативного отно­шения к школе, возникновения конфликтных отноше­ний с педагогом, школьной дезадаптации. Обследование... показало наличие у него высоких интеллектуальных спо­собностей: он обладал широким кругозором, легко нахо­дил общие признаки предметов и явлений, моментально схватывал целостный образ и успешно переносил най­денные способы решения на исходные задания. Однако он испытывал существенные трудности в распределении внимания... Денис не укладывался в отведенные лимиты времени, делал все очень медленно и неуверенно. Было видно, что ему тяжело переключать внимание с одной иифры на другую, одновременно проводить зрительный анализ и выполнять необходимые движения, сопостав­лять полученный результат с заданным образцом. При этом сами по себе моторные навыки были у него доста­точно хорошими».

Наибольший интерес представляют наблюдения за де­ятельностью Дениса, когда его попросили выполнить тесты левой рукой. Несмотря на некоторые чисто двигательные трудности из-за недостаточного владения навыками письма левой рукой, он быстро проводил зрительный анализ, улуч­шилась зрительно-двигательная координация. Темп дея­тельности при смене руки возрос более чем в 3 раза (!), значительно возросло качество выполнения зрительно-пространственных задач типа «найди выход из лабирин­та». Таким образом, только деятельность левой рукой, управляемой правым полушарием, помогла выявить ис­тинные возможности ребенка.

Все приведенные примеры подтверждают нарушение процесса адаптации к школе при переучивании левору-


 


92



ких детей. По-видимому, дезадаптация в школе — ре. зультат не только дискомфорта, трудностей и неудач в учебной деятельности, но и нарушения механизмов дея­тельности полушарий головного мозга.

Date: 2015-12-12; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию