Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






За неделю до экзамена 2 page





Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Направления социологической мысли в России

Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).

Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, отождествляющую общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень простой клеточки социального организма. Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию.

Практически все русские социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.

Общество и социальные институты

Социология изучает общество с различных сторон: как взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Существует три уровня социологического знания об обществе:

1. микроуровень: проблемы социализации личности и социального взаимодействия малых групп;

2. промежуточный уровень: культура (нормы, обычаи и традиции), социальная структура (социальные статусы и роли), механизм социального контроля (нормы и санкции);


3. макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы

1. целостность: общество функционирует как единый организм;

2. универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов;

3. саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Общество в социологии рассматривается с точки зрения социальных связей, взаимодействий, отношений, возникающих в самом обществе. Социальные отношения – отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, ведущих различный образ жизни и имеющих различные доходы и источники дохода.

В социальной структуре общества выделяют следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую.

Основными элементами социальной структуры являются: социальные общности (большие и малые группы); профессиональные группы; социально-демографические группы; социально-территориальные общности.

Виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья.

Критерии выделения социальных общностей: положение в системе разделения труда, сфера приложения труда, этническая и национальная принадлежность, межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи, половозрастные характеристики индивидов, место проживания, морфофизиологические и физические особенности, решение производственных проблем, родственные отношения.

Численность социальных общностей превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Социальный институт (лат. institutum – установление, учреждение) – система созданных людьми ограничений, соблюдение которых обеспечивается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Также социальный институт можно определить как:

– совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения;

– устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Деятельность социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное функционирование.

Виды социальных институтов:

1. реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений;

2. регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля);


3. культурные – связанные с идеологией, религией, искусством ит. д.;

4. интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функции социальных институтов:

1. регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений;

2. обеспечивают устойчивость общественной жизни;

3. обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;

4. осуществляют социальный контроль.

Мировое сообщество и процессы глобализации

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. В результате этого воздействия постепенно стираются национальные барьеры и формируется единый мировой рынок, создаются единые юридические условия для всех стран.

Современные социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, и их коллеги, изучающие «третий мир», выделяют совместно три процесса глобализации:

1. Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) – главные действующие лица современной экономики. С середины 1960-х гг. мировая торговля испытала значительное увеличение оборотов. Общемировой экспорт, составлявший в 1965 г. 94 млрд долл. США, в 1986 г., по данным Мирового банка, возрос до 1365 млрд. Этот рост во многом является результатом растущего господства ТНК в мировой торговле. За последние два десятилетия произошла трансформация ТНК вследствие глобализации производства, отделяющей процессы проектирования, производства и маркетинга товаров и услуг от национальных экономик. Их глобальная деятельность во многом осуществляется без контроля со стороны какого-либо государства, а в своих внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые главным образом являются также собственностью транснациональных информационных компаний). Технологические изменения в области телекоммуникаций способствовали распространению однородной потребительской культуры.

3. Социология глобальной системы. Некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах «третьего мира» групп (часто обозначаемых как «компрадорские»), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества. Такие группы служат интересам транснациональных компаний и, как считается, способствуют утверждению господства потребительской культуры. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития.


Современные социологи и экономисты выделяют три главных фактора трансформации мировой экономики: 1) революция в области производства и потребления, связанная с широким распространением информационной технологии; 2) глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста, расположенных главным образом в странах Дальнего Востока.

Возросшая мобильность капиталов способствует распространению новейшей технологии, так что некоторые развивающиеся страны получают возможность ускорить свое экономическое развитие и занять заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков: с конца 1970-х гг. до середины 1990-х гг. доля азиатских стран в мировом экспорте промышленных товаров возросла на 9,9 %, Северной Америки – на 1,1 %, одновременно доля Западной Европы снизилась на 11 %, Восточной Европы – на 1,7 %, стран Африки южнее Сахары – на 0,3 %.

Среди наиболее важных последствий глобализации чаще всего отмечаются снижение уровня занятости, особенно неквалифицированных работников в промышленно развитых странах, и усиление неравенства не только на мировом уровне, но и в масштабе отдельных стран.

