Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






За неделю до экзамена 3 page





Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это подразумевает значительную неопределенность функционирования организации.

Признаки социальной организации:

1. наличие целей;

2. конкретное воплощение отношений общественной власти;

3. совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;

4. правила, регулирующие отношения между ролями;

5. формализация значительной части целей, задач и отношений (создание стандартных образцов поведения для индивидов, договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе).

Функции социальной организации:

1. интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;

2. упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.

Типы организационных форм:

1. Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, построенный на принципах единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.

2. Общественные союзы. Цели, преследуемые общественными союзами, являются обобщением индивидуальных целей их участников. Регулирование основано на принципе выборности и осуществляется в соответствии с совместно принятым уставом. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей.

3. Промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

Социальное движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Классификация социальных движений

1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них имеют относительно скромные цели и не стремятся к преобразованию основных институциональных структур. Таковы, например, движения против абортов, в защиту прав животных, за ограничение скорости на автострадах. Другие движения стремятся к более глубоким преобразованиям, затрагивающим основы социальной организации. К ним относятся, например, движения за гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Вследствие того что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение в структуре общества, активность этих движений имеет гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально: происходит радикальное преобразование самого общества. Если же предполагаемые изменения касаются основ социальной структуры и направлены на тотальное изменение общества в целом, построение вместо него «альтернативного» общества, тогда речь идет о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.

2. Социальные движения различаются в зависимости от целей собственной активности. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности. Первые в свою очередь делятся на социополитические движения, которые пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах, и социокультурные движения, которые стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков). Движения, нацеленные на изменения личности, тоже имеют две разновидности. Первая – мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения). Вторая – движения, призывающие к самосовершенствованию, исходя из того, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки.

3. Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движения спасения, преследующие цель полностью изменить членов общества; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.

4. Социальные движения различаются в зависимости от характера своих требований. Некоторые движения стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно назвать прогрессивными. К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, то есть стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Их можно назвать консервативными, или ретроактивными. Примерами могут служить экологическое движение; движение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, возникшее после краха коммунизма. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны.

5. Социальные движения различаются в зависимости от стратегии, внутренней логики своей деятельности. Одни следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства (партия зеленых в Германии, «Солидарность» в Польше). Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права, этнические, феминистские и др.

В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом деятельность одних движений создает условия для возникновения контрдвижений.

Общество, которое подавляет, блокирует или запрещает социальные движения, уничтожает механизм собственного самоулучшения и само-трансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Если сектор социального движения узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», обреченным на застой и упадок.

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.

Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация – такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Вебер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер инфильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Социальный статус и социальное взаимодействие

Для анализа степени включенности индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.

Человек может иметь несколько статусов, но, как правило, только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике и во внутренней позиции.

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни, например институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), – и спонтанными – возникающими в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – содержание и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона – это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу. Элементы социального взаимодействия:

– индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

– изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

– влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;

Джордж Хоманс (1910–1989) определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс (1902–1979) рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Питирима Сорокина (1889–1968), социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Еще одним научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие). Джордж Mud (1863–1931), заложивший основы теории символического интеракционизма, утверждал, что во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация – другими словами, то, как это действие воспринимается, какой смысл ему придается. Люди, как правило, не реагируют автоматически на внешние воздействия, сначала они пытаются разгадать их символическое значение. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия.

Социальные отношения – отношения между социальными субъектами, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Социальные отношения направлены на достижение справедливости в распределении жизненных благ, формирование условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Российское общественное мнение как институт гражданского общества

В условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии. Причем посредниками между обществом и государством и основными выразителями общественного мнения являются политические партии и иные общественные объединения политического характера.

В СССР, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия (ведь после выборов 1989 года настойчиво звучали призывы к перевыборам по партийным спискам и т. д.), общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказались непосредственно вовлечены в активную политическую деятельность, а их мнение стало фактором давления на сферу государственно-политических отношений.

Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 году новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы (когда одна половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а другую составляют депутаты, выступающие в своем личном качестве и получившие большинство голосов в своем избирательном округе) явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого времени наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются в эфире электронных СМИ. Общественное мнение в своем становлении в качестве социального института могло бы и несколько опередить процессы формирования гражданского общества.

Однако опыт показывает, что российское общественное мнение, которое на первых порах успешно взяло на себя роль локомотива, вытягивающего общество из тоталитарного состояния к цивилизованным общественным отношениям, в настоящее время не способно справляться с этой задачей.

Общественное мнение выражается на двух различных уровнях: это уровень «активных» суждений, непосредственно связанных с определенными действиями (готовность в чем-то участвовать, кого-то поддерживать и т. п.), и уровень обобщенных, символических, а также «интровертных» суждений, которые скорее связаны с обобщенными оценками ситуации или состояниями субъектов. Известно, что при проведении социологического опроса эти уровни не всегда удается различить, поскольку декларированное респондентом намерение действовать может означать лишь оценку и наоборот. Для индивида переход от слова к практическому действию опосредован внутренней работой мысли, оценкой вариантов, соотнесением средств и целей, общепринятых стандартов поведения и индивидуальных стремлений, эмоциональных напряжений и холодных расчетов и т. д. Процесс этот доступен в основном теоретической реконструкции, отчасти – психологическому эксперименту.

Социология культуры как отрасль социологического знания

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное определение этого понятия дано английским этнографом и антропологом Эдвардом Тейлором: «Культура – то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Понятие «культура» также может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). В самом широком смысле «культура» является синонимом «цивилизации». В социологическом контексте под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм.

Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается в раскрытии закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, выявлении социальных функций культуры.

Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.

Основные теоретические подходы в исследовании культуры:

1. функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; система культуры – характеристика социальной системы;

2. символизм: элементы культуры – прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.);

3. адаптивно-деятельностный подход: культура – способ деятельности, а также система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Социальные функции культуры:

1. адаптационная функция: усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится социальным существом, способным взаимодействовать с окружающими людьми;

2. смыслополагающая, или мировоззренческая, функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию;

3. функция легитимации: культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок;

4. интеграционная функция: на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность;

5. функция идентификации: на основе выработанных культурой идей и представлений о реальности человек создает собственный «образ себя», определяет свою идентичность;

6. функция социального изменения: изобретения и новации в культурной сфере могут служить фактором изменения общества;

7. регуляторная функция: культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

Элементы культуры:

1. язык – построенная определенным образом знаковая система, служащая для объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции;

2. ценности – объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов;

3. нормы – средство регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом.

Культурные универсалии – общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят труд, образование, спорт, ритуалы, системы родства, язык и т. д.

В масштабе отдельного общества различают: элитарную культуру, народную культуру, массовую культуру.

Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, которые в силу своей исключительности доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Народная культура создается анонимными творцами. Ее существование практически неотделимо от повседневной жизни.

Массовая культура (феномен общества XX века) – это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Субкультуры – культуры определенных социальных групп (например, молодежная субкультура).

Одной из наиболее важных проблем социологии культуры является проблема соотношения культуры и социальной структуры. Некоторые исследователи, например Макс Вебер и Дэниел Белл, рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации и специфическую логику развития. Согласно Марксу и его последователям, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без определенного экономического базиса. С точки зрения Толкотта Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура.

Социальная структура и культура в реальности теснейшим образом переплетены. Каждый элемент социального взаимодействия имеет некое культурное значение. Однако не все культурные значения, символы, идеи воплощаются в социальном взаимодействии. Парсонс, Бергер, Лукман отмечали способность «культурных содержаний» существовать в виде «резервуара» символов и понятий, никак не соотносящихся с социальной действительностью (например, культура античной Греции существует до сих пор, хотя античное общество давно исчезло с исторической арены).

Date: 2015-12-13; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию