Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способности
Управленческие (менеджерские) характеристики, строго говоря — это те свойства индивида, которые проявляются через функции способностей, но не являются ими. Основными менеджерскими характеристиками являются биографические или общесоциальные характеристики и личностные качества эффективного руководителя. Общесоциальные, в свою очередь, определяются по следующим факторам. Первый фактор — возрастной. Во-первых, существует, хотя и так показательно, связь между возрастом и иерархическим уровнем руководителя. Обычно более крупные руководящие посты занимают люди зрелого возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства, в основном в сторону их ужесточения. Фактор пола. Следует подчеркнуть, что современная социология и психология управления — это в основном «мужчины-руководители», хотя в последнее время к руководству привлекают и женщин. Если сравнить разных по полу руководителей, то мужчины успешнее решают одни задачи управления, женщины -другие. Имеются некоторые особенности при выборе женщинами средств и методов воздействия в разработке и реализации управленческих решений. К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, к настоящей продуктивной работе в команде, а также чувствительность и интуиция в отношениях с персоналом компании. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиалах компаний, зависимых и дочерних фирмах и т.п. Складывается так называемый женский стиль управления (мягкое управление). Ему присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничества (конкуренции). Многовековая история женской доли сформировала в женском сознании идею о коллективном выживании. В своей деятельности они вольно или невольно пытаются приобщить большинство персонала к активной управленческой или производственной деятельности, предоставляя им одновременно пространство для реализации их собственных потребностей и интересов. Они часто привычки семейной жизни вносят в свой стиль деятельности компании. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, если они не касаются ее личности. Мужчина-руководитель — традиционное явление мирового менеджмента. Он часто ставит на первое место себя, более заботится об укреплении своих позиций. Приоритетом для него является результат, а не сам процесс его достижения. Известный девиз: «Цель оправдывает средства» очень характерен для мужчин-руководителей. Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами. Фактор культурно-образовательного уровня. Он напрямую связан с эффективностью управления. Более того, он зачастую является необходимым условием для занятия какого-либо руководствующего поста. Фактор социально-экономического статуса. Он оказывает сильное влияние на успешность управленческой деятельности, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по управленческой лестнице. Сюда подходит такое образное выражение: «Чтобы стать президентом компании — необходимо родиться в семье, которая ей владеет» Вторую подгруппу характеристик эффективного управленца (менеджера) составляют личностные качества. Среди них следующие. Доминантность (дословно — господство, преобладание, влияние) — черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Уверенность оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя. Ее недостаток ведет к нерешительности, к чрезмерно гибкой реакции на внешние влияния. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя и воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Следующие черты эффективного менеджера — эмоциональность, стабильность, стрессоустойчивость и креактивность (способность личности в создании новых оригинальных идей и способов решения задач) также оказывают активное влияние на управленческую деятельность, отражаются на деятельности подчиненных. Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Людям, обладающим такими качествами, присущи следующие особенности: • во-первых, не склонность подвергать себя чрезмерному рис • во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых от • в-третьих, эти люди не избегают, а, наоборот, стремятся к Ответственность и надежность. Надежность — это умение держать слово. Хотя в управленческой деятельности очень часто приходится сталкиваться и с таким феноменом, как уход от ответственности. Независимость личности. В управленческой деятельности руководитель обычно всегда чувствует «давление сверху», влияние различных точек зрения, интересов, мнений. Однако необходимо
помнить, что только независимые руководители, хотя они и трудно воспринимаются руководством и коллективом, в итоге добиваются значительных результатов. Общительность, социабелъность, коммуникабельность. Это умение строить межличностные отношения, а также потребность к установлению широких социальных контактов. Рассмотренные качества и характеристики являются, безусловно, важными для обеспечения управленческой деятельности, но они не исчерпывают всего перечня характеристик человека. В литературе приводятся и некоторые другие характеристики и качества, которые также в определенной степени важны для управленческой деятельности. Например, широта взглядов, предвидение, энергичность, упорная работа и непрерывная учеба, умение формулировать цели, готовность слушать и брать на себя ответственность, здоровье и т.д. Все личностные качества и критерии можно определить одним общим понятием — факторы эффективности управленческой деятельности. Они включают следующие основные требования: • умение добиваться результата; • желание много работать для их достижения; • желание и способность нести ответственность за порученное • готовность к изменениям, управлениям ими и использовани • готовность использовать открытый способ управления, при • искусство принимать быстрые решения; • способность сосредоточиваться на настоящем и будущем; • способность видеть изменения, происходящие как внутри • готовность к близким социальным взаимоотношениям; • готовность к общему руководству; • творческий подход к своей работе; • постоянное самосовершенствование и хорошая общая пси • умение правильно использовать свое время; • готовность к мотивированию себя и персонала; • готовность работать во главе хорошо подготовленного про • готовность к политическому руководству; • международный кругозор. В американском менеджменте есть требование к управленцу, получившее название — правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими ему отвечать за семь «М»: теп (люди), тейюс! (методы), топеу (деньги), тасЫпез (машины), та1ег1а1з (материалы), тагке{ш§ (сбыт), таЬа§етеШ (управление). Второй функционально-деятельный критерий включает две подгруппы способностей. Первая — общеуправленческие способности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности. Вторая — способности более локального характера, обусловленные той или иной управленческой функцией. Способности первой группы объединяют следующие: Психологическая избирательность. Она проявляется в нескольких личностных и поведенческих индикаторах. Ими являются: 1) повторяющиеся факты быстрого и точного отражения пси 2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют 3) высокая чувствительность и восприимчивость к описанию 4) возможность быстро и адекватно характеризовать психоло 5) преимущественный выбор психологических объектов из 6) избирательно-психологическая память и наблюдательность; 7) склонность к социологическому и психологическому анали 8) способность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека. Практический психологический ум имеет следующие проявления'. 1) адекватное распределение обязанностей в коллективе с уче 2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического 3) находчивость в использовании психологического состояния 4) способность стимулировать мотивы деятельности, находить 5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, пси 6) высокая степень обучаемости при формировании организа 7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму на Психологический такт проявляется в: 1) чувстве меры во взаимоотношениях с людьми; 2) речевой адаптации к разным людям; 3) индивидуальное общении с людьми; 4) чувстве ситуации; 5) учете внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотноше 6) чуткости, внимательности, участливости в отношениях к 7) простоте, естественности в общении, способности оставаться 8) чувстве справедливости, объективности подхода к подчи Общественная энергичность имеет следующие показатели: 1) эмоциональное воздействие проявляющиеся в интонации, ударении, паузах; 2) волевое побуждение проявляющиеся в речевой, мимической 3) способность воздействовать на других своим отношением к 4) логическая убедительность воздействия словом и делом; 5) практически деятельная форма воздействия, когда организа 6) уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возмож 7) способность правильно и быстро выбрать момент решающе Требовательность выражается в следующем: 1) смелость предъявления требований; 2) постоянство предъявления требований; 3) гибкость их предъявления в зависимости от конкретной об 4) самостоятельность требований; 5) категоричность требований; 6) разнообразие форм их выражения; 7) индивидуализация требований в зависимости от психологи Критичность имеет следующие индикаторы: 1) критическая наблюдательность, умение выявить недостатки; 2) самостоятельность критичности; 3) легкость критического анализа; 4) логичность и аргументированность критики; 5) прямота и смелость критики; 6) глубина и существенность критических замечаний; 7) постоянство критических высказываний; 8) доброжелательность критики. Эти общеорганизационные способности дополняются и конкретизируются более локальными способностями, которые обуславливают эффективное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности. <'/, юпность к организаторской деятельности находит выра-'|. пне в: 1) спонтанном самостоятельном включении в организаторскую 2) принятии на себя роли организатора и ответственности за 3) потребности в осуществлении организаторской деятельно 4) естественности включения в эту деятельность; 5) неутомимости в организаторской работе; 6) эмоционально-положительном самочувствии при ее выпол Способность к целеполаганию — это способность формулировать цель и довести ее до подчиненных. Способность к прогнозированию состоит в умении руководителя предвидеть последствия принимаемых решений, заглянуть в будущее. Способность к планированию как своих действий, так и действий подчиненных. Способность к принятию управленческих решений. Это своего рода умение брать на себя ответственность. Коммуникативные способности — это социабельность, общительность, коммуникабельность и т.д. Мотивирующие способности — это умение заражать своими замыслами других. ('посоСнюсти контроля — это способность адекватной оценки результатов. Способность разбираться в людях — это умение видеть в людях то прогрессивное, положительное начало, которое затем реализуется в эффективной и производительной деятельности. Профессиональная компетентность руководителя — это способность грамотно и квалифицированно осуществлять управленческие функции. Date: 2015-12-13; view: 412; Нарушение авторских прав |