Глобализация вызывает дальнейшую маргинализацию многих слаборазвитых регионов, особенно стран Африки южнее Сахары, население которых в наименьшей степени подготовлено к производительному использованию новой технологии. Во многих африканских развитых странах и странах Южной Азии уровень грамотности в начале 1990-х гг. не превышал 50 %. Страны Восточной Европы, обладая высокообразованным населением и традициями промышленной культуры, могут быстро приспособиться к новой динамике роста, связанного с новейшей информационной технологией.

Глобализация – это прежде всего расширение рыночной экономики в масштабах всей планеты. Первая особенность глобализации заключается в том, что международная торговля товарами и услугами растет быстрее производства. Вторая особенность – в том, что деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется. Третья особенность состоит в ускорении глобализации финансовой сферы, а четвертая – в индустриализации некоторых слаборазвитых стран, которые по уровню промышленного развития догоняют развитые страны.

В настоящее время 60 % мирового товарооборота приходится на долю взаимного обмена промышленно развитых стран, в которых проживает 20 % мирового населения.

Глобализация и либерализация финансовых рынков создает новые риски, которые становится все труднее предвидеть и предотвратить.

Современный мир более развит и богат, чем 30 лет назад. По данным ООН, мировой ВВП возрос с 4 трлн долл. в 1960 г. до 23 трлн в 1993 г., средний уровень душевого дохода в мире увеличился в рассматриваемый период в 2,3 раза, в том числе в развитых странах – в 2,5 раза и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии – в 4 раза. Вместе с тем более богатый и развитый мир по-прежнему характеризуется крайне неравномерным распределением доходов.

Диспропорциональность доходов богатых и бедных, которая в 1960 г. выражалась соотношением 13:1, в 2000-м достигла показателя 74:1. В настоящее время примерно 1,3 млрд человек живут в условиях абсолютной нищеты, а находящаяся в их распоряжении доля мирового дохода составляет около 1,5 %. Таким образом, на планете живет миллиард голодающего населения.

Около миллиарда человек в мире оторваны от производительного труда: 150 млн – безработные, более 700 млн – частично занятые, неопределенное, но значительное число вовлечено в криминальную деятельность. Миллиард человек – неграмотны (2/3 из них – женщины). Примерно 2 млрд прозябают в антисанитарных условиях. Почти каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды, 840 млн, в том числе 200 млн детей, голодают или страдают от недоедания. В бедных странах ежегодно умирают 14 млн детей от неизлечимых болезней и 600 тыс. женщин по причинам, связанным с беременностью и родами. Половина всех случаев детской смертности в странах Юга вызвана недостаточным питанием.

Особенно тяжелое положение сложилось в некоторых районах Южной Азии и Африки. От хронического недоедания страдает 43 % населения Африки к югу от Сахары. Средняя продолжительность жизни африканца редко превышает 50 лет.

Социальные группы и общности

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми. Классификация социальных групп

1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:

1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Социальная общность и личность

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек – понятие общее, родовое. Индивид – отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.

Биогенный компонент – физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.

Психогенный компонент – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

Социогенный компонент: а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая относительно постоянными внутренними свойствами, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека – те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше по уровню своего развития группа отстоит от коллектива и чем ближе она к корпорации, тем больше возможностей она создает для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным подавлением лучших устремлений.

Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:

1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели, к общности социальных и производственных интересов. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным. Высшая цель коллектива – создание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентаци-онного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1. диффузная группа – группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

2. ассоциация – групппа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3. корпорация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

4. коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

Возможно регрессивное развитие группы, приводящее ее к положению замкнутой изнутри общности, отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Л. С. Выгодский писал: «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология.

Социальные организации и социальные движения

Социальная организация – система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. По А. И. Пригожину, социальная организация – это группа людей, совместно и координирование реализующая общую цель.

Важнейшим признаком организации является синергия. Синергия – эффект совместной деятельности людей, который проявляется в том, что количество энергии, затраченной людьми для достижения коллективной цели, превышает сумму их индивидуальных усилий. Источником дополнительной энергии в данном случае становится одновременность, однонаправленность и организованность действий, специализация и разделение труда.







Date: 2015-12-13; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию