Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология принятия управленческих решений





Понятием феноменологии обозначается вся совокупность внешне представленных поведенческих явлений и закономерно­стей, имеющих место в ходе выработки и принятия управленче­ских решений. Описание феноменологии процессов ПУР является поэтому важным звеном их психологической характеристики.

В общей феноменологии процессов ПУР различают четыре основных группы явления:

•• феномены, характеризующие процессы ПУР в плане их при­надлежности к индивидуальному выбору; «феномены, возникающие в процессах ПУР вследствие их

коллегиального — группового характера; е- специфические феномены управленческих решений; * общие феномены социально-психологического плана, появ­ляющиеся в процессах ПУР.

То есть, принятие управленческих решений зависит от челове­ка, группы.

Многие феномены получили название своих авторов. Напри­мер, феномен Фишхоффа — это эффект «обратного мышления». В данном случае люди считают, что в прошлом им наиболее правдоподобным казалось то, что позднее в действительности произошло. Психологической причиной, существования данного феномена является уверенность человека в своих способностях прогнозировать будущее (мудрый и прозорливый человек).

В литературе получил свое описание и феномен «позитивного сдвига риска» (Р. Стоунер). В данном случае утверждается и обосновывается большой риск групповых решений по сравнению с индивидуальными. Любой член группы желает, чтобы его оцен­ка другими была возможно более высокой. Поэтому именно в группе он начинает проявлять рискованное поведение в большей мере.

Значительным открытием в феноменологии групповых реше­ний принадлежит Д. Янису, установившему «феномен СгоирШпЬ) переводимый, как «деформированное мышления ин-


дивидов, полностью включенных в группу при выработке ими ре­шений». Содержание этого феномена описывается следующими «симптомами»:

1) Иллюзия неуязвимости, разделяемая большинством или все­
ми членами группы, отсюда тяга к излишнему риску.

2) Коллективное стремление дать рациональное объяснение
принимаемому решению.

3) Безусловная вера в исповедуемые группой принципы пове­
дения.

4) Стеретипный взгляд на соперников как на людей, обладаю­
щих слишком многими негативными чертами.

5) Открытое давление на членов группы, выдвигающих аргу­
менты против групповых стереотипов.

6) Самоцензура членов группы.

7) Иллюзия единодушия 'относительно оценок и мнений, согла­
сующихся с точки зрения большинства.

8) Появление самозваных хранителей «группового духа».
Важным аспектом исследования феноменологии процессов

межличностных решений является изучение влияние групповой дискуссии на процесс и результаты решения. Здесь обращается внимание на сходство и расхождение во мнениях, оценках, пози­циях. В ходе групповой дискуссии развертывается процесс роле­вой дифференциации, в ходе которой какая-либо социальная роль не только принимается субъектом, но и переносит большую часть ответственности с него на группу.

Имеет место и еще один групповой феномен — феномен «вы­ученного диссонанса». Он приводит к возникновению недооценки правомерности и значимости аргументов других членов группы. Для групповых решений имеет место «эффект объема». Суть его в том, что слишком маленькие и слишком большие группы харак­теризуются меньшей эффективностью в принятии решений, чем в группах оптимального размера (4-8 человек). При групповых ре­шениях установлен и «эффект состава», когда на принятии ре­шения сказывается однородность или разнородность группы по определенным признакам:

• полу,

• возрасту,


• образованию,

• стажу работы,

• квалификации и т.д.

В группе присутствует также феномен избегания лидерства в решении, когда лидер стремится переложить свои лидерские функции на других членов группы. Есть также феномен сложного согласия», когда некомпетентность, слабая информированность, слабость личной позиции и т.д. прикрываются соглашательством. Феноменология при принятии управленческих решений активно используют различного рода конфликтные ситуации, например, такое явление, как преднамеренная эскалация конфликта и т.д.

В заключение феноменологической характеристике процессов ПУР необходимо учитывать следующих два главных обстоятель­ства:

• во-первых, все феномены тесно взаимосвязаны друг с дру­
гом и могут изменять смысл принимаемых решений и их на­
правленность;

• во-вторых, все эти явления необходимо понимать как реаль­
ные и сильные механизмы выработки решений.

: 312








Date: 2015-12-13; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию