Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности





Управленческие (менеджерские) характеристики, строго гово­ря — это те свойства индивида, которые проявляются через функции способностей, но не являются ими. Основными менед­жерскими характеристиками являются биографические или обще­социальные характеристики и личностные качества эффективного руководителя. Общесоциальные, в свою очередь, определяются по следующим факторам.

Первый фактор — возрастной. Во-первых, существует, хотя и так показательно, связь между возрастом и иерархическим уров­нем руководителя. Обычно более крупные руководящие посты занимают люди зрелого возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой дея­тельности. В-третьих, от возраста зависит соотношение продук­тивных и репродуктивных методов управления: вторые, как пра­вило, усиливаются, а первые — наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства, в ос­новном в сторону их ужесточения.

Фактор пола. Следует подчеркнуть, что современная социо­логия и психология управления — это в основном «мужчины-руководители», хотя в последнее время к руководству привлекают и женщин. Если сравнить разных по полу руководителей, то муж­чины успешнее решают одни задачи управления, женщины -другие. Имеются некоторые особенности при выборе женщинами средств и методов воздействия в разработке и реализации управ­ленческих решений. К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, к настоящей продуктивной работе в команде, а также чувствительность и ин­туиция в отношениях с персоналом компании. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиа­лах компаний, зависимых и дочерних фирмах и т.п.


Складывается так называемый женский стиль управления (мягкое управление). Ему присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничества (конку­ренции). Многовековая история женской доли сформировала в женском сознании идею о коллективном выживании. В своей дея­тельности они вольно или невольно пытаются приобщить боль­шинство персонала к активной управленческой или производст­венной деятельности, предоставляя им одновременно пространст­во для реализации их собственных потребностей и интересов. Они часто привычки семейной жизни вносят в свой стиль дея­тельности компании. Женщины лояльно относятся к чужим дос­тижениям, если они не касаются ее личности.

Мужчина-руководитель — традиционное явление мирового менеджмента. Он часто ставит на первое место себя, более забо­тится об укреплении своих позиций. Приоритетом для него явля­ется результат, а не сам процесс его достижения. Известный де­виз: «Цель оправдывает средства» очень характерен для мужчин-руководителей. Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами.

Фактор культурно-образовательного уровня. Он напрямую связан с эффективностью управления. Более того, он зачастую является необходимым условием для занятия какого-либо руко­водствующего поста.

Фактор социально-экономического статуса. Он оказывает сильное влияние на успешность управленческой деятельности, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по управленческой лестнице. Сюда подходит такое образное выражение: «Чтобы стать президентом компании — не­обходимо родиться в семье, которая ей владеет»

Вторую подгруппу характеристик эффективного управленца (менеджера) составляют личностные качества. Среди них сле­дующие.

Доминантность (дословно — господство, преобладание, влияние) — черта личности, состоящая в способности и потреб­ности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей


воле. Она является предпосылкой авторитарного стиля руково­дства.

Уверенность оказывает позитивное влияние на управленче­скую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя. Ее недостаток ведет к нерешительно­сти, к чрезмерно гибкой реакции на внешние влияния. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя и воспроизводят поведенческие установки руково­дителя в своей деятельности.

Следующие черты эффективного менеджера — эмоциональ­ность, стабильность, стрессоустойчивость и креактивность (способность личности в создании новых оригинальных идей и способов решения задач) также оказывают активное влияние на управленческую деятельность, отражаются на деятельности под­чиненных.


Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношени­ях. Людям, обладающим такими качествами, присущи следующие особенности:

• во-первых, не склонность подвергать себя чрезмерному рис­
ку, умение ставить перед собой достаточно взвешенные,
умеренные цели;

• во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых от­
ветственность за их преодоление лежит лично на них, а ус­
пех зависит от личных усилий и способностей;

• в-третьих, эти люди не избегают, а, наоборот, стремятся к
обратной связи — получить как можно больше объективной
информации о результатах своего поведения.

Ответственность и надежность. Надежность — это умение держать слово. Хотя в управленческой деятельности очень часто приходится сталкиваться и с таким феноменом, как уход от от­ветственности.

Независимость личности. В управленческой деятельности ру­ководитель обычно всегда чувствует «давление сверху», влияние различных точек зрения, интересов, мнений. Однако необходимо


 


помнить, что только независимые руководители, хотя они и труд­но воспринимаются руководством и коллективом, в итоге доби­ваются значительных результатов.

Общительность, социабелъность, коммуникабельность. Это умение строить межличностные отношения, а также потребность к установлению широких социальных контактов.

Рассмотренные качества и характеристики являются, безус­ловно, важными для обеспечения управленческой деятельности, но они не исчерпывают всего перечня характеристик человека. В литературе приводятся и некоторые другие характеристики и ка­чества, которые также в определенной степени важны для управ­ленческой деятельности. Например, широта взглядов, предвиде­ние, энергичность, упорная работа и непрерывная учеба, умение формулировать цели, готовность слушать и брать на себя от­ветственность, здоровье и т.д. Все личностные качества и кри­терии можно определить одним общим понятием — факторы эффективности управленческой деятельности. Они включают следующие основные требования:

• умение добиваться результата;

• желание много работать для их достижения;

• желание и способность нести ответственность за порученное
задание и принимать рискованное решение;

• готовность к изменениям, управлениям ими и использовани­
ем в интересах организации;

• готовность использовать открытый способ управления, при­
ветствующий сотрудничество;

• искусство принимать быстрые решения;

• способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;

• способность видеть изменения, происходящие как внутри
организации, так и вне ее, и использовать их;

• готовность к близким социальным взаимоотношениям;

• готовность к общему руководству;

• творческий подход к своей работе;

• постоянное самосовершенствование и хорошая общая пси­
хическая и физическая форма;

• умение правильно использовать свое время;


• готовность к мотивированию себя и персонала;

• готовность работать во главе хорошо подготовленного про­
фессионального персонала;

• готовность к политическому руководству;

• международный кругозор.


В американском менеджменте есть требование к управленцу, получившее название — правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими ему отвечать за семь «М»: теп (люди), тейюс! (методы), топеу (деньги), тасЫпез (машины), та1ег1а1з (материалы), тагке{ш§ (сбыт), таЬа§етеШ (управление).

Второй функционально-деятельный критерий включает две подгруппы способностей. Первая — общеуправленческие способ­ности, необходимость которых обусловлена содержанием управ­ленческой деятельности как типа профессиональной деятельно­сти. Вторая — способности более локального характера, обуслов­ленные той или иной управленческой функцией.

Способности первой группы объединяют следующие:

Психологическая избирательность. Она проявляется в не­скольких личностных и поведенческих индикаторах. Ими явля­ются:

1) повторяющиеся факты быстрого и точного отражения пси­
хологических особенностей других людей;

2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют
другие;

3) высокая чувствительность и восприимчивость к описанию
психологических качеств других людей;

4) возможность быстро и адекватно характеризовать психоло­
гические особенности людей;

5) преимущественный выбор психологических объектов из
многих других, одновременно действующих на человека и
избирательность общительности;

6) избирательно-психологическая память и наблюдательность;

7) склонность к социологическому и психологическому анали­
зу, объяснению поведения других людей и своего собствен­
ного;


8) способность мысленно поставить себя в ситуацию другого

человека.

Практический психологический ум имеет следующие проявле­ния'.

1) адекватное распределение обязанностей в коллективе с уче­
том индивидуальных особенностей людей;

2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического
применения знания людей;

3) находчивость в использовании психологического состояния
людей применительно к условиям жизни и деятельности;

4) способность стимулировать мотивы деятельности, находить
пути и способы заинтересовать людей делом;

5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, пси­
хологических различий людей при группировке их для вы­
полнения коллективной деятельности;

6) высокая степень обучаемости при формировании организа­
торских знаний, навыков и умений;

7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму на­
личных людских возможностей.

Психологический такт проявляется в:

1) чувстве меры во взаимоотношениях с людьми;

2) речевой адаптации к разным людям;

3) индивидуальное общении с людьми;

4) чувстве ситуации;

5) учете внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотноше­
ния людей друг с другом;

6) чуткости, внимательности, участливости в отношениях к
людям;

7) простоте, естественности в общении, способности оставаться
самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранно-
сти в поведении;


8) чувстве справедливости, объективности подхода к подчи­
ненным, способности показать и доказать эту объективность.

Общественная энергичность имеет следующие показатели: 1) эмоциональное воздействие проявляющиеся в интонации, ударении, паузах;


2) волевое побуждение проявляющиеся в речевой, мимической
форме;

3) способность воздействовать на других своим отношением к
людям, делам, событиям;

4) логическая убедительность воздействия словом и делом;

5) практически деятельная форма воздействия, когда организа­
тор сам показывает, как выполнить дело, которое он поруча­
ет другим;

6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возмож­
ность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;

7) способность правильно и быстро выбрать момент решающе­
го воздействия, пойти на риск.

Требовательность выражается в следующем:

1) смелость предъявления требований;

2) постоянство предъявления требований;

3) гибкость их предъявления в зависимости от конкретной об­
становки;

4) самостоятельность требований;

5) категоричность требований;

6) разнообразие форм их выражения;

7) индивидуализация требований в зависимости от психологи­
ческих особенностей людей.

Критичность имеет следующие индикаторы:

1) критическая наблюдательность, умение выявить недостатки;

2) самостоятельность критичности;

3) легкость критического анализа;

4) логичность и аргументированность критики;

5) прямота и смелость критики;

6) глубина и существенность критических замечаний;

7) постоянство критических высказываний;

8) доброжелательность критики.

Эти общеорганизационные способности дополняются и кон­кретизируются более локальными способностями, которые обу­славливают эффективное выполнение отдельных управленче­ских функций. Основными из них являются следующие способ­ности.


<'/, юпность к организаторской деятельности находит выра-'|. пне в:

1) спонтанном самостоятельном включении в организаторскую
деятельность;

2) принятии на себя роли организатора и ответственности за
работу других людей;

3) потребности в осуществлении организаторской деятельно­
сти;

4) естественности включения в эту деятельность;

5) неутомимости в организаторской работе;

6) эмоционально-положительном самочувствии при ее выпол­
нении.

Способность к целеполаганию — это способность формулиро­вать цель и довести ее до подчиненных.

Способность к прогнозированию состоит в умении руководи­теля предвидеть последствия принимаемых решений, заглянуть в будущее.

Способность к планированию как своих действий, так и дей­ствий подчиненных.

Способность к принятию управленческих решений. Это своего рода умение брать на себя ответственность.

Коммуникативные способностиэто социабельность, об­щительность, коммуникабельность и т.д.

Мотивирующие способности — это умение заражать своими замыслами других.

('посоСнюсти контроля — это способность адекватной оценки результатов.

Способность разбираться в людях — это умение видеть в людях то прогрессивное, положительное начало, которое затем реализуется в эффективной и производительной деятельности.

Профессиональная компетентность руководителя — это способность грамотно и квалифицированно осуществлять управ­ленческие функции.








Date: 2015-12-13; view: 412; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию