Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория нравственного развития Колберга





Теория Колберга предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому: 1) неравновесное состояние (ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней) и 2) расширение перспективы (взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей).

Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

1. Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

2. Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение.

3. Постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов.

Социология девиантного поведения

Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Роберт Мертон считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

1. инновация – согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество);

2. ритуализм – отрицание целей данного общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения.

3. ретретизм (или бегство от действительности) – отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания).

4. бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм).

Выделяют две стадии девиации: 1) первичная девиация – начальное действие правонарушения; 2) вторичная девиация – принятие девиантной идентичности.

В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии – разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.

Теории девиантного поведения

Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории (например, теории Ломброзо и Шелдона). В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти.

Самым опасным видом девиантного поведения является преступность. Российские исследователи в начале XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права), рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью.

Становление отечественной социологии девиантного поведения приходится на конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века, когда сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: при Ленинградском государственном университете на базе Института социологических исследований АН СССР и т. д. В рамках социологии девиантного поведения начинают формироваться относительно самостоятельные научные направления: социальный контроль и социальная работа, военная девиантология.

Социальные нормы. Система социального контроля

Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Социальные нормы выполняют функции ориентации личности, общности; осуществляют регуляцию и социальный контроль поведения, определяют модели, эталоны должного.

Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами, и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы – конформизм, отклонение от нее – девиация.

Источники поддержания нормативного поведения: «социальный инстинкт», чувство долга, боязнь внешнего принуждения, божественная власть.

За нарушение норм применяются социальные санкции. Социальные санкции – система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них.

Выделяют 4 типа санкций:

1. формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, титулы, ученые степени или звания, допуск к высоким должностям;

2. неформальные позитивные – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплимент ит. д.;

3. формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими законами, административными инструкциями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, штраф, понижение в должности, отлучение от церкви;

4. неформальные негативные – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, кличка.

Под социальным контролем понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их устранения или минимизации.

Выделяется два типа социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний (совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм). Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль выражается в таких формах, как одобрение или осуждение со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественное мнение, традиции, обычаи. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

Возможны три основные формы внешнего контроля:

1. изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;

2. обособление – ограничение контактов, неполная изоляция, например в колонии, психбольнице;

3. реабилитация – подготовка к возвращению к нормальной жизни (например, реабилитация алкоголиков, несовершеннолетних правонарушителей).

В настоящее время сформировались следующие подходы к профилактике девиантного поведения:

– информационный подход – информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом;

– просветительские беседы с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании);

– медико-биологический подход – предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера;

В отечественной социологии проблемы социального контроля были наиболее полно рассмотрены в трудах Питирима Сорокина. Автор наметил динамику применения позитивных и негативных санкций: от интенсивного в более примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в будущем. Сорокин, наряду с другими прогрессивными учеными, писателями, общественными деятелями России (Бердяев, Булгаков, Герцен, Кистяковский, Кони, Набоков, Розанов, Соловьев и многие другие) был последовательным и настойчивым противником смертной казни.

Следует отметить развитие в России новых форм социального контроля в виде деятельности негосударственных / общественных организаций по оказанию помощи заключенным, бездомным, лицам, имеющим проблемы с алкоголем или наркотиками, сексуальным меньшинствам.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.

Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества к обществу индустриальному.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности и свободы граждан, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Макс Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие (на Западе) или затрудняющие это развитие (на Востоке).

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная П. Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы (Тэд Скокпол).

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.

Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».

Социальный прогресс

Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него).

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

2. представление о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. представление о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселение, перепроизводство) и весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение окружающей среды). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца ХХ – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Социологическое исследование

Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.

Любое социологическое исследование начинается с составления программы – стратегического плана исследования. Программа включает в себя следующие элементы:

1. методологическая часть, в которой обозначается объект или предмет исследования, формулируются проблемы и гипотезы, определяются цели и задачи исследования;

2. организационно-методическая (процедурная) часть: разработка инструментария, методов сбора и обработки информации.

На первом этапе формулируются проблемы, которые надо разрешить, изучаются все причинно-следственные связи. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.

Помимо объекта выделяется также предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые предстоит исследовать. В программе обозначаются цели и задачи исследования. Они всегда непосредственно связаны с проблемной ситуацией.

Работа исследователя начинается с анализа литературы по теме исследования. Затем необходимо проверить измеряемость тех признаков, которые мы выделяем. На следующем этапе выдвигаются рабочие гипотезы исследования. Гипотезы – достаточно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования.

Этапы социологического исследования:

1. подготовка исследования;

2. сбор первичной информации;

3. обработка информации;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Выделяются три основных типа социологических исследований: разведывательное, или пилотажное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование охватывает небольшие совокупности данных, проводится по упрощенной программе и имеет сжатый по объему инструментарий. Разведывательное исследование считается пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи.

Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно обширной, тщательно разработанной программе на базе методически отработанного инструментария.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Результаты, как правило, оформляются в виде монографических работ.

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. Цель теоретико-прикладных исследований – содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации. Прикладные исследования направлены на практическое решение конкретных социальных проблем. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Натурный эксперимент проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

В системе переменных вычленяется независимая переменная, иначе определяемая как экспериментальный фактор, и зависимые переменные, т. е. факторы, которые предположительно будут меняться под воздействием независимой переменной. Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая группа людей, социальный институт. Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода является их ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента.

Главным результирующим документом социологического эксперимента выступает протокол. Протокол эксперимента включает в себя: формулировку проверяемой гипотезы, характеристику экспериментального фактора (независимой переменной), характеристику зависимых переменных и их индикаторов, описание экспериментальной ситуации, перечень условий эксперимента, описание хода эксперимента и т. д.

Методы сбора социологической информации

Наблюдение

По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае исследователь пользуется общим принципиальным планом; во втором события регистрируются по детально разработанной схеме.

В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

Работа с документальными источниками

Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного.

Целевые документы – документы, специально подготовленные для данного исследования.

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные: личные документы – карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы – это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные документы – правительственные материалы, постановления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, финансовая отчетность и т. п.; неофициальные документы – частные письма, материалы СМИ и т. п.

По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные: первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса; вторичные документы представляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

Контент-анализ

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Например, частота цитирования того или иного ученого – официальный показатель его научного авторитета.

Опросы

Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интервьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку.

По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью. Свободные интервью – это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов. Фокусированное (клиническое) интервью – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу).

Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. В рамках избирательных кампаний активно используется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее.

Элементарные процедуры упорядочения собранной информации – группировка и классификация. Простая группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка – это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки – поиск устойчивых связей изучаемых объектов.

Возможна эмпирическая типологизация – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по нескольким измерениям одновременно. В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

За час до экзамена

Предмет и функции социологии

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем – целостных образований, основными элементами которых являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:

1. Микро– и макросоциология. Микросоциология исследует поведение людей в повседневной жизни. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает

способы воздействия на социальную реальность.

Три уровня социологических теорий:

1) общесоциологические теории – исследуют общие закономерности социального развития; 2) специальные теории – рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы; 3) теории среднего уровня – занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями.

Функции социологической науки: 1) познавательная – изучение и объяснение закономерностей социального развития;

2) прогностическая – построение социальных прогнозов; 3) проекционная – разработка моделей организации социальных общностей и моделей социального управления; 4) социально-технологическая – создание служб социального развития, изучение социально-психологической обстановки в коллективах; 5) управленческая – разработка методов управленческой деятельности; 6) идеологическая – формирование представлений о состоянии общества.

Становление социологии как науки

Идея социологии как строгой науки об обществе появилась в первой трети XIX века. Но разумеется, проблемы социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки.

Томас Гоббс ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.

Монтескье разработал основные принципы «географического направления» в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, определяет особенности государственного устройства.

Анн Робер Тюрго создал идею социального прогресса: «Вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».

Анри Сен-Симон разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

Термин «социология» впервые ввел Огюст Конт. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых для оптимизации отношений между людьми. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной, т. е. опираться на положительные (достоверные) факты и приносить положительные результаты – служить благоустройству общества. Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.

Классические социологические теории

Марксизм. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Причиной социальной дифференциации, согласно Марксу, является частная собственность.

Структурный функционализм. Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и функциональная необходимость.

Социал-дарвинизм. Основными представителями социал-дарвинизма считаются Гумплович, Смолл и Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

Психологизм – совокупность социологических концепций, признающих первичность роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители – Тард, Уорд и Гиддингс.

«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

«Понимающая социология» Вебера. Вебер определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяется Чикагская школа (Знанецкий, Парк), в рамках которой сложилось направление символического интеракционизма (изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте).

Современные социологические теории

В рамках объективистского подхода выделяются следующие теории:

Структурный функционализм (Толкотт Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Социологические теории социального конфликта

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества;

3. Общая теория конфликта Боулдинга: все конфликты имеют общие образцы развития; изучение этих образцов позволит обществу контролировать конфликты, прогнозировать их последствия.

Теории, сложившиеся в рамках субъективистского подхода:

Символический интеракционизм: общество – результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная субъективными намерениями и действиями индивидов.

Создателем феноменологической социологии считается Альфред Шюц Применительно к области социального знания он пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром.

Этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Предпосылки появления социологии в России:

1. необходимость глобального методологического осмысления и обобщения материала, накопленного конкретными социальными науками (историей, этнографией, социальной статистикой).

2. усложнение социальной структуры русского общества после реформы 1861 г., бурный рост городских сословий, появление новых профессий.

Особенности русской социологии ХГХ века: оппозиционно-политическая ангажированность, публицистичность, подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Направления социологической мысли в России

Социогеографическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов). Мечников исследовал зависимость общественного развития от географических условий. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическая школа (Е. В. Де Роберта, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков). Де Роберта выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества.

Социолого-юридическое направление. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии (З. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Б. Н. Чичерин). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским, A. А. Богдановым, Г. В. Плехановым, B. И. Лениным, отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Представители субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, И. И. Кареев) высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования считали отдельную личность.

Общество и социальные институты

Социология изучает общество с различных сторон: как взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Три уровня социологического знания об обществе: 1) микроуровень: проблемы социализации личности и социального взаимодействия малых групп; 2) промежуточный уровень: культура, социальная структура, механизм социального контроля; 3) макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы: 1) целостность: общество функционирует как единый организм; 2) универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов; 3) саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности. Соблюдение этих норм обеспечивается механизмами принуждения (санкции за невыполнение правил и поощрения за следование им).

Виды социальных институтов: 1) реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений; 2) регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм; 3) культурные – связанны с идеологией, религией, искусством; 4) интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функции социальных институтов: 1) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2) обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3) обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4) осуществляют социальный контроль.

Мировое сообщество и процессы глобализации

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. В результате этого воздействия постепенно стираются национальные барьеры и формируется единый мировой рынок, создаются единые юридические условия для всех стран.

Три процесса глобализации: 1) глобализация производства – экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК); 2) глобализация культуры – распространение потребительской культуры, заменившей или дополнившей более локализованные культуры (стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через СМИ); 3) социология глобальной системы– существование международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса.

Три главных фактора трансформации мировой экономики: 1) революция в области производства и потребления; 2) глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста в странах Дальнего Востока.

Особенности глобализации: 1) международная торговля товарами и услугами растет быстрее производства; 2) деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется; 3) ускорение глобализации финансовой сферы; 4) индустриализация некоторых слаборазвитых стран, которые по уровню промышленного развития догоняют развитые страны.

Возросшая мобильность капиталов способствует распространению новейшей технологии. Некоторые развивающиеся страны получают возможность ускорить свое экономическое развитие и занять заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков.

Социальные группы и общности

Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и др. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп 1. В зависимости от того, в какой мере индивид осознает свою принадлежность к группе, различаются: а) номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (межличностные отношения в таких группах практически не опосредствованы никакой деятельностью); б) реальные группы – группы, принадлежность к которым определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности (пол, возраст, профессия);

в) агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудиторные группы).

2. В зависимости от размера выделяются: а) большие группы (социальные слои, этнические сообщества), б) средние группы (производственные объединения, территориальные общности); в) малые группы (семья, дружеская компания).

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей: 1) социально-классовые (классы, социальные слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные (национальные и этнографические группы); 4) социально-территориальные (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные.

Социальная общность и личность

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.

В структуре личности можно выделить три компонента: 1) биогенный – физические данные; 2) психогенный – эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд).

Установки человека связаны с социальными установками. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Стадии вхождения личности в социальную среду: 1) адаптация – предполагает усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности;

2) индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации; 3) интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют.

Иерархия реальных контактных групп: 1) диффузная группа: взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями; 2) ассоциация: взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; 3) корпорация: взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; 4) коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

Социальные организации и социальные движения

Социальная организация – система социальных групп и отношений между ними. По А. И. Пригожину, социальная организация – это группа людей, совместно и координированно реализующая общую цель.

Признаки социальной организации: 1) наличие целей; 2) конкретное воплощение отношений общественной власти;

3) совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;

4) правила, регулирующие отношения между ролями; 5) формализация значительной части целей, задач и отношений.

Функции социальной организации:

1) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;

2) упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.

Типы организационных форм: 1) деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач); 2) общественные союзы (объединения граждан, созданные для защиты общих интересов и достижения общих целей); 3) промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

Социальное движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Основания классификации социальных движений: 1) масштаб преобразовательной деятельности (движения против абортов и революционные движения); 2) сфера активности (социополитические, социокультурные, религиозные движения); 3) характер требований (прогрессивные и ретроактивные движения), 4) стратегия деятельности: одни движения следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль (партия зеленых в Германии), другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав (движения за гражданские права).

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к социальным благам. Современные стратификационные концепции предполагают необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Социальная мобильность – социальные перемещения личности или социальной группы, переход от одной социальной позиции к другой.

Два типа социальной мобильности: 1) горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой в пределах одного социального слоя; 2) вертикальная – переход индивида из одного социального слоя в другой

Вертикальное перемещение осуществляется двумя способами: 1) инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, 2) создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Вертикальная мобильность может быть восходящей или нисходящей – в зависимости от того, повышается или понижается статус индивида.

Скорость социальной мобильности – число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Интенсивность социальной мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Социальный статус и социальное взаимодействие

Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.

Различают предписанные (данные от рождения) и приобретенные (достигнутые личными усилиями) статусы. Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; ожидаемое поведение человека со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих.

Социальные роли могут быть институционализированными – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни – и спонтанными – возникающими в силу неформальных обстоятельств совместной деятельности.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную (содержание и характер взаимодействия) и субъективную (отношение участников взаимодействия друг к другу).

Дж. Хоманс определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Российское общественное мнение как институт гражданского общества

В условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии.

В СССР, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия, общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти.

Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 году новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого времени наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии.

Социология культуры как отрасль социологического знания

В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует социальный опыт: программы деятельности, поведения и общения людей.

Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.

Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры– прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура– система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Социальные функции культуры: 1) адаптационная: способствует социализации индивидов; 2) смыслополагающая: придает смысл человеческому существованию; 3) функция легитимации: поддерживает социальный порядок; 4) интеграционная: объединяет людей, 5) функция идентификации: формирует представление человека о самом себе; 6) функция социального изменения: изобретения и новации; 7) регуляторная: регулирует поведение индивидов в обществе.

Элементы культуры: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения).

Соотношение культуры и социальной структуры. М. Вебер и Д. Белл рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации. Согласно Марксу, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без экономического базиса. С точки зрения Т. Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура.

Понятие культуры в классических социологических теориях

Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) проводил различия между понятиями культуры и цивилизации, понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. По мнению Гумбольдта, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого.

Карл Маркс (1818–1883) видел сущность человека и культуры в их социальности («Индивид есть общественное существо»). По Марксу, существование культуры предполагает определенный экономический базис. «Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание».

Макс Вебер (1863–1920), классик эмпирической социологии, утверждал, что «понятие культуры есть ценностное понятие. Эмпирическая реальность является для нас культурной потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями (и в той мере, в какой мы это делаем); культура охватывает те и только те компоненты действительности, которые в силу отнесения к ценности становятся значимыми для нас».

Георг Зиммелъ (1858–1918) определял культуру как особую форму жизни, связанную с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и противоречивость между принципами формы и творчества. Объективный аспект культуры – это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Субъективный аспект – это та часть культуры, которую осваивает индивид. Существует противоречие между индивидом и культурой, возникающее в результате их несоизмеримости. Созданные человеком культурные формы обретают собственную логику развития, непонятную индивиду. Отсюда – отчуждение индивида от культуры.

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Теории линейного развития культуры (предполагают существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации)

О. Конт предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Каждой из трех стадий развития человеческого разума (теологическая, метафизическая и позитивная) соответствуют определенные формы общественного устройства.

Ж. Кондорсе выделял десять этапов исторического процесса, или десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается Французской революцией и должна характеризоваться ликвидацией социального неравенства, совершенствованием человека.

Теории циклического развития культуры (предполагают существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл).

Н. Я. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический и германо-романский. По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно.

О. Шпенглер выделил два этапа развития культуры: этап восхождения (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».

В основе историософской концепции А. Тойнби лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Согласно Тойнби, в своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад.

Социализация личности

Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).

Основные теории социализации: Теория «зеркального Я» Чарлза Кули: формирование человеческого Я связано с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих; итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства».

Теория социализацииПарсонса: индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

Теория нравственного развития Колберга предполагает существование трех уровней нравственного развития: доконвенционный: безоговорочное принятие детьми авторитета и морального кодекса взрослых; 2) конвенционный: общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение; 3) постконвенционный: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании этических принципов.

Социология девиантного поведения

Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения.

Четыре типа девиации (по Роберту Мертону): 1) инновация – согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество); 2) ритуализм – отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения; 3) ретретизм (или бегство от действительности) – отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания); 4) бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформность – согласие с целями и средствами их достижения.

Date: 2015-12-13; view: 2265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию